Федеральное
агентство по образованию
Новосибирский
государственный
университет экономики
и управления
Контрольная
работа
по
дисциплине «Предпринимательское
право РФ»
2010
Вопрос
1. Санация как реорганизационная
процедура
Санация
– это реорганизационная процедура, заключающаяся
в том, что предприятию-должнику может
быть предоставлена финансовая помощь
в размере, достаточном для погашения
денежных обязательств и обязательных
платежей и восстановления платежеспособности
должника.
Санация
предприятия проводится в трех основных
случаях: 1) до возбуждения кредиторами
дела о банкротстве, если предприятие
в попытке выхода из кризисного состояния
прибегает к внешней помощи по
своей инициативе; 2) если само предприятие,
обратившееся в арбитражный суд с заявлением
о своем банкротстве, одновременно предлагает
условия своей санации; 3) если решение
о проведении санации выносит арбитражный
суд по поступившим предложениям от желающих
удовлетворить требования кредиторов
предприятия-должника и выполнить его
обязательства перед бюджетом. В двух
последних случаях санация осуществляется
в процессе производства дела о банкротстве
при условии согласия собрания кредиторов
со сроками выполнения их требований и
на перевод долга.
В
зависимости от глубины кризиса предприятия
и условий предоставления ему внешней
помощи, различают два вида санации, каждая
из которых имеет ряд форм.
1.
Санация предприятия, направленная
на реорганизацию долга (без
изменения статуса юридического
лица санируемого предприятия). Такая
санация обычно осуществляется для помощи
предприятию в устранении его неплатежеспособности,
если его кризисное состояние рассматривается
как временное явление:
-
погашение долга предприятия за счет средств
бюджета. В такой форме санируются только
государственные предприятия;
-
погашение долга предприятия за счет целевого
банковского кредита. Такая форма санации
осуществляется, как правило, коммерческим
банком, обслуживающим предприятие, после
тщательного аудита деятельности последнего;
-
перевод долга на другое юридическое лицо.
Таким юридическим лицом может быть любое
предприятие, осуществляющее предпринимательскую
деятельность, которое пожелало принять
участие в санации предприятия-должника;
-
выпуск облигаций (и других ценных бумаг)
под гарантию санатора. Такая форма санации
осуществляется, как правило, коммерческим
банком, обслуживающим предприятие.
2.
Санация предприятия с изменением,
как правило, статуса юридического
лица санируемого предприятия.
Эта форма санации носит название
реорганизации предприятия и требует
осуществления ряда реорганизационных
процедур, связанных со сменой его формы
собственности, организационно-правовой
формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение,
разделение, преобразование в открытое
акционерное общество, передача в аренду,
приватизация). Она осуществляется при
более глубоком кризисном состоянии предприятия.
Процесс
реорганизации санируемых предприятий
требует предварительной разработки
проекта санации. Разработка такого
проекта осуществляется, как правило,
представителями санатора, предприятия
должника и независимых аудиторов. В этом
проекте отражаются: экономическое и финансовое
состояние предприятия-должника к началу
санации; основные причины, обусловившие
критическое финансовое состояние предприятия-должника;
цель и формы санации; план санирования
с выделением первоочередных мероприятий
по финансовому оздоровлению предприятия;
расчет эффективности предложенной формы
санирования; формулировка критериев
(условий), обеспечивающих успех проведения
санации в предложенной форме.
Основой
выбора какой-либо формы санации
является расчет ее эффективности. Эффективность
определяется путем соотнесения
результатов (эффекта) и затрат на проведение
санации в предложенной форме.
Состав
участников санации определяется исходя
либо из преимущественного права некоторых
категорий лиц, либо по результатам I проводимого
судом конкурса желающих принять участие
в санации. Первоочередное право на участие
в проведении санации признается за собственником
предприятия-должника, кредиторами, членами
трудового коллектива этого предприятия.
Конкурс
проводится, если собственник предприятия-должника
или члены трудового коллектива
не воспользовались своим правом, а также
с согласия собственника предприятия-должника
и кредиторов в иных случаях.
Участники
санации вырабатывают общее соглашение,
направленное на обеспечение требований
всех кредиторов в согласованные с ними
сроки, распределение между участниками
ответственности перед кредиторами, определение
ответственности участников санации в
случае их отказа от участия в ней после
ее начала и т. д. При этом по истечении
12 месяцев с начала санации должно быть
удовлетворено не менее 45% от общей суммы
требований кредиторов.
