Лицензирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

В российском праве понятие «лицензирование предпринимательской деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Несколько позже (25 декабря) общая норма, предусматривающая лицензирование предпринимательской деятельности, появилась в п. 4 ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Развитие института лицензирования………………………………………..5
1.2 Юридическая природа, сущность и основные принципы
лицензирования…………………………………………………………………9
2. Процедура лицензирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………….……..14
2.1 Лицензирование отдельных видов деятельности……………………….14
2.2 Критерии определения лицензируемых видов деятельности………….15
2.3 Срок действия лицензии…………………………………………………..15
2.4 Порядок получения лицензии…………………………………………….16
3.Упрощенный порядок лицензирования……………………………………20
3.1 Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии…..24
4. Лицензионный контроль…………………………………………………….26
4.1 Приостановление действия лицензии……………………………………..26
4.2 Аннулирование лицензии………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Предпринмправо.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

О. Олейник  считает, что «лицензирование - это  правовой режим начала и осуществления  отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:

- государственное  подтверждение и определение  пределов права на ведение хозяйственной деятельности;

- государственный  контроль за осуществлением деятельности;

- возможность  прекращения деятельности по  особым основаниям органами государства». Олейник О. Правовые основы  лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. 1994. № 6. С. 17.

В данном определении речь идет о праве, которое  появляется у юридического лица при  лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права.

А.И. Цихоцкая считает, что реальным содержанием  лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый объект и что лицензирование - это одна из функций государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов. Но и данное определение не раскрывает правового содержания лицензирования.

В целом  эти точки зрения позволяют выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование.

Во-первых, лицензирование, как специфический  вид деятельности компетентных органов, представляет собой комплекс мероприятий по предоставлению, отзыву, приостановлению действия лицензий и т.п., проводимых органами государства в рамках их компетенции. Наиболее близкое определение присутствует в действующем законодательстве.

Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за выполнением субъектами лицензионных отношений правил лицензирования, привлечения к ответственности нарушителей этих правил. Сюда же можно включить особенности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие возникновения  специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.

В-четвертых, лицензирование, как форма государственного управления, инструмент государственной  политики, рассматривается как определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении им отдельных видов деятельности.

Закон о лицензировании дает следующее легитимное определение: «Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».

Здесь, как представляется, сделан «бюрократический»  уклон на то, что лицензирование является комплексом действий органов  государства. Хотя, в большей степени, лицензирование представляет собой  один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности. Как уже говорилось выше, в условиях советской правовой системы он применялся редко ввиду очевидного примата публично-правовых институтов над интересами субъектов предпринимательской деятельности. Воздействие государства в это время могло быть обеспечено ужесточением надзора в сфере частноправовой деятельности. Становление же рыночной экономики вызвало к жизни этот метод государственного управления.

Лицензирование  является особым методом регламентации общественных отношений: взаимоотношения лицензиата с лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами основаны на властном подчинении одной стороны другой, - именно данное обстоятельство согласно пункту 3 статье 2 ГК РФ, практически исключает применение в этой сфере гражданского законодательства.

Хотя  ГК РФ в статье 49 отмечает, что юридические  лица вправе заниматься любой деятельностью, которая разрешена законом и  зафиксирована в уставе, но есть виды деятельности, для занятия которыми необходимо получить специальное разрешение - лицензию. Это правило распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Из смысла статьи 49 ГК РФ можно сделать вывод, что лицензией является специальное  разрешение, на основании которого юридическое лицо имеет право заниматься видами деятельности, перечень которых устанавливается законом.

Видимо, статья 49 ГК РФ нуждается в корректировке.

Во-первых, к юридическим лицам нужно  добавить и индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, вместо слов «устанавливается законом» нужно использовать «устанавливаются федеральными законами», т.к. действие Закона о лицензировании распространяется не на все лицензируемые виды деятельности, следовательно, единого закона в этой области просто нет. Комментарий к ГК РФ / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 2000.

Гораздо более удачно сформулировано определение  лицензии в Законе о лицензировании. В соответствии со статье 2 Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление  конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В то же время в статье 3 Закона о лицензировании зафиксированы принципы осуществления лицензирования. Это:

- обеспечение  единства экономического пространства  на территории РФ. Этот принцип  выражается в том, что, во-первых, почти все лицензируемые виды  деятельности регламентируются федеральными актами; во-вторых, при наличии договора между субъектами РФ лицензия, выданная на территории одного субъекта РФ, может действовать и на территории другого субъекта; в-третьих, размер лицензионного сбора одинаковый на всей территории РФ, и т.д.;

- установление  единого перечня лицензируемых  видов деятельности. Этот перечень  установлен Постановлением Правительства  РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О  лицензировании отдельных видов  деятельности»;

- установление  единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации. Этот порядок установлен федеральными актами;

- установление  лицензионных требований и условий  положениями о лицензировании  конкретных видов деятельности. В развитие положений Закона  и Постановления о лицензировании Правительство РФ приняло положения о лицензировании конкретных видов деятельности. См., например, Положение о лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых (утв. постановлением Правительства РФ от 10 октября 2002 г. № 753) // РГ № 201 23.10.2002 г. Ранее эти положения утверждались федеральными министерствами, их структурными подразделениями, органами власти субъектов РФ;

- гласность  и открытость лицензирования. Этот  принцип выражается в том, что  все законы и иные нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования, подлежат официальному опубликованию (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);

- соблюдение  законности при осуществлении  лицензирования. Этот принцип также  закреплён в Конституции РФ (ч.2 ст.15) и выражается в обязанности  каждого соблюдать предписания законов, иных нормативно-правовых актов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2  Процедура лицензирования предпринимательской деятельности

2.1 Лицензирование отдельных видов деятельности.

Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, а также контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности. В соответствии с понятием лицензирования применяются следующие основные понятия.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, которое выдается лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Лицензионные  требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.

Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом (МВД России, ФМС России, МЧС России, ФСБ России, Роспотребнадзор, Роспром, Минфин России).

Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Соискатель  лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр  лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий, а также об аннулировании лицензий. 

2.2 Критерии определения лицензируемых видов деятельности.

К лицензируемым  видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых  может повлечь за собой нанесение  ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. 

2.3 Срок действия лицензии.

Срок  действия лицензии не может быть менее  чем 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

На каждый вид деятельности, указанный в  Федеральном законе (п. 1 ст. 17), предоставляется  в установленном порядке лицензия. Вид деятельности, на осуществление  которого предоставлена лицензия, может  выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Субъектами  отношений, возникающих в связи  с лицензированием, является, с одной  стороны, субъект хозяйствования, а  с другой - орган лицензирования. 

2.4 Порядок получения лицензии.

Для получения  лицензии соискатель лицензии - юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель  представляет в соответствующий  лицензирующий орган следующие  документы:

-- заявление  о выдаче лицензии с указанием  наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, -- для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

- копии  учредительных документов и копию  свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;

- копию  свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве  индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей;

- справку  о постановке лицензиата на  учет в налоговом органе;

- документ, подтверждающий внесение соискателем  лицензии платы, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности