Оценивая специфику РФ, можно отметить, что
Россия имеет много отличий от стран с
уже сформировавшейся рыночной экономикой.
В частности, отметим следующие особенности
российского малого предпринимательства:
- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности из-за невозможности в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
- стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть малых предприятий за рубежом работает на условиях субподряда;
- высокий уровень квалификации кадров малого предпринимательства в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
- достаточная степень приспособляемости к сложной экономической обстановке;
- стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных товарных рынков, в том числе выйти и на международные рынки;
- общий низкий технический уровень и слабая технологическая оснащенность в сочетании с достаточным инновационным потенциалом;
- низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
- неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных обучающих услуг.
Уже давно назрела
необходимость доработки либо принятия нового закона
о малом бизнесе, но если он будет носить,
как и раньше, декларативный характер,
то такой закон не приведет к существенному
улучшению ситуации. И прежде чем править
либо писать закон, необходимо дать текущую
оценку развитию - отдельно - малому и среднему
предпринимательству, так как, по нашему
мнению, малое и среднее предпринимательство
- довольно разные понятия, и объединять
их в одну группу предприятий и так отразить
это в законе вряд ли правильно.
Учитывая, что
малое предприятие - это инициатива населения
в сфере самозанятости, для него важны
вопросы обеспечения вхождения на рынок,
преодоления административных барьеров
(в число которых входят взятки и бесконечные
немотивированные проверки), проблемы
получения кредита, аренды помещений и
т.д. Что касается среднего звена экономики,
то для него необходима глобальная модернизация,
техническое перевооружение, важны вопросы
консолидации, встраивания в какие-то
успешные структуры, а для средних предприятий
большее значение имеет и привлекательность
для иностранных, стратегических инвесторов.
Таким образом,
малое и среднее предпринимательство
- это разные сферы деятельности, и для них
нужны свои законы: с особым подходом к
определению предприятия, поддержке со
стороны государства и т.п. При этом не
стоит забывать огромного положительного
опыта, накопленного в зарубежных странах.
1.3. Характеристики и особенности
малого бизнеса
Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно
недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей
малого бизнеса России по сравнению с другими странами,
а также по сравнению со средним или крупным
бизнесом.
- Низкий процент
венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.
- Низкая легитимность
малого бизнеса. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.
- Постоянная нехватка
финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.
- Неустойчивость
малого бизнеса .Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.
Выясним основные
характеристики малого бизнеса в России:
- Гибкость малого
бизнеса Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.
- Экономичность малого бизнеса. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
- Узкая специализация
малого бизнеса. Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
- Развитие регионального
рынка. Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.
2.Современный
малый бизнес в России
2.1. Преимущества малого бизнеса
- Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
- По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
- Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков
- Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
- Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
- Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
- Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.
- Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
2.2 Недостатки
малого бизнеса
- По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
- Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
- Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
- Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
- Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
- МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой
- Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.
- Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
2.3. Проблемы малого бизнеса
К настоящему времени,
по официальным данным, на долю частных
субъектов малого бизнеса в общем количестве
частных, государственных и муниципальных,
общественных малых предприятий приходится
84%. Малые предприятия, располагая
3,4% стоимости основных средств
экономики России и 14% числа занятых, производят
12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному
хозяйству. Это говорит о широких, но еще
далеко не полностью раскрытых внутренних
возможностях развития малого предпринимательства.
Проблемы малого бизнеса можно разделить
на следующие группы1:
- Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
- Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
- Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
- Кредитная необеспеченность.
Сами представители
малых предприятий распределяют
по важности свои проблемы следующим
образом:
- Недостатки налоговой системы
- Отсутствие оборотных средств
- Низкий платежеспособный спрос населения
- Высокая арендная плата
- Экономическая политика государства
- Недоступность кредитов
- Дороговизна сырьевых ресурсов
- Слабое развитие внутреннего рынка
- Высокие тарифы на перевозки.
- Отсутствие производственных площадей.
Для нормальной
деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное
сочетание интересов государства, потребителей
и субъектов предпринимательства. А для
этого следует ввести упорядоченную и
эффективную нормативно-правовую базу
малого предпринимательства, которая
будет стимулировать развитие бизнеса
и создавать благоприятные условия для
тех, кто готов начать и продолжить свое
дело. Важно, чтобы государственная политика
поставила надежный заслон непрекращающемуся
разрастанию административных барьеров
на пути деловой активности малого бизнеса.
Нужно снизить регулирование экономики,
но не в том смысле, что нужно меньше уделять
ему внимания, а ликвидировать "постоянную
готовность чиновников отрегулировать
любой бизнес в режиме ручной настройки"2.
Заключение
Как показывает
время, малое предпринимательство
постепенно (хотя и не настолько
быстро, как предполагалось) начинает
занимать определенное место в хозяйстве
страны.
Подведя итоги
нашей работы, можно сделать следующие
выводы:
- Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным в других (ТЭК, т.к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.
- Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику. Малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.
- Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.
- В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.
- Основными проблемами малого бизнеса являются: