Количественные и качественные характеристики населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:26, доклад

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 5
1.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ 10
2 ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ: КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. 14
2.1. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 14
2.2 ДИНАМИКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РФ 16
2.3. ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. 18
3 КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ. 23
3.1 ЗДОРОВЬЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ – КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 23
3.2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 26
3.3 ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Работа содержит 1 файл

кач. и колич. хар-ка нас.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

Российские власти вместо того, чтобы последовательно осуществлять инвестиции в человека, своими повседневными действиями фактически разрушают социальный потенциал страны и тем самым противостоят устойчивому развитию страны, в концепции которого основное внимание должно быть уделено человеческому фактору.

3.3 Факторы снижения качественного потенциала трудовых ресурсов России.

Последствия сложившейся ситуации, касающиеся воспроизводства и качества населения России, сводятся к нескольким существенным особенностям общественной жизни.

Первая  особенность -  поляризация доходов населения и социальный  разлом общества, который фактически привел к возникновению «двух Россий», противостоящих и уходящих друг от друга по своему поведению, предпочтениям, ориентациям. Образовалось два уровня и образа жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся ценами и набором потребительских благ. Представители «двух Россий», по существу, не пересекаясь в повседневной  жизни, уже  плохо понимают  друг  друга. И  это  тем  опаснее,  что  в «страну»  богатых  и  очень  богатых  (включая  олигархов),  а  также  высокообеспеченных  фактически  входит  вся  политическая  элита,  которой  трудно  понять,  что происходит в регионах далекой периферии. А на противоположной стороне остается «страна» бедняков, доходы и потребление которых не достигают даже прожиточного минимума, их деятельность связана исключительно с выживанием. Уровни жизни двух Россий различаются в 100 раз, если использовать соотношения доходов крайних 5-процентных групп. Руководство крупных акционерных обществ, госпредприятий, банков и финансовых организаций в части лишь денежной ежемесячной заработной платы получает от 5 до 15 тыс. долл. (Сюда следует прибавить оплату  транспорта,  жилища,  отдыха,  медицинского  обслуживания  и  путешествий.) В то же время средняя зарплата наименее оплачиваемых работников в богатых отраслях промышленности находится в пределах от 3000 до 8000 руб. Пропасть  между богатыми  и бедными озлобляет людей,  возбуждает  агрессивные  настроения и в семье, и в обществе; это в большей мере относится к молодежи.

Модель экономической стратификации  населения показывает:

- около 60 млн. чел. находятся в крайне тяжелом состоянии, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание;

- в обществе фактически отсутствует средний класс в качестве вполне адаптированной к новым условиям страты, обеспечивающей фундамент формирующихся рыночных отношений и социально-политических структур;

- 5%  богатых и очень богатых групп не  только  сосредоточили в своих руках производственные мощности,  сырьевые  ресурсы и высокую долю  текущих  доходов населения, но и располагают тремя четвертями денежных накоплений,  в  том числе находящимися за рубежом.25

Для характеристики уровня жизни уже  опасно использовать средние показатели, так как они только вводят в заблуждение. Перечислим основные факторы поляризации жизненного уровня населения:

- немотивированные различия в оплате труда по всем направлениям (между наемным трудом  и предпринимательской  деятельностью,  между  регионами,  между основной массой работников и руководителями предприятий, между отраслями, на предприятиях разных форм собственности);

- застойная безработица в явной и скрытой форме, с одной стороны, и множественная занятость с другой;

- длительные  задержки  и невыплаты заработков,  социальных  трансфертов (пенсий, пособий);

- различия в объеме частной собственности, которой завладели разные группы населения, как источника получения доходов;

- теневые  доходы  и  бартерная  оплата  труда,  все  еще  имеющие  широкое  распространение.

Вторая особенность жизни российского общества  - это чрезвычайно высокая доля обедневшего населения, которое испытывает наибольшие страдания от недостатка  питания.  Драматичная  ситуация  складывается  в  малых  городах,  где семьи просто голодают.26

В некоторых регионах России сформировались очаги концентрации  бедности.

Особенно в тяжелом положении  оказались малые города и сельская местность, где серьезной  проблемой  стала  невозможность  отопить  жилье  и  получить  бесплатно минимально необходимую медицинскую помощь.

