Лицензирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

В российском праве понятие «лицензирование предпринимательской деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Несколько позже (25 декабря) общая норма, предусматривающая лицензирование предпринимательской деятельности, появилась в п. 4 ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Развитие института лицензирования………………………………………..5
1.2 Юридическая природа, сущность и основные принципы
лицензирования…………………………………………………………………9
2. Процедура лицензирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………….……..14
2.1 Лицензирование отдельных видов деятельности……………………….14
2.2 Критерии определения лицензируемых видов деятельности………….15
2.3 Срок действия лицензии…………………………………………………..15
2.4 Порядок получения лицензии…………………………………………….16
3.Упрощенный порядок лицензирования……………………………………20
3.1 Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии…..24
4. Лицензионный контроль…………………………………………………….26
4.1 Приостановление действия лицензии……………………………………..26
4.2 Аннулирование лицензии………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Предпринмправо.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

В переоформлении документа, подтверждающего наличие  лицензии, может быть отказано в  случае представления лицензиатом  или его правопреемником неполных или недостоверных сведений.

Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4  Лицензионный контроль

Лицензионный  контроль проводится лицензирующим  органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Проверка  лицензирующим органом указанных  в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления  таких сведений со сведениями из единого  государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

К отношениям, связанным с проведением лицензирующим  органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". 

4.1 Приостановление действия лицензии.

Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим  органом в случае привлечения  лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме  лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Действие  лицензии возобновляется лицензирующим  органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Срок  действия лицензии на время приостановления  ее действия не продлевается.

4.2 Аннулирование лицензии.

Оно определено в законе как лишение лицензиата органом лицензирования права на осуществление предпринимательской  деятельности.

Аннулирование лицензии является одной из распространенных санкций. Применение этой санкции последнее время было распространено в отношении доверительных обществ, инвестиционных фондов и компаний.

Аннулирование лицензии, по решению органа лицензирования предусмотренное в ст.13 Закона «О лицензировании отдельных видов  предпринимательской деятельности», является одной из наиболее серьезных оперативных средств охранной направленности. Ст. 13 Закона «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности» называет 10 оснований ее аннулирования. К ним относятся:

· Заявление  лицензиата об аннулировании лицензии;

· Акт  о повторном нарушении лицензиатом  лицензионных условий (повторное нарушение - совершение лицензиатом в течение  срока действия лицензии повторного нарушения определенных лицензионных условий после применения санкций  за аналогичное нарушение);

· Решение  об отмене государственной регистрации  субъекта хозяйствования;

· Нотариально  заверенная копия свидетельства  о смерти физического лица - субъекта предпринимательской деятельности;

· Акт  о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;

· Акт  о передачи лицензии или ее копии  другому физическому или юридическому лицу для осуществления хозяйственной  деятельности;

· Акт  об установлении факта непредставления  в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии;

· Акт  о невыполнении распоряжения об устранении нарушении лицензионных условий - решения  органа лицензирования или специального органа по вопросам лицензирования о необходимости устранения лицензиатом в установленные сроки нарушений лицензионных условий;

· Неспособность  лицензиата обеспечить выполнение лицензированных  условий, установленных для определенного  вида хозяйственной деятельности;

· Акт об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования или специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.

Орган лицензирования принимает решения  об аннулировании лицензии в течение  десяти рабочих дней с даты установления основания для аннулирования лицензии, которое вручается лицензиату с указанием оснований аннулирования не позднее трех дней с даты его принятия.

Рассмотрение  вопросов о рассмотрении аннулирования  лицензии на основании факта об установлении факта непредставления в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдачи лицензии; акта о выявлении недостоверных сведений в документах, прилагаемых к заявлению о выдачи лицензии; акта об установлении факта передачи лицензии другому юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности; акта о невыполнении распоряжений об устранении нарушений лицензированных условий осуществляется органом лицензирования с обязательным приглашением лицензиата или его представителей.

Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через десять дней со дня  его принятия.

В случае аннулирования лицензии на основании  акта о повторном нарушении лицензиатом  лицензионных условий, акта об установлении факте непредставления в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдачи лицензии, акта об установлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии, акта об установлении факта передачи лицензии другому юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности, акта о невыполнении распоряжений об устранении нарушений лицензированных условий может получить новую лицензию на право проведения этого вида хозяйственной деятельности не ранее чем через год от даты принятия решения органом лицензирования об аннулировании предыдущей лицензии.

В практике возможны случаи неправомерного применения органами лицензирования санкции, как  аннулирование лицензии. Для защиты прав предпринимателей, которые ущемляются в таких случаях, необходима возможность судебного обжалования подобных действий компетентных органов. В ст.13 Закона «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности» указано, что решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, аннулирование лицензии - прекращение  действия лицензии субъекта предпринимательства  по основаниям, предусмотренным законодательством.

Перечень  видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия:

1. разработка  авиационной техники;

2. разработка, производство шифровальных (криптографических)  средств, предоставление услуг  в области шифрования информации;

3. разработка, производство вооружения и военной  техники;

4. производство оружия, торговля оружием;

5. производство  взрывчатых материалов промышленного  назначения;

6. фармацевтическая  деятельность, производство лекарственных  средств, производство медицинской  техники;

7. перевозки  морским транспортом пассажиров, грузов;

8. космическая  деятельность;

9. медицинская  деятельность и другие виды  деятельности (п. 1 ст. 17 ФЗ).

