Малое предпринимательство в Ярославской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

В целом, раскрытию поставленных задач подчиняется и структура курсовой работы. Она состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы, а также приложения. Во введении сделана попытка раскрыть актуальность проблемы, степень её изученности; поставлены цель и задачи исследования; дана характеристика источниковой базы. В свою очередь, основная часть делится на три главы.

Содержание

•Введение 2
•Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики 6
◦1.1 Сущность малого бизнеса 6
◦1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике 10
◦1.3 Проблемы малого бизнеса в российской экономике 13
•Глава 2. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах 16
◦2.1 Прямая поддержка малого бизнеса 16
◦2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса 19
◦2.3 Применение опыта зарубежных стран 20
•Глава 3. Малое предпринимательство в Ярославской области 24
•Заключение 27
•Список использованных источников и литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая сравнение с зарубежом.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Однако, малому предпринимательству  помимо преимуществ  присущи и недостатки. Самые существенные из них это - более высокий уровень риска, а значит и более высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов.

Все недостатки и неудачи  определяются не только внутренними, но и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью их собственников. Не смотря на свои недостатки, малый бизнес имеет достаточно большую роль в современной экономике.

1.2 Роль малого бизнеса  в современной  экономике

В современной экономике  малый бизнес имеет  большое значение. Его роль заключается в производстве продукции и услуг, создании рабочих мест (а значит, и в сокращении безработицы и социальной нестабильности), развитии крупного предпринимательства, получении людьми возможности организации своего дела.

Мировая практика свидетельствует, что:

Во-первых, деятельность малого предпринимательства напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала.

Во-вторых, в условиях усиления конкуренции на мировом рынке малый бизнес с помощью меньшей капиталоёмкости, чем у крупного производителя, обеспечивает модернизацию производства и обновление ассортимента выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям состояния рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

В-третьих, малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический  эффект. В Японии в этом секторе  экономики работает почти 80% занятого населения  страны, в странах  Европейского Союза - более 70%. В США  доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны более 52%. Благодаря такой большой занятости населения в малом предпринимательстве уменьшаются расходы государства на трудоустройство граждан и поддержание социальной стабильности, и повышается уровень реальных доходов граждан.

Роль  малых предприятий  в экономике довольно велика, и эта тенденция  не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под  воздействием ряда факторов, действующих порой  противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а, следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.

В то же время развитие технологий, науки  и техники вызывает необходимость постоянного  качественного изменения  спроса, на которое  не могут оперативно реагировать крупные  предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

Но  самая важная роль малых предприятий  заключается в  решении ряда, социальных аспектов. Малые предприятия  создают условия  для увеличения рабочих  мест. Это подтверждается и современным  характером экономического развития промышленно  развитых стран. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий. На каждые 100 новых предприятий с новой технологией приходится одно или два рабочих места.

Малым бизнесом необязательно  должно являться целое  предприятие, им является и небольшая торговая точка, при организации которой не требуется образования юридического лица.

Таким образом, малый бизнес даёт многим людям  возможность организации  своего дела, а государству  помогает в сокращении безработицы и  социальной нестабильности. Благодаря малому предпринимательству крупное производство может развиваться, но в тоже время малый бизнес развивается за счёт капиталовложений крупных предприятий. Значит, малое и крупное производства тесно связаны и не могут развиваться друг без друга. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды.

Международный и отечественный  опыт показывает, что  благодаря малому бизнесу происходит создание новых рабочих  мест и тем самым  расширение занятости  и сокращение безработицы. Малое предпринимательство насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. В целом в валовом внутреннем продукте стран Европейского Союза доля малого бизнеса превышает 67%. Из этого следует, что государство заинтересовано в создании благоприятных правовых и экономических условий для его интенсивного развития. Но не всегда это так. Часто бывает, что государство пресекает развитие малого предпринимательства из-за больших затрат времени и денег.

Из  этого всего можно  сделать вывод, что  малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния. Несомненно, малое предпринимательство - жизненно важный фактор экономики.

1.3 Проблемы малого бизнеса в российской экономике

Сегодня у малого бизнеса  много крупных  проблем, таких как  проблемы роста конкурентоспособности  и глобализации.

В наше время современное  мировое хозяйство  представляет собой  интегрирующуюся, объединяющуюся, систему. Свободное движение капитала и труда, информационные технологии размывают национальные границы.

Для защиты своих национальных ценностей в процессе глобализации решающим становится международное  сотрудничество с  теми, кто разделяет  общие цели и задачи интернационализации правового пространства, рынков товаров и услуг, а также правила свободной торговли, устанавливаемые Всемирной торговой организацией (ВТО).

При всей противоречивости результатов глобализации большие государства, такие как: США, Канада, Мексика и Бразилия, и малые страны: Финляндия, Сингапур, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия и другие - в целом извлекают из этого процесса немало полезных результатов. В этих странах поддержка развития малого бизнеса основывается на создании законодательной базы и надёжной системы защиты прав и интересов предпринимателей, их доступа к льготным кредитным ресурсам, производственной, финансовой, социальной и рыночной инфраструктур, которые способствуют развитию этого сектора экономики.