Длительное пребывание в бедности влечет за собой проявление форм крайней нужды: 10% городских семей и 5% сельских в 1996 г. не получали нужного количества калорий, а 20-40% семей испытывали белковое голодание; 5-10% городских семей не имели минимального количества одежды и обуви, необходимого в соответствии  с  климатическим  условиями  проживания.  Бедным  семьям  приходится жить  в  условиях  аварийного  состояния инженерных коммуникаций  или  в  жилье, требующем капитального ремонта. Четверть россиян имеют долг по квартплате и находятся под угрозой выселения из своего жилища.27

40-60% бедных - это семьи с 1-2 детьми и двумя родителями в трудоспособном возрасте, т. е. домохозяйства, традиционно относящиеся к среднедоходным слоям населения, сегодня так называемые новые бедные.

10% самых бедных семей - это  неполные  домохозяйства  с  детьми,  многодетные,  семьи  с  безработными  родителями  и  одиноко  проживающие  пенсионеры старше 60 лет.

Бедность,  безработица,  экономическая  и  социальная  нестабильность,  несбыточность  надежд,  крушение  планов  интенсифицируют  процесс  маргинализации населения.  В  результате,  как  следствие  усиливающейся  нисходящей  социальной мобильности появляется широкий слой пауперов. Специальные исследования показывают, что «социальное дно» составляет около 10% городского населения, или 10,8 млн. чел., в составе которых 3,4 млн. - нищие, 3,3 млн. – бомжи, 2,8 млн. - беспризорные дети и 1,3 млн. - уличные проститутки.

Комиссия  Европейского  сообщества  зафиксировала  рост  женской  трудовой эмиграции в развитые европейские страны для работы в сексиндустрии, основной поток  которой  идет  вне  официальных  институтов  по  нелегальным  и  криминальным каналам, составляя базу торговли людьми.

Третья особенность трансформационных процессов в России - это разрушение социальной сферы, что проявилось прежде всего в образовании, здравоохранении и пенсионном обеспечении.

В сфере высшего образования  складываются две стратегии оплаты предоставляемых  услуг: платное образование в принципе (60%) и  оплата  отдельных видов услуг в системе бесплатного образования (40%). Постоянное расширение масштабов  платного  обучения  в  вузах  пессимистично  воспринимается гражданами  России, доходы которых пока еще имеют тенденцию к снижению (60% семей с детьми школьного возраста полагают,  что не  смогут  оплатить обучение  детей в высших учебных заведениях).

При  формально  бесплатном  медицинском  обслуживании  наблюдается  высокая степень отказа больных от госпитализации в связи с невозможностью оплатить соответствующие услуги.

Молодежь - основной людской ресурс экономического развития и технического  прогресса.  Между тем эта социальная  группа  характеризуется  интенсивным возрастанием  социального  расслоения,  ростом  бедности  и  другими  негативными факторами. Ее притязания велики, а возможности реализации весьма ограниченны.

Адаптационные  способности  молодежи  к  изменившимся  социально-экономическим  условиям, с одной стороны, выше, чем предполагалось, с другой - неудовлетворенность  своим  положением  привела  к  возникновению  такой  «уродливой» формы состояния молодежи, как пассивный протест. Безработица, низкая оплата и поэтому малая престижность сложных видов труда создают в обществе «гремучую смесь»  всеобщего  молодежного  нигилизма,  по-своему  «романтизируя»  асоциальное поведение (наркотики, вандализм, криминальные действия).

Межпоколенческие исследования показывают, что больные матери рожают больных  детей,  а  бедные  семьи  воспроизводят  новую  бедность.  Таким  образом,  наше общество  сползает  все  глубже  в  некую  «социальную  воронку»,  которая  затягивает все большую долю населения в негативное поле, где происходят процессы социальной мутации и деградации генофонда. Чтобы выбраться из этой «воронки» и сформировать физически и духовно здоровое общество, необходимо не одно поколение.