Виды  деятельности, на осуществление  которых не требуется  лицензия: деятельность кредитных организаций; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела, нотариальная деятельность; деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; использование природных ресурсов (недр, лесов, объектов растительного и животного мира) и другие виды (п. 2 ст. 1 ФЗ). 
 
 
 

Заключение

В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием  является требование государственной  регистрации предпринимателя либо юридического лица. Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В то же время отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 49 ГК РФ).

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя. В данном случае лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

В связи  с этим неизменно встает вопрос о  пределах такого контроля. Статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в Российской Федерации и ограничивают необоснованное вмешательство государства.

В любом  случае юридическое лицо или предприниматель  не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.

Право юридического лица и предпринимателя  осуществлять деятельность, на занятие  которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения  такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности.

В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской  деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В то же время индивидуальный предприниматель  не может быть соискателем лицензии в отношении некоторых видов  деятельности. Так, например, с 1 июля 2006 г. индивидуальные предприниматели не могут оформить лицензию на занятие розничной продажей алкогольной продукции, так как согласно статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» данный вид деятельности вправе осуществлять только организации.

По мнению Е.И. Спектора, режим лицензирования, представляя собой одно из универсальных  и эффективных легализующих средств государственного регулирования экономики, который наиболее юридически полно проработан в отличие от иных средств разрешительных режимов, является ограничителем свободы предпринимательской деятельности в целях защиты прав отдельных граждан и общества в целом, а также публичных интересов государства.

Таким образом, предметом лицензирования выступает особый круг общественных отношений, складывающихся в процессе профессиональной деятельности по предоставлению, отзыву, приостановлению, аннулированию лицензий, надзору за выполнением правил лицензирования, привлечению к ответственности за нарушение лицензионных отношений. Иными словами, речь идет об общественных отношениях по государственному воздействию на субъектов, осуществляющих отдельный вид деятельности.

В то же время, раскрывая лицензионные правоотношения, нельзя не заметить их особенностей, которые  проявляются:

- во-первых, в субъектах, (с одной стороны  орган государства, а с другой - предприниматель);

- во-вторых, в субъективном праве и юридической обязанности участников этих отношений;

- в-третьих,  в объектах (определенный вид  деятельности).

Лицензионные  отношения требуют различного сочетания  юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права  на участников общественных отношений, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Это сочетание проявляется в методе правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания, запрещения, согласования.

Для правовой характеристики лицензирования представляет интерес рассмотрение и функционального критерия, который включает регулятивную и охранительную функцию.

Системный критерий лицензирования включает в  себя и принципы лицензирования.

Уяснение  общих положений в области  лицензирования позволяет сконцентрировать свое внимание и на изучении особенностей правового регулирования, которое в настоящее время страдает недостатками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Конституция  Российской Федерации, 2010.

2. Гражданский  кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья и четвертая. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

3. Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СПС Консультант  Плюс.*

4. Федеральный  закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

5. Федеральный  закон Российской Федерации «О  науке и государственной

* Справочная  правовая система Консультант Плюс версия 4000.00.11 2009

научно-технической  политике» от 23 августа 1996 г. №127 // СПС  Консультант Плюс.*

6. Постановление  Правительства РФ «Об утверждении  формы документа, подтверждающего  наличие лицензии» от 11.04.2006 г.  №208 // СПС Консультант Плюс.*

7. Постановление  Правительства РФ «Об утверждении  положения о лицензировании внешнеэкономических  операций с товарами, информацией,  работами, услугами, результатами интеллектуальной  деятельности (правами на них), в  отношении которых установлен  экспортный контроль» от 15.09.2008 г. №691 // СПС Консультант Плюс.*

8. Приказ  Минфина РФ «Об утверждении  административного регламента исполнения  федеральной налоговой службой  государственной функции по осуществлению  лицензирования в соответствии  с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 10.10.2008 № 111н. // СПС Консультант Плюс.*

9. Приказ  ФСФР РФ «О лицензировании  деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию» от 07.02.2008 № 08-4/пз-н. // СПС Консультант Плюс.*

10. Приказ  Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении  методических указаний по осуществлению  органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 10.06.2008 № 278н // СПС Консультант Плюс.*

11. Приказ Роспотребнадзора «О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 5 июня 2006 г. № 147 и утверждении форм документов, используемых в процессе лицензирования» от 25.04.2007 №90; // СПС Консультант Плюс.*

12. Приказ  ФСФР РФ «Об утверждении порядка  лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» от 06.03.2007 №07 // СПС Консультант Плюс.*

13. Ваниев  А.Г. Лицензирование как один  из аспектов реструктуризации  государственной системы // Ресурсы  регионов России. - 2001.- № 1.

14. Гандилов Т.М. Правовые проблемы регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности // Юрист. - 2001.- № 3.

15. Глушко  Е. Правовое регулирование лицензирования // Закон. 2001. N 10.  

16. Ершова  И.В. Предпринимательское право:  Учебник для вузов по спец. «Юриспруденция». - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юриспруденция, 2003.

17. Федотова И. Лицензий не будет. Бизнес перейдет на саморегулирование // Российская газета - 2004.- 26 мая (№108).

Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности