Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

Формирование рынка — процесс многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малого предпринимательства. Понятие "малое предпринимательство" предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях.

Содержание

Введение
1 Значения и задачи малого предприятия
1.1 Место малого предприятия в рыночной экономике
1.2 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах
1.3 Какие предприятия относятся к малым
2 Характеристика экономической деятельности малого предприятия и их государственная поддержка
2.1 С чего начинается образование малых форм предпринимательства
2.2 Виды малых предприятий
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Малое предпринимательство.docx

— 28.60 Кб (Скачать)

                    Содержание

 

Введение

1 Значения и задачи  малого предприятия

1.1 Место малого предприятия  в рыночной экономике

1.2 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах

1.3 Какие предприятия относятся  к малым

2 Характеристика экономической  деятельности малого предприятия  и их государственная поддержка

2.1 С чего начинается  образование малых форм  предпринимательства

2.2 Виды малых предприятий

2.3 Государственная поддержка  малого предпринимательства

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

Введение

Формирование рынка —  процесс многоплановый. Требуется          взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление  и развитие малого предпринимательства. Понятие "малое предпринимательство" предполагает предпринимательскую  деятельность небольших предприятий  в традиционных областях.

 

1 Значения и задачи малого  предприятия

1.1Место малого предприятия в  рыночной экономике

Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике  России является разгосударствление и  приватизация имущества государственных  монополий. Решается она главным  образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых  будет либо ассоциированным, либо единоличным  хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без  исключения отраслях и сферах экономики  страны отвечает мирохозяйственным  тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в  сфере малого бизнеса действует  очень большое число небольших  предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время в  экономике России одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят  от специфики отраслей, их технологических  особенностей, от действия эффекта  масштабности. Есть отрасли, связанные  с высокой капиталоемкостью и  значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются  большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры  оказываются предпочтительнее.

Для современной экономики  характерна сложная комбинация различных  по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, — складывающаяся под  влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса  является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают  большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые  и определяют важнейшие технологические  сдвиги.

С другой стороны, в последнее  время выявился небывалый рост мелкого  и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества  работников. Малых и средних предприятий  особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с про-изводством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным  фирмам; исключение лишних звеньев  управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного  и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия  для оздоровления экономики: развивается  конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная  перестройка; расширяется потребительский  сектор. Развитие малых предприятий  ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного  потенциала, лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет способность  малых предприятий расширять  сферу приложения труда, создавать  новые возможности творческих сил  и использования свободных производственных мощностей.

 

1.2 Опыт функционирования малых  предприятий в разных странах

Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние  несколько лет в Западной Европе, США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен  совокупностью многочисленных малых  и средних предприятий. Основная масса их — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что  позволило значительно сократить  безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных  узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых  для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным  предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода  к определению места и роли малых предприятий в экономике  общества. В малом предпринимательстве  кроются большие резервы, которые  можно поставить и на службу России.

Например, малые и средние  фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в  том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве - 80, оптовой торговле — 86, сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе  работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся  к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в  стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании  и Голландии, а также концернах  стали, фармацевтики, деревообработки  Швеции и в часовой промышленности Швейцарии, но это не привело к  исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил

живучесть, способность к  воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны  крупных концернов. Мелкие и средние  фирмы отыскивают "специализированные ниши", где они выступают субподрядчиками  концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на

мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все  свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми  апробировать новую продукцию, чтобы  самим перейти к массовому  производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что  в кризисные годы занятость в  мелком бизнесе не сокращалась.

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое  предпринимательство как новая  форма организации общественно  необходимого труда отвечает социально-экономическим  интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как  для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание  и поддержку. Малые предприятия  включают в процесс общественного  производства дополнительный труд, который  создает новые ценности, приумножает  национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство  является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

 

1.3 Какие предприятия относятся  к малым

Единого международного стандарта  дифференциации предприятий на малые, средние и крупные не существует. Это зависит от конкретной ситуации, уровня развития и структуры экономики  каждой страны.

В основном, главным критерием  отнесения предприятия к одной  из этих групп является численность  работников с дифференциацией по отраслям экономики.

В России до 1995 г. в отраслях промышленности и строительства  к малым предприятиям относились объекты со среднегодовой численностью до 200 человек, в науке — до 100 человек, в других отраслях производственной сферы (транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство) - до 50 человек, в  розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы -  до 15 человек. При этом к  среднегодовой численности работников основного персонала добавляется  среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, т. е. работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда.

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым на основании  критерия того вида деятельности, который  приносит наибольшую долю суммарной  выручки от реализации продукции (выполненных  работ, оказанных услуг).

С 1996 г. к малым в промышленности, строительстве и транспорте стали  относиться предприятия с численностью 100 человек, в сельском хозяйстве - до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 30 человек, в прочих отраслях — до 50 человек.

Эти изменения, а также  мировая практика свидетельствуют  о некой условности разделения предприятий по их размерам.               |

В Японии при разделении предприятий на группы в зависимости  от их размеров помимо отраслевой дифференциации, как правило, используются 2 показателя: размер капитала (величина, аналогичная уставному капиталу в России) и численность персонала. Здесь большей частью проводится разделение предприятий на мелкие и средние. К последним в отраслях промышленности, транспорта, строительства, связи относятся предприятия с капиталом до 100 млн. иен (660 тыс. дол.) и численностью работающих до 300 человек; в оптовой торговле — соответственно до 30 млн. иен (200 тыс. дол.) и до 100 работающих; в розничной торговле и сфере услуг - до 10 млн. иен (66 тыс. дол.) и до 50 работающих. К малым в производственных отраслях относятся предприятия с численностью до 50 работающих, в торговле и сфере услуг — до 5 работающих.

 

 

2 Характеристика экономической  деятельности и их государственная  поддержка

2.1 С чего начинается образование  малых форм предпринимательства

При выделении структурного подразделения из состава крупного государственного предприятия, прежде всего, должно быть решение трудового  коллектива соответствующей структурной  единицы (цеха, участка,

филиала) о его выделении  и о создании на его базе малого предприятия.

Такое решение оформляется  протоколом общего собрания данного  структурного подразделения. Далее  необходимо согласие собственника имущества  о выделении из его состава  данного подразделения как малого предприятия. Такое согласие, как  правило, оформляется приказом руководителя предприятия (организации), из состава  которого выделяется новое малое.

После этого разрабатывается  устав предприятия, в котором  четко указываются вид и сфера  деятельности; уставный капитал; учредители, их

доля в уставном капитале; почтовый адрес, телефон (факс) предприятия,

фамилия руководителя и главного бухгалтера. Затем в местный орган  власти подаются заявление с просьбой о регистрации предприятия и  подготовленные учредительные документы.

 Местные органы могут запросить дополнительные сведения о санитарной и экологической безопасности нового предприятия, численности и структуре людей, занятых в производстве, и другие данные, связанные с конкретными условиями развития данного региона. После регистрации предприятие открывает расчетный счет в банке, в органах внутренних дел получает разрешение на гербовую печать и становится полноценным юридическим лицом.

При создании нового предприятия  с нулевого цикла прежде всего  возникает вопрос о его форме, учредителях, видах деятельности.

Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и  отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что  отдельные виды деятельности разрешаются  исключительно государственным  предприятием, а производство рядов  товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении  своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукции, прибылью оставшейся после уплаты налогов  и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и  необходимости обеспечения производственного  и социального развития предприятия, повышение личных доходов его  работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями продукции, услуг, работ, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаются  и с соответствующими государственными органами.

Информация о работе Малое предпринимательство