Санация
осуществляется в порядке и на
условиях, определенных в соглашении
и под контролем арбитражного суда.
Продолжительность
санации не должна превышать 18 месяцев.
Арбитражным судом ее срок может
быть продлен, но не более чем на
6 месяцев. Санация завершается по
достижении ее цели прекращением производства
по делу о несостоятельности (банкротстве)
предприятия либо в случае ее неэффективности
решением арбитражного суда о признании
предприятия несостоятельным (банкротом)
и открытии конкурсного производства.
Вопрос
2. Компетенция антимонопольных
органов
В
Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N
135-ФЗ "О защите конкуренции" статье
23 говорится о полномочиях антимонопольных
органов
В
части 1 статьи определены полномочия
антимонопольного органа, т.е. как федерального
антимонопольного органа, так и его
территориальных органов. В соответствии
с данной частью антимонопольный орган
осуществляет следующие полномочия:
1)
возбуждает и рассматривает дела
о нарушениях антимонопольного
законодательства. Порядок реализации
данного полномочия определен
положениями гл. 9 "Рассмотрение
дел о нарушении антимонопольного законодательства"
комментируемого Закона;
2)
выдает в случаях, указанных
в комментируемом Законе, хозяйствующим
субъектам обязательные для исполнения
предписания. Согласно разъяснениям,
данным в п. 14 постановления Пленума
ВАС России от 30 июня 2008 г. N 30, п. 2 ст. 11 части
первой ГК РФ и гл. 9 комментируемого Закона
предусмотрена возможность защиты гражданских
прав в административном порядке в случаях,
установленных законом; антимонопольный
орган, рассматривая дела о нарушениях
антимонопольного законодательства, принимает
решения и выдает предписания, направленные
на защиту гражданских прав, нарушенных
вследствие их ущемления, злоупотребления
доминирующим положением, ограничения
конкуренции или недобросовестной конкуренции;
антимонопольный орган в соответствии
с полномочиями, перечисленными в п. 2 ч.
1 комментируемой статьи, вправе включить
в предписание указание на совершение
конкретных действий, выполнение которых
лицом, нарушившим антимонопольное законодательство,
позволит восстановить права других лиц,
нарушенные вследствие злоупотребления
доминирующим положением, ограничения
конкуренции или недобросовестной конкуренции,
в необходимом для этого объеме; также
арбитражным судам следует учитывать,
что при нарушении антимонопольного законодательства
одним из членов группы лиц предписание
может быть дано и иным членам группы в
случае, если они способны обеспечить
устранение нарушения;
3)
выдает федеральным органам исполнительной
власти, органам исполнительной
власти субъектов РФ, органам местного
самоуправления, иным осуществляющим
функции указанных органов органам или
организациям, а также государственным
внебюджетным фондам, их должностным лицам,
за исключением случаев, установленных
п. 4 данной части, обязательные для исполнения
предписания. Как разъяснено в п. 11 постановления
Пленума ВАС России от 30 июня 2008 г. N 30, применяя
норму п. 3 ч. 1 статьи, арбитражные суды
должны учитывать, что в соответствии
со ст. 34 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" структуру
органов местного самоуправления составляют
представительный орган муниципального
образования, глава муниципального образования,
местная администрация (исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования), контрольный
орган муниципального образования, иные
органы и выборные должностные лица местного
самоуправления, предусмотренные уставом
муниципального образования и обладающие
собственными полномочиями по решению
вопросов местного значения; поскольку
в п. 3 ч. 1 статьи указано, что обязательные
для исполнения предписания могут быть
вынесены в отношении органов местного
самоуправления без каких-либо ограничений
по кругу этих органов, такие предписания
могут быть вынесены антимонопольным
органом в отношении любого органа местного
самоуправления;
4)
направляет в федеральный орган
исполнительной власти по рынку
ценных бумаг, Банк России предложения
о приведении в соответствие
с антимонопольным законодательством
принятых ими актов и (или)
прекращении действий, в случае если
такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное
законодательство. Следует подчеркнуть,
что речь идет лишь о предложениях, а не
об обязательных для исполнения предписаниях.