Отдельные социальные факторы негативного  характера накладываются друг на друга,  мультиплицируя  свое  влияние  на  демографические  процессы.  Появление перечисленных выше условий жизни населения есть социальная цена реформ, которая  оказалась  столь  высока,  что  поставила  под  сомнение  сохранность  российского генофонда.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из элементов производительных сил являются трудовые ресурсы общества. Они выражают отношение человека к природе и в тоже время наделены определенным общественным социально-экономическим содержанием и могут рассматриваться как самостоятельная категория, в которой производительные силы и производственные отношения взаимно проникают и взаимно обуславливают друг друга.

Распределение и использование  трудовых ресурсов необходимо исследовать  в достаточной связи с техническим  прогрессом. В настоящее время  нет республики, где бы проблемами трудовых ресурсов не занимались крупные научные коллективы.

Интерес к этим проблемам не случаен. Он обусловлен тем, что в основе всех экономических процессов, совершающихся  в обществе, лежит труд. Труд и  рабочее время, которыми располагает общество, в конечном итоге являются регуляторами общественного производства.

Многочисленные исследования проблемы трудовых ресурсов показывают, насколько  мы еще далеки от того, чтобы полностью  овладеть методами контроля за использованием ресурсов труда, которыми располагает общество, насколько ложны задачи науки и практики, чтобы приблизить общество к идеалу - полному и рациональному использованию трудовых ресурсов.

Разработка, использование и развитие высокосложных технологий, распространение  компьютерной и информационной техники предполагают наличие трудовых ресурсов нового типа. И в этом отношении для России чрезвычайно полезен опыт целенаправленного формирования трудовых ресурсов творческого склада, накопленный на Западе с 60-х г., то есть с начала НТР. Там этот процесс сразу же был возведен в ранг государственной политики.

Одним из ключевых аспектов рыночных преобразований становится политика интеллектуализации общественного труда.

Для российской экономики особенно важно то, что современный рынок  труда формируется под влиянием широкого спроса на рабочую силу новаторского типа и одновременно ответного массового выхода на рынок труда кадров, хорошо подготовленных к труду в условиях интенсивных научно-технических перемен, способных к активной преобразующей деятельности.

В области совершенствования трудовых ресурсов особое значение приобретает  воспитание личности, направленное на развитие ее творческого мышления и  инициативы. Ключевым становится индивидуальный подход. Возникает типичная ситуация, когда каждый человек на всех стадиях обучения получает знания, исходя из уровня своего интеллекта. Время обучения также индивидуально.

Для России очень важно систематически изучать опыт эффективного использования  качественно новой, предполагающей высокую профессиональную и научную подготовку рабочей силы - трудовых ресурсов будущего, которые в настоящий момент в экономике России и других стран СНГ используются плохо и занимают низшее положение по оплате труда.

Особое внимание в нашей стране должно быть уделено тому, что возглавляемая государством политика трудовых ресурсов в ведущих капиталистических странах (США, Япония, Франция, Великобритания, Швеция и др.) проводится при весьма значительном финансовом, организационном и ином участии предпринимателей и многих других социальных институтов общества.

Современная рыночная экономика предъявляет  новые требования к рабочей силе: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам  и технологически все более сложной продукции; снижение себестоимости изделий путем совершенствования методов производства и уменьшения затрат.

Продуманная и целенаправленная политика развития трудовых ресурсов высшего  типа способна дать огромный эффект и  в нашей стране. Она разделяется на два этапа:

Подготовка трудовых ресурсов в  системе традиционного образования (дошкольные учереждения, школы, младшие  колледжи, ВУЗы, аспирантура).

В основном фирменная подготовка, предполагающая профессиональную специализацию  и переподготовку кадров через собственные научные и учебные центры, специальные курсы с учетом технологической специфики конкретного производства.

