Лицензирование Банковской Деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:27, реферат

Описание работы

Роль банков в отечественной кредитно-финансовой системе вряд ли можно преувеличить, ведь их нормальное функционирование – неотъемлемое условие жизнеспособности национальной экономики и политической стабильности в обществе.
Банковская система, будучи ключевым звеном рыночной экономики, представляет собой довольно сложный механизм, подверженный различным влияниям извне, а потому нуждающийся в надлежащем правовом регулировании и постоянном надзоре в целях обеспечения ее стабильности.
Негативные кризисные явления, происходящие в нашем обществе выявляют большое количество проблем, накопившихся в банковской системе. В их числе проблемы лицензирования банковской деятельности и надзора за исполнением банками и небанковскими кредитными организациями лицензионных требований и условий. Преодоление негативных последствий кризисных явлений вызывает необходимость совершенствования механизма и повышения качества лицензирования банковской деятельности.
Целью настоящей работы является рассмотрение целей и функций лицензирования банковской деятельности, понятия, признаков и видов банковских лицензий, а также порядка выдачи банковской лицензии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ БАНКОВСКИХ ЛИЦЕНЗИЙ 9
3. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ БАНКОВСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 32.12 Кб (Скачать)

               • по ходатайству банка при  соблюдении условий, предусмотренных  Банковским кодексом;

               • по инициативе Национального  банка в случае изменения законодательства  Республики Беларусь, а также  в иных случаях, предусмотренных  Банковским Кодексом.

      Документы,  представляемые банком для внесения  изменений и (или) дополнений  в перечень банковских операций, указанный в выданной ему лицензии  на осуществление банковской  деятельности, а также порядок  их представления и рассмотрения  устанавливаются Национальным банком.

      На  основании решения о внесении  изменений и (или) дополнений  в перечень банковских операций, указанный в лицензии на осуществление  банковской деятельности, Национальный  банк выдает банку лицензию, оформленную  на новом бланке, с указанием  в ней измененного перечня  банковских операций, которые этот  банк вправе осуществлять. При  этом банк обязан возвратить  Национальному банку ранее выданную  ему лицензию на осуществление  банковской деятельности (ее дубликат) и копии такой лицензии.

      Таким  образом, для получения банковской  лицензии помимо положительного  решения Национального банка  Республики Беларусь о государственной  регистрации и подписания свидетельства  о государственной регистрации,  необходимы две предпосылки:

      1. Наличие  юридических оснований (формальная  предпосылка). Под юридическими основаниями  к выдаче банковской лицензии  следует понимать совокупность  условий, при наличии которых  Национальный банк вправе рассматривать  вопрос и принимать решение  о выдаче банку той или иной  лицензии. Основания различаются  в зависимости от того, является  ли банк вновь созданным или  расширяет свою деятельность  путем получения дополнительных  лицензий.

      2. Соблюдение  установленных требований (сущностная  предпосылка). Под требованиями, предъявляемыми  для получения банковской лицензии, следует понимать совокупность  условий, которым должен удовлетворять  банк, ходатайствующий о выдаче  ему лицензии, и при наличии  которых Национальный банк вправе  выдать соответствующую лицензию. Эти требования также различаются  в зависимости от того, является  ли банк вновь созданным или  расширяет свою деятельность  путем получения дополнительных  лицензий [1, с. 68-69].

      В  соответствии со статьей 96 Банковского  кодекса Республики Беларусь, Национальный  банк вправе отказать в выдаче  лицензии на осуществление банковской  деятельности по основаниям, предусмотренным  для отказа в государственной  регистрации банка.

      Такими  основаниями являются:

         на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью;

         в отношении одного из учредителей банка не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

         физическое лицо – учредитель банка имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;

         учредитель банка имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды либо является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица (простого товарищества (договора о совместной деятельности), хозяйственной группы), имеющего такую задолженность;

         учредитель банка является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен;

         учредитель банка является общественным объединением, преследующим политические цели;

         для государственной регистрации банка представлены не все необходимые документы;

         в документах, представленных для государственной регистрации банка, выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком;

         установлены факты использования привлеченных денежных средств и (или) направления доходов, полученных незаконным путем, на формирование уставного фонда банка;

         устав банка или иные документы, представленные для его государственной регистрации, не соответствуют законодательству Республики Беларусь или нарушен порядок создания банка.

      Государственная  регистрация банка не производится  также в случае несоответствия  кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным  требованиям и требованиям к  деловой репутации, предъявляемым  к ним, или установления специальной  квалификационной комиссией Национального  банка недостаточной квалификации  указанных лиц.

      Под  несоответствием кандидатов на  должности руководителя, главного  бухгалтера банка квалификационным  требованиям, предъявляемым к  ним, понимаются:

         • отсутствие у кандидата,  предлагаемого на должность руководителя  банка, высшего юридического или  экономического образования и  стажа работы не менее трех  лет по руководству отделом  или иным подразделением банка;

         • отсутствие у кандидата,  предлагаемого на должность главного  бухгалтера банка, высшего экономического  образования и стажа работы  не менее трех лет в должности  бухгалтера банка.