Федеральным органом исполнительной власти
по рынку ценных бумаг в соответствии
с постановлениями Правительства РФ от
9 апреля 2004 г. N 206 "Вопросы Федеральной
службы по финансовым рынкам"и от 30
июня 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения
о Федеральной службе по финансовым рынкам";
5)
привлекает к ответственности за
нарушение антимонопольного законодательства
коммерческие организации и некоммерческие
организации, их должностных лиц, должностных
лиц федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления,
иных осуществляющих функции указанных
органов или организаций, а также должностных
лиц государственных внебюджетных фондов,
физических лиц, в том числе индивидуальных
предпринимателей, в случаях и в порядке,
которые установлены законодательством
РФ. Об ответственности за нарушение антимонопольного
законодательства см. ст. 37 Закона и комментарий
к ней;
6)
обращается в арбитражный суд
с исками, заявлениями о нарушении
антимонопольного законодательства.
Согласно разъяснениям, данным в
п. 23 постановления Пленума ВАС России
от 30 июня 2008 г. N 30, право антимонопольного
органа обращаться в арбитражный суд с
исками, заявлениями о понуждении к исполнению
своих решений и предписаний с учетом
положений АПК РФ не может рассматриваться
как предоставляющее указанному органу
возможность заявлять требования о подтверждении
законности своего решения и (или) о выдаче
исполнительного листа; это право предполагает
в случае неисполнения лицом выданного
ему предписания помимо привлечения данного
лица к административной ответственности
право антимонопольного органа обратиться
в арбитражный суд с самостоятельным требованием
к нарушителю, связанным с исполнением
решения и направленным на устранение
и (или) предотвращение нарушения антимонопольного
законодательства, в рамках полномочий
антимонопольного органа, определенных
п. 6 ч. 1 статьи; так, могут быть заявлены
требования о признании недействительными
полностью или частично договоров, не
соответствующих антимонопольному законодательству,
об обязательном заключении договора,
об изменении или расторжении договора,
о признании торгов недействительными
и др.;
7)
участвует в рассмотрении судом
или арбитражным судом дел,
связанных с применением и
(или) нарушением антимонопольного
законодательства. Как разъяснено
в п. 21 постановления Пленума ВАС России
от 30 июня 2008 г. N 30, помимо права на обращение
в арбитражный суд с исками, заявлениями
о нарушении антимонопольного законодательства
антимонопольный орган в силу п. 7 ч. 1 статьи
имеет право участвовать в рассмотрении
судами дел, связанных с применением и
(или) нарушением антимонопольного законодательства,
возбужденных на основании исков, заявлений
иных лиц; поэтому, рассматривая дела,
возбужденные на основании исков, заявлений
иных лиц, арбитражный суд должен известить
антимонопольный орган для обеспечения
возможности его участия; при этом процессуальный
статус антимонопольного органа определяется
исходя из характера рассматриваемого
спора;
8)
ведет реестр хозяйствующих субъектов
(за исключением финансовых организаций
- на это исключение указано изменением,
внесенным Федеральным законом от 17 июля
2009 г. N 164-ФЗ), имеющих долю на рынке определенного
товара в размере более чем 35% или занимающих
доминирующее положение на рынке определенного
товара, если в отношении такого рынка
другими федеральными законами в целях
их применения установлены случаи признания
доминирующим положения хозяйствующих
субъектов (далее по тексту комментируемого
Закона в юридико-технических целях обозначается
сокращением "реестр"). При этом предусмотрено,
что порядок формирования и ведения реестра
устанавливается Правительством РФ. На
основании данной нормы постановлением
Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896
утверждены Правила формирования и ведения
реестра хозяйствующих субъектов, имеющих
долю на рынке определенного товара в
размере более чем 35 процентов или занимающих
доминирующее положение на рынке определенного
товара, если в отношении такого рынка
федеральными законами установлены случаи
признания доминирующим положения хозяйствующих
субъектов (наименование в ред. постановления
Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1063).
Форма указанного реестра утверждена
приказом ФАС России от 26 марта 2008 г. N 95.
Приказом ФАС России от 17 января 2007 г. N
6 утвержден административный регламент
Федеральной антимонопольной службы по
исполнению государственной функции по
ведению реестра хозяйствующих субъектов,
имеющих долю на рынке определенного товара
более чем тридцать пять процентов;