Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:44, курсовая работа
Описание работы
В целом, раскрытию поставленных задач подчиняется и структура курсовой работы. Она состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы, а также приложения. Во введении сделана попытка раскрыть актуальность проблемы, степень её изученности; поставлены цель и задачи исследования; дана характеристика источниковой базы. В свою очередь, основная часть делится на три главы.
Содержание
•Введение 2 •Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики 6 ◦1.1 Сущность малого бизнеса 6 ◦1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике 10 ◦1.3 Проблемы малого бизнеса в российской экономике 13 •Глава 2. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах 16 ◦2.1 Прямая поддержка малого бизнеса 16 ◦2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса 19 ◦2.3 Применение опыта зарубежных стран 20 •Глава 3. Малое предпринимательство в Ярославской области 24 •Заключение 27 •Список использованных источников и литературы 29
Однако,
малому предпринимательству
помимо преимуществ
присущи и недостатки.
Самые существенные
из них это - более высокий
уровень риска, а значит
и более высокая степень
неустойчивости на рынке;
зависимость от крупных
компаний; недостатки
в управлении делом;
слабая компетентность
руководителей; повышенная
чувствительность к
изменениям условий
хозяйствования; трудности
в заимствовании дополнительных
финансовых средств
и получении кредитов;
неуверенность и осторожность
хозяйствующих объектов
при заключении договоров
и контрактов.
Все
недостатки и неудачи
определяются не только
внутренними, но и внешними
причинами, условиями
функционирования малых
предприятий. Как показывает
опыт, большинство неудач
малых фирм связано
с отсутствием опыта
управления или профессиональной
некомпетентностью
их собственников. Не
смотря на свои недостатки,
малый бизнес имеет
достаточно большую
роль в современной
экономике.
1.2
Роль малого бизнеса
в современной
экономике
В
современной экономике
малый бизнес имеет
большое значение.
Его роль заключается
в производстве продукции
и услуг, создании рабочих
мест (а значит, и в сокращении
безработицы и социальной
нестабильности), развитии
крупного предпринимательства,
получении людьми возможности
организации своего
дела.
Мировая
практика свидетельствует,
что:
Во-первых,
деятельность малого
предпринимательства
напрямую влияет на
успешное развитие не
только крупного бизнеса,
но и экономики страны
в целом, обеспечивая
наполнение внутреннего
рынка потребительскими
товарами и услугами,
рост экспортного потенциала.
Во-вторых,
в условиях усиления
конкуренции на мировом
рынке малый бизнес
с помощью меньшей капиталоёмкости,
чем у крупного производителя,
обеспечивает модернизацию
производства и обновление
ассортимента выпускаемой
продукции, тем самым
приспосабливается
к меняющимся условиям
состояния рынка и периодически
повторяющихся экономических
кризисов.
В-третьих,
малый бизнес дает
обществу дополнительный
социально-экономический
эффект. В Японии
в этом секторе
экономики работает
почти 80% занятого населения
страны, в странах
Европейского Союза -
более 70%. В США
доля малого бизнеса
в валовом внутреннем
продукте страны более 52%.
Благодаря такой большой
занятости населения
в малом предпринимательстве
уменьшаются расходы
государства на трудоустройство
граждан и поддержание
социальной стабильности,
и повышается уровень
реальных доходов граждан.
Роль
малых предприятий
в экономике довольно
велика, и эта тенденция
не только сохраняется,
но даже усиливается.
Это происходит под
воздействием ряда факторов,
действующих порой
противоречиво. Так,
развитие технологий,
науки предполагает,
с одной стороны, наличие
крупных предприятий (поскольку
требуются большие капиталовложения),
а с другой стороны,
это ведет к сокращению
рабочих мест на крупных
предприятиях, а, следовательно,
к увеличению безработицы.
В конечном итоге это
вызывает сокращение
потребительского спроса
и ведет к увеличению
социальной напряженности.
В
то же время развитие
технологий, науки
и техники вызывает
необходимость постоянного
качественного изменения
спроса, на которое
не могут оперативно
реагировать крупные
предприятия в силу
инертности производства
из-за его громоздкости.
Это могут сделать малые
предприятия в силу
гибкости и быстроты
принятия решения, поскольку
хозяину легче проконтролировать
производственный процесс
и быстро его переналадить
исходя из изменений
спроса на рынке.
Но
самая важная роль
малых предприятий
заключается в
решении ряда, социальных
аспектов. Малые предприятия
создают условия
для увеличения рабочих
мест. Это подтверждается
и современным
характером экономического
развития промышленно
развитых стран. В США
ежегодно создается 600 000
новых предприятий.
На каждые 100 новых предприятий
с новой технологией
приходится одно или
два рабочих места.
Малым
бизнесом необязательно
должно являться целое
предприятие, им является
и небольшая торговая
точка, при организации
которой не требуется
образования юридического
лица.
Таким
образом, малый бизнес
даёт многим людям
возможность организации
своего дела, а государству
помогает в сокращении
безработицы и
социальной нестабильности.
Благодаря малому
предпринимательству
крупное производство
может развиваться,
но в тоже время малый
бизнес развивается
за счёт капиталовложений
крупных предприятий.
Значит, малое и крупное
производства тесно
связаны и не могут развиваться
друг без друга. Малое
предпринимательство
способствует формированию
рыночной структуры
экономики и конкурентной
среды.
Международный
и отечественный
опыт показывает, что
благодаря малому
бизнесу происходит
создание новых рабочих
мест и тем самым
расширение занятости
и сокращение безработицы.
Малое предпринимательство
насыщает рынок разнообразными
товарами и услугами.
В целом в валовом внутреннем
продукте стран Европейского
Союза доля малого бизнеса
превышает 67%. Из этого
следует, что государство
заинтересовано в создании
благоприятных правовых
и экономических условий
для его интенсивного
развития. Но не всегда
это так. Часто бывает,
что государство пресекает
развитие малого предпринимательства
из-за больших затрат
времени и денег.
Из
этого всего можно
сделать вывод, что
малый бизнес является
не только звеном в формировании
валового внутреннего
продукта страны, но
и важнейшим фактором
занятости и источником
доходов населения,
обеспечения национального
благосостояния. Несомненно,
малое предпринимательство -
жизненно важный фактор
экономики.
1.3
Проблемы малого
бизнеса в российской
экономике
Сегодня
у малого бизнеса
много крупных
проблем, таких как
проблемы роста конкурентоспособности
и глобализации.
В
наше время современное
мировое хозяйство
представляет собой
интегрирующуюся, объединяющуюся,
систему. Свободное
движение капитала и
труда, информационные
технологии размывают
национальные границы.
Для
защиты своих национальных
ценностей в процессе
глобализации решающим
становится международное
сотрудничество с
теми, кто разделяет
общие цели и задачи
интернационализации
правового пространства,
рынков товаров и услуг,
а также правила свободной
торговли, устанавливаемые
Всемирной торговой
организацией (ВТО).
При
всей противоречивости
результатов глобализации
большие государства,
такие как: США, Канада,
Мексика и Бразилия,
и малые страны: Финляндия,
Сингапур, Швеция, Норвегия,
Венгрия, Чехия и другие -
в целом извлекают из
этого процесса немало
полезных результатов.
В этих странах поддержка
развития малого бизнеса
основывается на создании
законодательной базы
и надёжной системы
защиты прав и интересов
предпринимателей, их
доступа к льготным
кредитным ресурсам,
производственной, финансовой,
социальной и рыночной
инфраструктур, которые
способствуют развитию
этого сектора экономики.
В
России же у малого
бизнеса существуют
различные трудности:
-
несовершенстве правовых
основ и высоком
уровне налогообложения,
отсутствии законодательной
базы и правовых
гарантий. В законе
«О поддержке малого
предпринимательства»
закреплена обязанность
исполнительной власти
всех уровней разрабатывать
и осуществлять меры
по созданию информационной
инфраструктуры в целях
получения субъектами
малого предпринимательства
экономической, правовой,
статистической, производственно-технологической
и иной информации, необходимой
для их эффективного
развития, и в целях
обмена между ними указанной
информации. Также по
этому закону исполнительная
власть должна осуществлять
меры по развитию системы
подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
кадров малого предпринимательства,
а учреждения, осуществляющие
подготовку, переподготовку
и повышение квалификации
кадров малого бизнеса
пользуются льготами
в порядке, установленном
действующим законодательством.
Исполнительная власть
обязана предусматривать
резервирование для
субъектов малого предпринимательства
определённой доли заказов
на производство и поставку
продукции и товаров
для государственных
нужд - не менее 15% от
общего объёма поставок.
Таким путём предполагается
создать гарантированный
рынок сбыта для высокоэффективных
малых предприятий,
содействовать стабилизации
их финансового положения,
стимулировать повышение
уровня производства
и качества продукции.
К сожалению, не всё
из вышеперечисленного
работает в настоящее
время, так как правовые
нормы не носят конкретный
характер, то есть не
разработана в деталях
процедура защиты прав
и интересов малого
предпринимательства
на всех стадиях формирования
и исполнения заказов
на поставки для государственных
нужд и не указана мера
ответственности государственных
заказчиков за несоблюдение
этой процедуры.
-
негативном отношении
определённой части
населения, связывающей
предпринимательство
напрямую с посредничеством,
куплей-продажей. Определённая
часть населения не
имеет знаний о деятельности
малого бизнеса, то есть
при отсутствии знаний
о понятии и роли малого
предпринимательства
у этой части населения
создаётся неправильное
впечатление о его деятельности,
из чего и следует появление
негативного отношения
к этому виду предпринимательства.
-
экономической и
политической нестабильности
в обществе;
-
несовершенстве банковской
и кредитной систем,
то есть в ограничении
возможностей для финансирования
инвестиций и низкий
круг источников финансирования
Черняк В.З. Введение
в предпринимательство.
М., 2000. - С. 214.
В
России малый бизнес,
к сожалению, пока
что развит слабо
и территориально
очень неровно, то
есть в центральном
регионе и в
регионах с высокоразвитым
крупным предпринимательствах (в
регионах с наиболее
благоприятной средой
для создания и
развития малого предпринимательства)
малый бизнес развивается
быстрее, а значит и
расположен он в основном
в этих регионах. Во
многом именно поэтому
немалое количество
областей и часть автономных
республик не могут
интенсивно развиваться
исключительно из-за
высокой трудоизбыточности
и её невозможно ликвидировать
из-за практического
отсутствия общенационального
рынка труда и крайней
нищеты большей части
населения.
Таким
образом, развитие малого
предпринимательства -
одно из главных направлений
создания среднего класса,
отмеченного высокой
квалификацией, культурой
труда и достаточно
высоким, стабильным
уровнем жизни.
Из
этого всего следует,
что первоочередные
задачи на пути развития
малого бизнеса в
России - это совершенствование
правовых основ, снижение
налогообложения, обеспечение
законодательной базы
и правовых гарантий,
совершенствование
банковской и кредитных
систем.
Решительную
помощь в этих областях
может и должно
оказывать государство.
Глава 2.
Меры государственной
поддержки малого
бизнеса в России
и в зарубежных
странах
2.1
Прямая поддержка
малого бизнеса
Прямая
поддержка малого
бизнеса включает
в себя бюджетные
субсидии малому бизнесу
в приоритетных сферах
и обслуживающим его
организациям. В странах
Европейского Союза
такие средства из местного
бюджета и специальных
фондов выдаются на
возвратной (долгосрочный
низкопроцентный кредит)
или безвозвратной основе
для формирования стартового
капитала, инвестиций
в основные и оборотные
средства, в том числе
на основе долевого
участия в капитале
начинающих предпринимателей.
Субвенции выдаются
для участия в ярмарках
и выставках, международной
торговле, а также для
проведения исследований
и разработок, обучения
кадров, оплаты консультационных,
маркетинговых и информационных
услуг.
Приоритетными
отраслями в различных
странах Европейского
Союза признаны также
дорожное строительство
и местный транспорт;
заготовка, хранение
и переработка местного
сельскохозяйственного
сырья; сбор и переработка
отходов и местных ресурсов;
ремесло и народные
промыслы; охрана лесов,
водоемов, воздуха; социальные
услуги.
Следует
отметить, что доля
этих субсидий в национальном
бюджете постоянно
сокращается. В России
они также не могут
служить основным
средством поддержки
малого бизнеса, потому
что способствуют
коррупции. Исключением
на ближайшие годы
следует признать
аграрную сферу. В Соединенных
Штатах Америки на поддержку
фермеров ежегодно выделяется 35
миллиардов долларов.
В Российской Федерации,
где 37 % населения проживает
в сельской местности,
на эти цели в 2003 году
выделено лишь 28 миллиардов
рублей.
Кроме
того, прямая поддержка
малого бизнеса включает
в себя субсидирование
процентной ставки
и гарантии по кредитам
малому бизнесу для
обновления оборудования,
приобретения и аренды
недвижимости, учреждения
филиалов, расширения
производства, обновления
ассортимента продукции,
повышения квалификации
кадров и развития экспорта.
С 2004 года в странах
Европейского Союза
можно получить кредит
на деятельность, связанную
с минимальным риском
при наличии у малой
фирмы собственных средств,
который выдается всего
под 1,5 % годовых. Для
оценки платёжеспособности
заёмщика учитывается
сфера деятельности
и тенденции её развития,
конкурентная позиция
фирмы и её доля на рынке,
качество менеджмента
и репутация владельца,
рентабельность, доходность,
состояние банковского
счета, показатели баланса
и амортизации капитала.
При сомнительной платёжеспособности
заёмщика ссудный процент
повышается и проект,
по крайней мере, наполовину
должен финансироваться
из собственных средств.
Кредитование малого
бизнеса осуществляют
специальные банковские
и другие финансовые
организации. Согласно
специальной программе,
кредитование стартового
капитала на 10 лет проводится
без залога под низкий
процент на основании
бизнес-плана. После
заключения независимых
экспертов заёмщик,
обладающий необходимой
не только профессиональной,
но и экономической
квалификацией и собственным
капиталом в размере
15 % потребности по бизнес-плану,
может получить в виде
кредита до 75 % инвестиций
без залога. По другой
программе кредиты выдаются
на срок до 8 лет. Микрокредиты
с гарантиями или поручительствами
на 20 % займа не требуют
наличия собственного
капитала.
В
России банки не выдают
долгосрочные кредиты
малому бизнесу в
основном из-за того,
что субъекты малого
предпринимательства
чаще всего оставляют
свои активы в тени
и не имеют на своем
балансе основных фондов
для залога.