      Под  несоответствием руководителя, главного  бухгалтера банка (кандидата на  должность) требованиям к деловой  репутации, предъявляемым к ним,  понимаются:

         • наличие непогашенной или  неснятой судимости;

         • привлечение в качестве подозреваемого  или обвиняемого по уголовному  делу на день принятия решения  о государственной регистрации  банка;

         • совершение в течение последнего  года административного правонарушения  в области финансов, рынка ценных  бумаг, банковской, предпринимательской  деятельности и (или) против  порядка налогообложения, установленного  вступившим в законную силу  постановлением органа, уполномоченного  рассматривать дела об административных  правонарушениях;

         • наличие в течение последних  двух лет фактов расторжения  с указанными лицами трудового  договора (контракта) по инициативе  нанимателя в случае совершения  ими виновных действий, являющихся  основаниями для утраты доверия  к ним со стороны нанимателя;

         • несоответствие иным требованиям  к деловой репутации, установленным  Национальным банком.

      Отказ  в государственной регистрации  банка по мотивам нецелесообразности  его создания не допускается.

      Отказ  в государственной регистрации  банка либо непринятие Национальным  банком в установленный срок  решения о его государственной  регистрации могут быть обжалованы  в хозяйственный суд.

      Основания  для отказа во внесении изменений  и (или) дополнений в перечень  банковских операций, указанный  в лицензии на осуществление  банковской деятельности, определяются  Национальным банком.

      Национальный  банк вправе приостановить действие  лицензии на осуществление банковской  деятельности в части осуществления  отдельных банковских операций  на срок, необходимый для устранения  выявленных в деятельности банка  нарушений, но не более чем  на один год, в случае:

         • невыполнения предписания Национального  банка;

         • невыполнения нормативов безопасного  функционирования, установленных в  соответствии с Банковским Кодексом;

         • представления неполной или  недостоверной финансовой и экономической  информации или ее непредставления  в порядке, установленном Национальным  банком;

         • нарушения требований, установленных  Национальным банком к порядку  и срокам представления отчетности;

         • неудовлетворительного финансового  положения банка, которое может  повлечь неисполнение им своих  обязательств перед вкладчиками  и иными кредиторами;

         • установления факта недостоверности  сведений, на основании которых  были внесены изменения и (или)  дополнения в перечень банковских  операций, указанный в лицензии  на осуществление банковской  деятельности;

         • нарушения иных требований  банковского законодательства.

      Национальный  банк восстанавливает действие  приостановленной лицензии на  осуществление банковской деятельности  в части осуществления отдельных  банковских операций в случае  заявления банком ходатайства  об этом, содержащего информацию  об устранении выявленных в  его деятельности нарушений. При  необходимости Национальный банк  вправе провести проверку достоверности  представленной банком информации  об устранении нарушений.

      В  случае, если выявленные в деятельности  банка нарушения не были устранены  в указанный Национальным банком  срок, Национальный банк вправе  приостановить действие лицензии  на осуществление банковской  деятельности на новый срок  либо отозвать ее, в том числе  в части осуществления отдельных  банковских операций.

      Национальный  банк вправе отозвать лицензию  на осуществление банковской  деятельности, в том числе в  части осуществления отдельных  банковских операций, также в  случае:

         • установления факта недостоверности  сведений, на основании которых  была выдана лицензия на осуществление  банковской деятельности либо  были внесены изменения и (или)  дополнения в указанный в ней  перечень банковских операций;

         • неосуществления банковских  операций, указанных в выданной  лицензии на осуществление банковской  деятельности, в течение одного  года;

         • установления факта недостоверности  отчетных данных, которые привели  к нарушению интересов вкладчиков  и иных кредиторов банка;

         • неоднократного (не менее двух  раз) нарушения в течение одного  года требований, установленных  Национальным банком к порядку  и срокам представления отчетности;

         • осуществления, в том числе  однократного, банковских операций, не указанных в выданной лицензии  на осуществление банковской  деятельности;

         • неоднократного (не менее двух  раз) неисполнения по вине банка  в течение одного года исполнительных  документов судов о взыскании  денежных средств со счетов  клиентов банка при наличии  средств на их счетах;

         • нарушения иных требований  банковского законодательства, если  в течение одного года к  банку неоднократно (не менее  двух раз) применялись меры  воздействия, установленные настоящим  Кодексом;

         • неудовлетворительного финансового  положения банка, которое повлекло  неисполнение им своих обязательств  перед вкладчиками и иными  кредиторами;

         • наличия оснований для признания  банка банкротом в соответствии  с законодательными актами Республики  Беларусь;

         • реорганизации банка путем  его слияния, или присоединения  (у присоединенного банка), или  разделения, или преобразования  в небанковскую кредитно-финансовую  организацию (внесения соответствующих  изменений в устав банка);

         • принятия решения о ликвидации  банка.

      В  случае устранения нарушений,  по которым лицензия на осуществление  банковской деятельности в части  осуществления отдельных банковских  операций была отозвана, банк  вправе заявить ходатайство в  Национальный банк о внесении  изменений и (или) дополнений  в перечень банковских операций, указанный в выданной ему лицензии  на осуществление банковской  деятельности. При необходимости  Национальный банк вправе провести  проверку достоверности представленной  банком информации об устранении  нарушений.

Информация о работе Лицензирование Банковской Деятельности