Необходимо
также поддерживать
региональные малые
и средние банки,
работающие с малым
бизнесом, удешевлять
кредитные ресурсы
путем снижения фондов
обязательного резервирования,
развития рефинансирования
в Центральном банке,
использовать в качестве
залога ипотечные ценные
бумаги, страховые полисы
и так далее. В России
недостаточна правовая
база обществ взаимного
кредита и страхования
малого бизнеса, поэтому
из-за нереального в
условиях России требования
о полном залоговом
обеспечении малые фирмы
берут кредиты у теневых
структур под ростовщический
процент или в лучшем
случае - у зарубежных
инвесторов под 17-20 %
годовых, то есть во
много раз дороже, чем
на Западе.
Существенную
роль в развитии российского
малого бизнеса с 2003
года начали играть
налоговые льготы.
Благодаря расширению
сферы применения и
упорядоченному взиманию
вмененного налога,
который позволяет обойтись
без детального контроля
доходов магазинов,
кафе и предприятий
сферы услуг, заинтересовывает
их в лучшем использовании
торговой площади.
Упрощенная
система налогообложения
позволила фирмам
с годовым оборотом
до 15 миллионов рублей
заменить пять налогов (на
прибыль, имущество,
продажи, НДС и
единый социальный налог)
внесением 15 % от разницы
между доходами и полными
деловыми расходами
или (по выбору фирмы) 6 %
от общей суммы выручки.
В результате налоговая
нагрузка снижается
в 2-2,5 раза, и уменьшаются
расходы на налоговый
учет. Однако эти льготы
касаются только мелкого,
а не всего малого бизнеса.
Целесообразно понизить
ценность нового оборудования,
расширить сферу применения
инвестиционного кредита (отсрочка
уплаты налогов), предоставлять (по
решению местных властей)
льготы при создании
новых рабочих мест
и в приоритетных для
данного региона сферах
деятельности.
Во
всех случаях льготы
должны предоставляться
не с момента регистрации,
а при фактическом
начале хозяйственной
деятельности, причем
в качестве элемента
комплексной системы
поддержки малого
бизнеса.
2.2
Косвенная поддержка
малого бизнеса
Косвенная
поддержка малого
бизнеса стала
в развитых зарубежных
странах основой
создания благоприятной
внешней среды
для его развития.
Такая
поддержка включает
в себя обязательное
резервирование части
государственного и
муниципального заказа
для малого бизнеса.
По данным Министерства
экономического развития
и торговли, заявки на
эти заказы подает ежегодно
более 100 тысяч предпринимателей (52 % -
на муниципальном уровне),
однако лишь 9 % заказов
достается малому бизнесу,
причём на конкурсной
основе. Крупные компании
не кооперируются с
ними при выполнении
госзаказа. Необходимо
сделать аутсорсинг
Аутсорсинг - (в переводе
с английского - заключение
субдоговора на выполнение
работ с внешними фирмами,
особенно иностранными
или теми, которые не
имеют профсоюза). Он
заключается в передаче
функций разработки,
производства, технической
поддержки сбыта продукции,
обслуживания, администрирования,
финансирования и других
бизнес-услуг высококвалифицированным
специалистам сторонней
организации главным
направлением экономии
затрат государственных
и муниципальных учреждений
и крупного бизнеса
на вспомогательные
и обслуживающие функции.
На
долю лизинга в
России приходится лишь 4-5 %
общей суммы инвестиций.
Между тем региональные
и отраслевые лизинговые
компании, созданные
с участием государства
и крупного бизнеса,
эффективнее всего решают
основную проблему конкурентоспособности
малого бизнеса - быстрое
обновление оборудования
при весьма ограниченных
финансовых ресурсах.
Венчурное
финансирование в
развитых зарубежных
странах покрывает до 85 %
затрат малого бизнеса
на разработку и освоение
нововведений. В сочетании
со страхованием коммерческих
рисков и залогом интеллектуальной
собственности (прав
на результаты исследований
и разработок) оно открывает
дорогу для развития
малых инновационных
фирм, помогает сдержать
эмиграцию специалистов.
Правовая база в этой
сфере крайне несовершенна,
в ней можно использовать
опыт не только больших
стран, но и Финляндии,
Норвегии, Израиля.
