Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:24, курсовая работа
Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью.
Понятие и сущность коммерческой деятельности……………………………………………….
Задачи и сущность управления коммерческой деятельностью……………………………………………..
Принципы и методы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия………………………………………………..
Функции и структура управления оптовых и розничных торговых предприятий………………..
Задача………………………………………………………….
Список использованной литературы………………
Административные методы определяются сферой деятельности и конкретными условиями торгового предприятия. Неoбходимo учитывать и альтернативные варианты управления, выбор и реализация которых определяется предвидением целевых результатов предприятия. Следует отметить, что иерархическое построение системы управления и содержание управленческих функций во многом зависят от занимаемых позиций руководством торгового предприятия. Здесь возможны различные компромиссные решения.
Организационные
методы основаны на организационном, oрганизационно-
Экономические методы в своем определении опираются на взятый курс и экономическую стратегию торгового предприятия, его потенциальные ресурсы, экономическое положение рынка. Совокупность экономических элементов - это исходные позиции в управлении коммерческой деятельностью предприятия. Воздействие экономических методов предопределяется окружающей экономической средой. Правовые методы ориентированы на использование правового механизма, который базируется на принятых правовых и законодательных актах, соответствующих нормативах и положениях. Правовые методы заключаются в юридическом регулировании коммерческих процессов с учетом целевых задач торгового предприятия.
Названные методы управления не исключают друг друга и реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования торгового предприятия и рыночной среды.
Функции и структура
управления оптовых
и розничных торговых
предприятий
В новых условиях хозяйствования коммерческая деятельность рассматривается как определяющая основа торгового предприятия. Одновременно усиливается внимание к функциям и структуре управления коммерческой деятельностью предприятия. Система управления носит достаточно динамичный характер, направленный на адаптацию структуры коммерческой деятельности к особенностям и тенденциям развития рынка.
При управлении коммерческой деятельностью выполняются функции процесса управления: планирование, организация, учет и контроль.
Планирование - одна из важнейших функций управления коммерческой деятельностью торгового предприятия. Планирование закупок, товарных запасов и продаж связано с динамикой торговых процессов и способствует достижению поставленных целей торгового предприятия. Планы закупок и продаж обычно содержат показатели, которые должны быть достигнуты в результате их выполнения. В планах отражается содержание работ, устанавливается персональная ответственность за их выполнение, намечаются сроки и определяются методы контроля и анализа эффективности выполнения заданий.
Сущность
организации как функции
Под
контролем подразумевается
В
крупных торговых предприятиях в
процессе управления коммерческой деятельностью
реализуются такие функции
Функции
коммерции обусловлены
Рис.
2. Основные источники осуществления
коммерческой деятельности торгового
предприятия.
В зарубежной практике выделяются два аспекта коммерции: один связан с деятельностью службы коммерции, а другой - с обеспечением взаимных интересов между структурными подразделениями предприятия и коммерческой службой. В рамках первого аспекта деятельность службы коммерции ориентирована на один из следующих вариантов: товары; функции; товарные рынки и покупатели; товары и функции; функции и товарные рынки. Из этого перечня преобладают варианты по товарам и по функциям.
Рассмотрим
структуру управления коммерческим подразделением
в этих двух вариантах. На рис. 3 изображена
структура управления коммерческой службой,
в состав которой входят коммерческие
группы, специализированные по товарному
признаку. В каждой группе сосредоточена
определенная номенклатура товаров. Эти
группы осуществляют закупку и продажу
товаров с учетом потребностей покупателей
и сокращения издержек обращения.
Рис.
3. Структура управления коммерческой
службой по товарному признаку.
На
рис. 4 представлены структура управления
коммерческим подразделением, действующим
по функциональному признаку. Вся
цепочка обращения продукции представлена
четырьмя блоками, каждый из которых наделен
свойственными ему функциями, в том числе
и коммерческими. Первый блок обеспечивает
закупку сырья для изготовления продукции
на своих предприятиях, которая затем
поступает в продажу. Второй блок осуществляет
прямые закупки товаров у производителей
для последующей реализации. Третий блок
связан с продвижением товаров, сопровождаемым
складированием и хранением. Четвертый
блок выполняет операции по подготовке
товаров к продаже и подаче к местам продажи.
Все товары, поступающие в продажу, группируются
по однородному признаку. Коммерческая
деятельность координируется и контролируется
коммерческим директором, который подчиняется
руководителю торговой фирмы (компании).
Рис.
4. Структура управления коммерческой
службой по функциональному признаку
Важным условием эффективности управления коммерческой деятельностью является ее местоположение и взаимосвязанные действия в организационной структуре торгового предприятия. Эти признаки определяются сферой деятельности предприятия, его стратегическим курсом и объемом реализации продукции.
Существует несколько типов организационной структуры торгового предприятия:
линейная,
функциональная,
линейно-функциональная,
линейно-штабная,
дивизиональная,
матричная
и др.
Обычно малые торговые предприятия начинают свою деятельность с простой линейной организации, в которой распределение полномочий идет сверху вниз.
Функциональное управление, широко используемое в средних торговых предприятиях, - это управление по отдельным функциям (маркетинг, финансы, сбыт, кадры), при котором высшее звено руководит сотрудниками низовых уровней, но только в пределах одной функции. Основу линейно-функциональных структур составляет так называемый шахтный принцип построения и специализации управленческого процесса по основным функциям. По каждой из них формируется иерархия служб по уровням (шахтам), пронизывающая всю организацию сверху донизу.
Линейно-функциональные структуры наиболее эффективны в условиях использования аппаратом управления определенного заданного алгоритма при решении типичных задач. Однако при линейно-функциональном управлении слабо учитываются постоянно изменяющиеся внутренние и внешние условия деятельности торгового предприятия, допускается нерациональное распределение информационных потоков, превышаются нормы управляемости, особенно у руководителей высшего звена.
Суть
линейно-штабной
Дивизиональная
организационная структура
При матричной структуре управления сочетаются вертикальные линейные и функциональные связи с горизонтальными. Персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, которые образуются для руководства отдельными проектами и работами. Руководители проектов устанавливают состав и очередность работ, а руководители подразделений несут ответственность за их надлежащее и своевременное исполнение.
В практике управления торговыми предприятиями обычно используются типы организационной структуры в определенной комбинации. Разнообразие организационных структур вызвано адаптацией торговых предприятий к новым условиям, развитием потребительского рынка, коммуникационных сетей и совершенствованием коммерческой деятельности.
Можно выделить три наиболее характерных варианта организационной структуры торгового предприятия в увязке с местоположением и управлением коммерческой деятельностью.
Первый
вариант (рис.5.) предпочтителен для
торгового предприятия со средним товарооборотом
и неширокой номенклатурой товаров, например
предприятия, занятые розничной продажей
мебельных товаров. Основное достоинство
этой организационной структуры – простота
системы управления, возможность прослеживать
компактность и соподчиненность всех
функциональных подразделений. Иерархический
ранг имеет две ступени, т. е. два уровня
управления. Предусматривается линейная
связь управления функциональными подразделениями
с подчинением администрации предприятий.
Рис.
5. Организационная структура