Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 17:35, курсовая работа
Цель моей курсовой работы рассмотреть систему маркетинга в предпринимательской деятельности. Узнать о сущности и содержании маркетинга, о планировании и организации маркетинговой деятельности на предприятии и т.д.
В своей курсовой работе я рассмотрела три основные главы:
- в первой главе рассматривается предпринимательская деятельность – здесь рассказывается о самом термине «предпринимательская деятельность», рассматривается сущность и основные черты предпринимательской деятельности, а так же виды предпринимательства.
Введение
1. Предпринимательская деятельность
1.1 Термин «предпринимательство»
1.2 Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
2. Теория маркетинга
2.1 Возникновение и развитие маркетинга
2.2 Сущность и содержание маркетинга
2.3 Функции и подфункции маркетинговой деятельности
3. Маркетинг в системе предпринимательства
3.1 Принципы, задачи и цели маркетинга на предприятии
3.2 Планирование и организация маркетинговой деятельности
3.3 Контроль маркетинговой деятельности предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Современный маркетинг – это сложное социально-экономическое явление, которое наиболее правильно рассматривать как совокупность четырех факторов деятельности, постоянно меняющихся параметров поведения в условиях рынка: - маркетинг как философия взаимодействия и координации предпринимательской деятельности; - маркетинг как концепция управления; - маркетинг как средство обеспечения преимуществ в конкурентной среде; - маркетинг как метод поиска решений. Главное назначение маркетинга, его цель – формирование и постоянное развитие процесса обмена, чтобы сделать этот обмен взаимовыгодным для участвующих в нем партнеров. Маркетинг определяет наборы товаров, используемых отдельными предпринимателями в конкретных условиях, и дает возможность использовать имеющиеся у фирмы различные ресурсы для удовлетворения этих потребностей на пользу обеих сторон. Таким образом, маркетинг имеет дело с двумя потоками деятельности и полезностей.
Первый поток – информация о результатах деятельности фирмы – создает формы полезности в процессе производства, а затем создает полезность как во времени, так и в пространстве через процесс товародвижения. Второй поток – информация о рынке и окружающей среде – характеризует результат обмена, потоки денег и заказов, идущих от потребителей. Маркетинг регулирует движение этих двух потоков таким образом, чтобы обеспечить максимум удовлетворения спроса потребителей и прибылей предпринимателя (рис.3.1).
Рис.3.1. Система связей
маркетинга
Философия маркетинга требует, чтобы предпринимательская деятельность концентрировалась вокруг потребителя. Это означает, что должны производиться и поставляться на рынок товары, которые будут безусловно куплены, на которые обязательно будет спрос. Только признание рынком этой продукции является показателем эффективности деятельности фирмы, наиболее успешным вознаграждением для каждого предпринимателя.
Главное в маркетинге – двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей; ориентация производства на эти требования, адресность выпускаемой продукции; с другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.
Взаимодействие
спроса и предложения – это
непрерывный процесс
Нужда – это надобность в чем-либо, которая должна быть удовлетворена; базовая характеристика потребностей.
Потребность – желание, принявшее конкретную форму в рамках культурных, эстетических, исторических, географических и других факторов, определяющих поведение индивидуума в социально-экономической системе.
Спрос – конкретная потребность, предъявленная на рынке, т.е. потребность, обеспеченная деньгами.
Покупка — процесс приобретения товара или услуги на рынке, который включает две основные операции: обмен и сделку. Это результат приобретения права собственности на интересующие покупателя товар или услугу.
Сделка рассматривается как торговая операция между заинтересованными сторонами в осуществлении процесса купли-продажи товара или услуги.
Обмен — это способ получения от партнера по купле-продаже желаемого продукта путем предложения ему другой ценности или услуги.
Маркетинг применяется независимо от того, в какой степени развиты рыночные отношения, так как выступает в виде реальной системы, которая увязывает внутреннюю и внешнюю деятельность предприятия, а также координирует взаимодействие всех субъектов, входящих в систему маркетинга (рис. 3.2).
Рис.
3.2. Система маркетинга
Как всякая система, маркетинговая система обладает определенными свойствами, признаками, закономерностями функционирования и имеет свои цели и задачи, обусловленные характеристиками и возможностями каждого элемента (субъекта) этой системы применительно к окружающей ее среде.