Решающее
значение для поддержки
малого бизнеса имеет
административная и
муниципальная реформа,
развитие региональной
рыночной и инновационной
инфраструктуры. Определённый
опыт в этом отношении
накоплен в Москве, Петербурге,
Новосибирске, Томске
и других городах. В
2003 году впервые стало
сокращаться число административных
проверок и разрешений.
Однако до сих пор расходы
малого бизнеса на оплату
ненужных и незаконных
«услуг» государственных
организаций и криминала,
на поиск и проверку
информации о возможных
партнерах, сертификацию
и так далее превышают
налоговую нагрузку.
2.3
Применение опыта
зарубежных стран
В
развитых зарубежных
странах поддержка
малого и среднего
бизнеса стала
важнейшей функцией
государства. В Федеративной
Республике Германия,
Финляндии и других
странах соответствующие
органы действуют
во всех городах, центрах
земель, округов и других
административных единиц.
Зарубежный
опыт позволяет выделить
следующие наиболее
важные для России
элементы поддержки
малого бизнеса:
-
институциональный
характер поддержки,
включающий организационное,
информационное, правовое,
кадровое и финансовое
обеспечение;
-
соединение усилий
государства, муниципалитетов,
общественных организаций
и благотворительных
фондов;
-
дифференциацию налогообложения
с учётом особенностей
сферы деятельности (особое
внимание уделяется
наукоемким и экологичным
технологиям), социального
статуса предпринимателей (особые
льготы для молодежи,
женщин, инвалидов, пенсионеров)
и развития региона
(льготы для депрессивных
регионов);
-
промышленные зоны
как сфера сотрудничества
крупного и малого
бизнеса;
-
отказ от субсидий в
пользу косвенных форм
стимулирования малого
бизнеса.
Следует
выделить следующие
наиболее актуальные
для России черты
опыта Соединенных
Штатов Америки
по поддержке малого
бизнеса:
-
функционирование
администрации малого
бизнеса как мощной
федеральной организации,
действующей по поручению
и под контролем парламента
на основе программно-целевого
управления;
-
особую роль муниципальных
и региональных
органов содействия
малому бизнесу,
создающих местные
корпорации развития,
консультационную, информационную
и образовательную инфраструктуру,
оказывающую услуги
малому бизнесу на льготной
основе;
-
особое внимание
к развитию некоммерческих
организаций в
области социальных
услуг, экологии,
энергосбережения, городского
хозяйства, оздоровительных
услуг;
-
специальные льготы
для предпринимателей
из уязвимых этнических
и социальных групп
(индейцы, афро-американцы,
недавние иммигранты,
инвалиды, подростки
и молодежь, безработные,
многодетные семьи,
бывшие правонарушители
и так далее);
-
специальные квоты
для малого предпринимательства
при распределении государственных
заказов, в том числе
военных и космических
заказов крупным корпорациям;
-
уникальный опыт
венчурного финансирования
и развития малых
инновационных фирм
в университетах,
при крупных корпорациях
и государственных научно-исследовательских
институтах;
-
финансовое содействие
малому и среднему
бизнесу не в
виде прямых субсидий
или льгот отдельным
фирмам по усмотрению
местных властей,
а в виде целевых
налоговых льгот
и кредитов.
Анализ
опыта стран Центральной
и Восточной Европы
также позволяет выявить
ряд актуальных для
Российской Федерации
путей государственного
содействия созданию
новых рабочих мест:
-
предоставление высвобождаемым
работникам возможности
выкупать на льготной
основе часть уже
существующих производственных
мощностей для организации
своего бизнеса (Словения,
Чехия);
-
создание региональных
центров маркетинга,
лизинга и консалтинга,
помогающих начинающим
бизнесменам найти
рынки сбыта, необходимые
технологии, оборудование,
организовать учет
и налоговое планирование (Чехия,
Венгрия, Польша);
-
компенсация из
местных бюджетов
части средств,
затраченных малым
бизнесом на обучение
и стажировку молодых
работников, а также
бывших военнослужащих,
инвалидов, безработных
(Польша, Словакия, Хорватия);
-
создание параллельно
со службой занятости
сети трехсторонних
органов из представителей
профсоюзов, работодателей
и правительства
для контроля использования
бюджетных инвестиций
и фонда занятости;
-
уточнение статистики
занятости в соответствии
с международными
стандартами. Так, в
Польше более 500 тысяч
зарегистрированных
в 1990-е годы безработных
на самом деле работали,
в Венгрии, напротив,
при безработице, достигавшей 25 %,
лишь треть была официально
зарегистрирована;
-
стимулирование создания
рабочих мест в депрессивных
регионах и для наиболее
уязвимых групп населения (в
ряде регионов Румынии
и Словакии не имели
работы до 100 % цыган)
за счет общественных
работ, самозанятости,
профессионального
обучения и так далее;
-
выделение приоритетных
сфер развития (в
Эстонии - информационные
технологии, в Латвии -
фармацевтика и парфюмерия,
в Литве - кооперированное
производство комплектующих
изделий).