Следует отметить, что предпринимательский  сектор в развитых странах расходует  на подобного рода обучение, как  правило, столько же средств, сколько государство на школьное и вузовское образование, включая подготовку научных кадров.  И этот шаг будет осуществим в нашей стране, если по примеру западных стран снять налогообложение на прибыль, идущую на развитие производства и трудовых ресурсов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абакумова Н.Н. Политика доходов и заработная плата. Учеб. пособие. – М., 1999
  2. Адамчук В.В., Ромашев О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. – М., 1999
  3. Арещенко В.Д., Дрозд С.С., Болтрушев Г.К. Рынок труда: проблемы безработицы и социальные гарантии. Учеб. пособие. – М., 1992
  4. Беседина В. Социально-демографический аспект воспроизводства населения и трудовых ресурсов // Маркетинг. №1, 2003.
  5. Богомолов Ю., Кулагина Н. Управление профессиональным составом экономически активного населения в период до 2000 г. // Проблемы теории и практики управления, №4, 1997.
  6. Бушмарин И. Трудовые ресурсы России: концепция развития и использования // Мировая экономика и международные отношения, №9, 1996.
  7. Ванкевич Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда. – Мн., 1996
  8. Винслав Ю.. Региональные аспекты мобильности трудовых ресурсов // Росийский экономический журнал, №10, 2003.
  9. Волгин Н.А. Доходы и занятость населения: мотивационный аспект. - М., 1996
  10. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учеб. для вузов. – М., 1998
  11. Данные из Госкомстата (электронная версия):Воспроизводство населения РФ и его перспективы.
  12. Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов в РФ, их влияние на формирование пенсионного обеспечения: Доклад Минтруда России // Социальная защита. №1, 2004.
  13. Дорошенко Л.С. Управление трудовыми ресурсами. – Киев, 1997
  14. Завельский М.Г. Экономика и социология труда. Курс лекций. – М., 2001
  15. Колосова, Моисеенко. Учет и планирование трудовых ресурсов и рабочих мест в условиях рыночных отношений // Вестник Московского Университета, серия 6, Экономика, №5, 1992.
  16. Коровкин А. Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование - М.: 1990 - с. 8 - 38.
  17. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие/ Под ред. П.В.Шеметова. – М., 2000
  18. Меликьян Г.Г. Экономика труда и социология  трудоустройства  - М., 1996
  19. Морова А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений. – М., 2000
  20. Рофе А. О содержании понятий "трудовые ресурсы" и "рабочая сила" // Человек и труд, №3, 1997.
  21. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Инин В.В. Рынок труда: занятость населения, экономика ресурсов для труда. Учеб. пособие. - М., 1997
  22. Рофе А.И., Стрейко В.Г., Збышко Б.Г. Экономика труда. – М., 2000
  23. Рынок труда и доходы населения. Учеб. пособие/ Под ред. И.А.Волгина. – М., 1999
  24. Рынок труда. Учеб./ Под ред. Буланова В.С., Волгина Н.А. – М., 2000
  25. Слезимгер Г.Э. Труд в условиях рыночных отношений. – М., 2000
  26. Управление трудовыми ресурсами/ Под ред. В.А.Шумакина и Л.П.Чусова. – М., 2000
  27. Экономика и социология труда/ Под ред. Б.Ю.Сербинского и В.А.Чуланова. – Ростов-на-Дону, 1999
  28. Экономика труда и социально-трудовые отношения/ Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П.Колосовой. – М., 1996
  29. Эренберг Р.Дж., Смит Р.Г. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. – М., 1996
  30. Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир. 2002. № 4-5.
  31. Качество населения / Под ред. Н.М. Римашевской, В.Г. Копниной. Демография и социология. Вып. 6. М.: ИСЭПН РАН, 2004.
  32. Зюзин Д.И. Измерение и оценки качества рабочей силы // Научный отчет. М.: ИСЭПН РАН, 2002.
  33. Леонидова Т.В. Здоровье населения . важнейшая составляющая трудового потенциала региона // Народонаселение. 2004. № 4.
  34. Статистический бюллетень № 5 (68). М.: Госкомстат РФ, 2005.
  35. Социально-экономическое положение России, январь 2005, Госкомстат РФ.
  36. Предположительная  численность  населения  Российской Федерации  до  2016  г. М.:  Госкомстат  РФ, 1999/
  37. Прохоров  Б.Б.  Здоровье  населения  России  в  прошлом,  настоящем  и  будущем  //  Проблемы прогнозирования. 2005. № 1.
  38. Социально-экономическое положение России, 2003. М.: Госкомстат РФ, 2004.
  39. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2002 г. М.: Госкомстат РФ, 2004.

Информация о работе Количественные и качественные характеристики населения