Маркетинговая система включает в свой состав различные элементы, к которым в первую очередь следует отнести: поставщиков, конкурентов, посредников, потребителей (рынок) и предпринимательскую организацию, деятельность которой является предметом исследования или анализа. Формирование и функционирование маркетинговой системы происходит в определенной окружающей среде, которая создается под влиянием факторов и условий рыночного пространства и ограничений со стороны социально-экономических, политических, культурных, демографических и экологических факторов.
Любая
деятельность, предпринимательская или
маркетинговая, осуществляется с целью
достижения определенного результата.
Цели маркетинговой деятельности тесно
связаны с целями предприятия и способствуют
достижению последних. К основным целям
предприятия можно отнести: завоевание
рынка; рентабельность, финансовую устойчивость;
обеспечение социальных факторов производства;
создание и укрепление позиций на рынке
и престижа предприятия (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Основные цели предприятия
Иерархия целей | Подцели, показатели |
Завоевание рынка | Доля рынка, оборот, роль и значимость товара, охват новых рынков |
Рентабельность | Прибыль, рентабельность оборота, рентабельность собственного капитала, рентабельность общего капитала |
Финансовая устойчивость | Кредитоспособность, ликвидность, уровень самофинансирования, структура капитала |
Социальные цели | Удовлетворенность работой, уровень дохода и социальной защиты, социальная интеграция, развитие личности |
Престиж и позиция на рынке | Независимость, имидж, отношение к политическому климату, общественное признание |
Маркетинговые
цели имеют определенную иерархию и
структуру, которая в общем может
включать экономические и
Анализ целей маркетинга позволяет сформулировать основные задачи по их достижению. Выделяют, как правило, три взаимосвязанных комплекса задач маркетинга:
1) задачи, относящиеся к деятельности на рынке, т.е. связанные с регулированием спроса;
2) задачи, относящиеся к сфере предпринимательской деятельности;
3)
задачи, относящиеся к окружающей
среде и общественным
Задачи
маркетинга формируются в рамках
иерархии целей, времени и вида спроса
в тесном согласовании с целями организации.
Исходя из конъюнктуры спроса, задачами
маркетинга, относящимися к сфере рынка,
могут быть следующие:
Конъюнктура
спроса
Полный спрос Падающий спрос Скрытый спрос Приостанавливающийся спрос Колеблющийся спрос Чрезмерный спрос |
Задача
маркетинга
Поддерживать удовлетворение потребности Создать потребность Развить потребность Оживить потребность Синхронизировать спрос Отрегулировать спрос |
К
сфере предпринимательской
Задачами маркетинга этого уровня являются и организационные задачи, связанные с интеграцией маркетинга при формулировании главных направлений политики предприятия, т.е. задачи, относящиеся к институционализации маркетинга в организационную структуру организации.
Третий комплекс задач маркетинга, относящийся к сфере окружающей среды и общественных образований, связан в основном с задачами обеспечения социальной ответственности маркетинга перед обществом и окружающей средой. Это задачи: по недопущению искусственных методов и способов создания нужды в каких-либо продуктах, исходя только из цели достижения прибыли; по борьбе с манипуляцией рекламными средствами; по снижению чрезмерных затрат в рыночные коммуникации; по устранению ненадежных товаров; по внедрению упаковки товаров, которая соответствовала бы экологическим требованиям.
По мере интеграции концепции маркетинга в сферу производства, в систему управления предприятием происходит трансформация целей и соответственно задач. решение которых будет способствовать достижению поставленных целей.
Главные задачи маркетинга заключаются в том, чтобы выявить, количественно оценить и реализовать существующие и потенциальные возможности предприятия и рынка с целью сбалансирования спроса и предложения. В рамках задач маркетинга формируются и постоянно упорядочиваются принципы маркетинга.
Принципы маркетинга — это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение. Сущность маркетинга, как показано выше, состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировались на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка. В соответствии с сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы:
1) производить только то, что нужно потребителю;
2)
выходить на рынок не с
3) организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса;
4)
концентрировать усилия на
5)
применять тактику и стратегию
активного приспособления
6)
ориентировать деятельность
Таким образом принципы, задачи и цели маркетинга на предприятии должны рассматриваться как непрерывный процесс организации, планирования и управления в области оперативного и стратегического поведения предпринимательских единиц, нацеленный на удовлетворение нужд и потребностей потребителей и получение благодаря этому запланированной прибыли. Ведь именно маркетинг позволяет прислушиваться к голосу покупателя, ориентирует инвестиции и производство на предвиденные потребности, стимулирует инновации и предпринимательскую деятельность.