Совет
Федерации Федерального
Собрания Российской
Федерации в течение
ряда лет ведет
разработку проблем
развития малого бизнеса
в России. Особое внимание
этой проблеме уделено
в Послании Президента
Российской Федерации
В. В. Путина Федеральному
Собранию (2002 год).
Глава 3.
Малое предпринимательство
в Ярославской
области
Развитие
малого предпринимательства
в Ярославской области,
как и в целом по России,
происходит за счёт
преимущественного
развития предприятий
торговли и общественного
питания, составляющих
в структуре малых предприятий 45%.
По данным областного
комитета государственной
статистики, число малых
предприятий в промышленности
в 2003 году составило 1016
единиц, или 12,1% от их
общего количества.
По сравнению с 1995 годом,
когда на законодательном
уровне был определён
статус малого предприятия,
число предприятий уменьшилось
на 126 единиц, или на 11%.
Наибольшее число малых
предприятий -1415 наблюдалось
в 1998 году. Затем произошло
снижение до 995 предприятий
в 2001 году. За 2003-2004 годы
наметился небольшой
рост, составляющий
около 1%. Для стабилизации
и улучшения ситуации
появилась необходимость
сосредоточения усилий
на поддержке малого
бизнеса в промышленной
сфере.
Действенным
механизмом развития
малого промышленного
бизнеса является
его кооперация с
крупным бизнесом
посредством применения
аутсорсинга и
субконтрактации.
В
Ярославской области
подавляющее количество
крупных предприятий
располагает полным
циклом производства.
Это обеспечивает высокий
уровень надёжности
работы предприятий,
но совершенно не подходит
для работы на открытом
рынке, не позволяет
сконцентрировать усилия
на решении важнейших
задач: технологическом
перевооружении, обновлении
модельного ряда выпускаемой
продукции и внедрении
современных систем
управления. Этому во
многом могут способствовать
специализированные
малые предприятия,
рыночная активность
и эффективность которых
по отдельным видам
и направлениям деятельности
значительно выше, чем
у аналогичных подразделений
крупных предприятий.
Аутсорсинг
заключается в
передаче функций
разработки, производства,
технической поддержки
сбыта продукции,
обслуживания, администрирования,
финансирования и других
бизнес-услуг высококвалифицированным
специалистам сторонней
организации.
Субконтрактация
или субконтрактинг -
это вид производственной
кооперации, в ходе
которой одно предприятие (контрактор)
поручает другому (субконтрактору)
осуществить изготовление
некоторой продукции (деталей,
комплектующих) в соответствии
с предоставленными
чертежами и требованиями.
Проблемы,
связанные с внедрением
субконтрактации
и аутсорсинга, а
также возможности
и преимущества данных
организационных
форм во многом являются
общими.
Применение
такой новой стратегии
ведения бизнеса (аутсорсинга
и субконтрактации)
даёт возможность
любому предприятию
освободиться от непроизводительных
издержек и сконцентрировать
ресурсы и усилия
на участках, определяющих
конкурентоспособность
продукции и предприятия
в целом. Преимущества
субконтрактации для
потребителя, прежде
всего, связаны с более
высокой эффективностью
малого бизнеса, которая
находит своё отражение
в низкой цене поставляемых
товаров и услуг из-за
более узкой специализации
производства и невысоких
управленческих расходов.
Производственная
кооперация позволяет
крупному бизнесу
повысит производительность
труда и эффективность
производства, а малым
предприятиям - загрузить
имеющееся оборудование
производственными
заказами, автоматически
решив при этом проблему
сбыта. В целом она способствует
дальнейшей структурной
перестройке экономики
области, повышению
конкурентоспособности
промышленных предприятий,
улучшению социально-экономического
положения региона.
Для
реализации стратегии
аутсорсинга и субконтрактации
малому бизнесу должны
помогать исполнительные
власти, в данном случае
это органы исполнительной
власти Ярославской
области.