В России же у малого бизнеса существуют различные трудности:

- несовершенстве правовых  основ и высоком  уровне налогообложения,  отсутствии законодательной  базы и правовых  гарантий. В законе  «О поддержке малого  предпринимательства»  закреплена обязанность  исполнительной власти  всех уровней разрабатывать и осуществлять меры по созданию информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информации. Также по этому закону исполнительная власть должна осуществлять меры по развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства, а учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров малого бизнеса пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Исполнительная власть обязана предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства определённой доли заказов на производство и поставку продукции и товаров для государственных нужд - не менее 15% от общего объёма поставок. Таким путём предполагается создать гарантированный рынок сбыта для высокоэффективных малых предприятий, содействовать стабилизации их финансового положения, стимулировать повышение уровня производства и качества продукции. К сожалению, не всё из вышеперечисленного работает в настоящее время, так как правовые нормы не носят конкретный характер, то есть не разработана в деталях процедура защиты прав и интересов малого предпринимательства на всех стадиях формирования и исполнения заказов на поставки для государственных нужд и не указана мера ответственности государственных заказчиков за несоблюдение этой процедуры.

- негативном отношении определённой части населения, связывающей предпринимательство напрямую с посредничеством, куплей-продажей. Определённая часть населения не имеет знаний о деятельности малого бизнеса, то есть при отсутствии знаний о понятии и роли малого предпринимательства у этой части населения создаётся неправильное впечатление о его деятельности, из чего и следует появление негативного отношения к этому виду предпринимательства.

- экономической и  политической нестабильности  в обществе;

- несовершенстве банковской и кредитной систем, то есть в ограничении возможностей для финансирования инвестиций и низкий круг источников финансирования Черняк В.З. Введение в предпринимательство. М., 2000. - С. 214.

В России малый бизнес, к сожалению, пока что развит слабо  и территориально очень неровно, то есть в центральном  регионе и в  регионах с высокоразвитым крупным предпринимательствах (в  регионах с наиболее благоприятной средой для создания и  развития малого предпринимательства) малый бизнес развивается быстрее, а значит и расположен он в основном в этих регионах. Во многом именно поэтому немалое количество областей и часть автономных республик не могут интенсивно развиваться исключительно из-за высокой трудоизбыточности и её невозможно ликвидировать из-за практического отсутствия общенационального рынка труда и крайней нищеты большей части населения.

Таким образом, развитие малого предпринимательства - одно из главных направлений  создания среднего класса, отмеченного высокой квалификацией, культурой труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.

Из  этого всего следует, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса в  России - это совершенствование  правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование банковской и кредитных систем.

Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать государство.

Глава 2. Меры государственной  поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах

2.1 Прямая поддержка  малого бизнеса

Прямая  поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.

Приоритетными отраслями в различных  странах Европейского Союза признаны также дорожное строительство и местный транспорт; заготовка, хранение и переработка местного сельскохозяйственного сырья; сбор и переработка отходов и местных ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги.

Следует отметить, что доля этих субсидий в национальном бюджете постоянно  сокращается. В России они также не могут  служить основным средством поддержки  малого бизнеса, потому что способствуют коррупции. Исключением  на ближайшие годы следует признать аграрную сферу. В Соединенных Штатах Америки на поддержку фермеров ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В Российской Федерации, где 37 % населения проживает в сельской местности, на эти цели в 2003 году выделено лишь 28 миллиардов рублей.

Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта. С 2004 года в странах Европейского Союза можно получить кредит на деятельность, связанную с минимальным риском при наличии у малой фирмы собственных средств, который выдается всего под 1,5 % годовых. Для оценки платёжеспособности заёмщика учитывается сфера деятельности и тенденции её развития, конкурентная позиция фирмы и её доля на рынке, качество менеджмента и репутация владельца, рентабельность, доходность, состояние банковского счета, показатели баланса и амортизации капитала. При сомнительной платёжеспособности заёмщика ссудный процент повышается и проект, по крайней мере, наполовину должен финансироваться из собственных средств. Кредитование малого бизнеса осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование стартового капитала на 10 лет проводится без залога под низкий процент на основании бизнес-плана. После заключения независимых экспертов заёмщик, обладающий необходимой не только профессиональной, но и экономической квалификацией и собственным капиталом в размере 15 % потребности по бизнес-плану, может получить в виде кредита до 75 % инвестиций без залога. По другой программе кредиты выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты с гарантиями или поручительствами на 20 % займа не требуют наличия собственного капитала.

В России банки не выдают долгосрочные кредиты  малому бизнесу в  основном из-за того, что субъекты малого предпринимательства  чаще всего оставляют  свои активы в тени и не имеют на своем балансе основных фондов для залога.

Информация о работе Малое предпринимательство в Ярославской области