Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. Во основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда , обувь и т.д. и т.п.

Работа содержит 1 файл

vvedenie.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

   Коэффициент дисперсии отраслевых структур в малом бизнесе на средних и крупных предприятиях был все время достаточно высоким и не имел ярко выраженной тенденции к изменению . Данный коэффициент отражает уровень различий между отраслевыми структурами двух секторов ,поэтому его стабильность означает , что тенденции к их сближению нет и , следовательно, малый бизнес развивался довольно автономно , по своим собственным законам .Такой вывод представляется довольно неожиданным ,так как более логичным было бы предположить , что малые предприятия должны активно подстраиваться под средний и крупный бизнес. Между тем они продемонстрировали высокую «самостоятельность» в формировании своей отраслевой структуры и не старались адаптироваться к действиям более крупных производств. Пик в структурной независимости малого бизнеса был достигнут в 1995 году , после чего  данный сектор стал все меньше реагировать на макроэкономические  потребности .Такой факт предопределил не очень высокий,  но довольно устойчивый трансформационный потенциал малого бизнеса , оказывавшего постоянное и весомое структурное давление на средние и крупные предприятия , навязывая им свои отраслевые приоритеты .Таким образом, структурообразующее воздействие было достаточно заметным.

Региональные  особенности функционирования малого бизнеса.

   Таблица 3.

   Относительная производительность труда малых  предприятий по экономическим регионам. 
 
 

                                                                      (в % к общеэкономическому уровню)

        1998год    1999год
   Северный

   Северо  –Западный

   Центральный

   Волго-Вятский

   Центрально-Черноземный

   Поволжский

   Северо-Кавказский

   Уральский

   Западно-Сибирский

   Восточно-Сибирский

   Дальневосточный

   Калининградская область

   В среднем по малому бизнесу

    73,3

   64,4

   53,6

   57,2

   49,9

   72,8

   31,6

   64,2

   75,4

   48,8

   69,1

   58,2

   58,1               

   96,4

   45,1

   54,7

   32,7

   37,3

   53,6

   43,4

   58,9

   69,0

   41,7

   78,3

   64,9

   53,9

   

   Еще одним аспектом анализа сферы  малого предпринимательства является выяснение его региональной специфики .Основная цель заключается в определении  географических зон , в которых развитие малых форм хозяйствования наиболее перспективно. Важно учитывать ,что позитивные экономические факторы , заложенные в малом бизнесе , не могут быть тотальными и , как правило , распространяются только на конкретные сферы производства.

   Методологический подход , лежащий в основе такого анализа ,состоит в выявлении региональной дифференциации уровней относительной производительности труда малых предприятий . Если региональная производительность труда выше средней по экономике страны, то район благоприятен для малого бизнеса , в противном же случае- малоперспективен. Такой подход вполне обоснован , так как искусственно насаждать малое предпринимательство там ,где оно заведомо неэффективно , нет смысла; и наоборот , там где имеет высокую отдачу , целесообразно стимулировать его расширенное воспроизводство.

   Результаты  расчетов относительной производительности труда по экономическим районам  приведены в таблице 3.При этом взяты только данные за 1998-1999гг. , поскольку  за более ранние годы их либо нет ,либо они сомнительны . Заметим также, что эти данные переменчивы .Некоторые регионы в течение одного года могут перейти из разряда перспективных в неперспективные и наоборот . Это связано с огромным влиянием природно-климатических условий. Поэтому при выявлении основных закономерностей формирования регионального малого предпринимательства абстрагируемся от малозначащих деталей .

   Из  таблицы 3 видно , что малый бизнес наиболее успешен в Северном, Дальневостосточном и Западно-Сибирском экономических  районах. Например , в 1999 году  относительная производительность труда малых структур в Северном районе была на 42,5 процентных пункта выше аналогичного показателя по стране в целом , а в дальневосточном и Западно-Сибирском – соответственно на 24,4 и 15,1 пункта .Данные районы представляют собой зоны экономической периферии и отличаются тяжелыми природно- климатическими условиями .Но, как ни странно на первый взгляд , здесь малый бизнес наиболее перспективен. Малые предприятия лишь выполняют вспомогательную работу по созданию современной инфраструктуры . Конкуренция же слаба , что дает малым структурам значительный простор в проявлении инициативы .

   В Центральном, Центрально-Черноземном  и Волго-Вятском районах малый  бизнес не занял достойной ниши. В Волго-Вятском  районе его эффективность на 21,2% ниже среднерегиональной величины . В зонах традиционного бизнеса чрезвычайно сильна конкуренция со стороны средних и крупных фирм , которые вытесняют малые структуры в сферы с низкой рентабельностью и высокой трудоемкостью. Остальные регионы не имеют ярко выраженной тенденции в отношении малого бизнеса.

            Проблемы становления малого бизнеса.

   Конечно же, наивно предполагать, что для  страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

      Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие  малого  предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу  конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. 

   Таблица 4

   Основные  проблемы частного предпринимательства  в России. 

   Порядок значимости по мере упоминания
   Основные  проблемы
   1    Налоги
   2    Законодательство
   3    Инфляция
   4    Экономическая ситуация в целом
   5    Поставки, дефицит
   6    Трудности получения и высокая ставка за кредит
   7    Неплатежеспособность  партнеров, клиентов
   8    Несовершенство  банковской системы
   9    Политическая  ситуация
   10    Бюрократия
   11    Недостаток  производственных площадей, офисов
   12    Действия  правительства, властей
   13    Коррупция, взятки
   14    Недостаток  материальной базы
   15    Финансовая  политика государства, действия ЦБ
   16    Сбыт, поиск клиентов, потребителей
   17    Высокие цены на сырье и материалы
   18    Монополия государства, госпредприятий
   19    Трудности с арендой
   20    Разрыв  экономических связей
   21    Недостаток  информации
   22    Недостаток  культуры, опыта
   23    Необязательность  партнеров
   24    Проблемы  собственности
   25    Кадровые  проблемы
   26    Недостаток  собственных средств
   27    Невыгодность производства
   28    Большая, громоздкая отчетность
   29    Нет льгот
   30    Рэкет
   31    Невыгодность  инвестиций' и
   32    Конкуренция
   33    Несовершенство  рынка
   34    Недоверие западных партнеров
   35    Отрицательное отношение к предпринимателям

   По  материалам: Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр социально-экономических проблем,М.,1995. 

      Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная  неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого  бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в  неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

      Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий,  работающих в сфере торговли  и посреднических услуг,  занимает  доминирующее положение. Кроме  того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые ( выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

      В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на  несколько десятков  торгово-закупочных.

      Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение  и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала -  все это  затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

      Но главная  причина сокращения  числа малых предприятий -низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на  приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого  бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

      Еще один очень важный фактор  негативного воздействия  на  малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

      Все это приводит к тому, что  только часть зарегистрированных  предприятий малого бизнеса оказывается  в не состоянии приступить  к реальному производству продукции.

      Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.  Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания  информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

      Весьма остра  проблема формирования  финансовой базы становления  и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно,  нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности.  Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

      К настоящему времени сделаны  только самые первые шаги в правовом и организационном  обеспечении  формирования  малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.  Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. 
 

      По моему мнению, комплекс первоочередных  мер по развитию малого предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в  следующих направлениях:

Информация о работе Малое предпринимательство