Автор: Кристина Юрьева, 07 Декабря 2010 в 13:13, творческая работа
Перевод основной массы производственных активов из государственной собственности в частную был важнейшим элементом рыночных реформ во всех постсоциалистических странах. И хотя главная задача – возрождение частной собственности в бывших плановых экономиках – была, казалось бы, успешно решена, за это пришлось заплатить достаточно высокую цену: у значительной части общества сформировалось открытое неприятие как самой приватизации, так и всего, что было с ней связано. Так, возникновение в них устойчиво негативного отношения к крупной частной собственности было фактически предопределено тем, что основу ее происхождения составили именно приватизационные сделки.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЛЕГЕТИМНОСТЬ» И «ЛЕГАЛЬНОСТЬ»……………………………………………………………………….5
2. ОСНОВЫ ЛЕГИТИМНОСТИ……………………………………………….6
3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЛЕГИТИМНОСТИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ……………………………………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….15
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Омский
государственный университет
Кафедра
«Экономика»
Эссе на тему:
«Каким
образом предпринимательское
Омск-2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
«…нужно решить так называемую проблему компенсаций, т. е. вопрос о легитимности собственности. В чем суть этой проблемы? Истории не известны случаи, когда удалось бы распределить собственность так, чтобы это распределение было признано правомерным и справедливым всеми группами общества. И через некоторое время после радикального перераспределения собственности общество обязательно сталкивается с проблемой компенсации. Речь идет о том, на каких условиях группы, проигравшие при распределении собственности, готовы признать это распределение приемлемым»
А. Аузан
Перевод основной массы производственных активов из государственной собственности в частную был важнейшим элементом рыночных реформ во всех постсоциалистических странах. И хотя главная задача – возрождение частной собственности в бывших плановых экономиках – была, казалось бы, успешно решена, за это пришлось заплатить достаточно высокую цену: у значительной части общества сформировалось открытое неприятие как самой приватизации, так и всего, что было с ней связано. Так, возникновение в них устойчиво негативного отношения к крупной частной собственности было фактически предопределено тем, что основу ее происхождения составили именно приватизационные сделки.
Как
следствие, все постсоциалистические
страны – кто в большей, кто
в меньшей степени –
Понятие «легитимности» было введено в современные социальные дисциплины М. Вебером при обсуждении возможных источников политической власти и позднее стало активно использоваться при изучении множества иных, зачастую далеких друг от друга проблем.
Для
того чтобы определить пути повышения
легитимности прав собственности предпринимательства,
необходимо четко понимать различия понятий
«легитимность» и «легальность». Также
нужно определить, что лежит в основе легитимности.
Далее нужно рассмотреть способы достижения
легитимности прав собственности предпринимателей
в глазах общества.
Для нашей темы ключевое значение имеет разграничение двух взаимосвязанных, но тем не менее не совпадающих характеристик социального порядка – легальности и легитимности.
Воспользовавшись представлениями, выработанными в рамках новой институциональной экономической теории, можно было бы сказать, что легализация связана с формальными, тогда как легитимация – с неформальными механизмами признания чьих-либо прав на что-либо. То есть, в нашем случае, под легитимностью прав собственности предпринимателей понимается признание обществом прав предпринимателей на их собственность.[2]
Теоретически
легальность и легитимность могут
выступать в нескольких различных
сочетаниях. В Таблице 1 представлена простейшая
типология альтернативных институциональных
режимов, включающая четыре возможных
комбинации формального и неформального
признания прав собственности. Режим A
соответствует «оптимальному» состоянию
институциональной системы, когда требования
легальности и легитимности совпадают;
режим B – состоянию «внелегальности»,
когда формальная правовая система отказывается
признавать существующие де факто права
собственности, которые несмотря на это
повсеместно признаются неформально;
режим C – состоянию «безлегитимности»,
когда формальное признание прав собственности
не сопровождается их неформальным признанием;
наконец, режим D – состоянию «чистой криминальности»,
когда права собственности лишены как
формальной, так и неформальной общественной
санкции и, следовательно, могут опираться
либо на голую силу (когда они легко видимы)
либо на полную информационную непрозрачность
(когда их удается сделать невидимыми
для посторонних).
Таблица 1
|
Можно выделить три основных подхода, на которых строится процесс легитимации.
Выигрыши и проигрыши, о которых идет речь, не обязательно должны выступать в прямой форме и быть прямо связанными с дележом государственных активов. Они могут носить также и косвенный характер. Так, переход от экономики, основанной на государственной собственности, к экономике, опирающейся на частную собственность, неизбежно меняет структуру спроса на рабочую силу. Позиции одних групп на рынке труда ослабевают, других – становятся сильнее. Соответственно те из них, чьи шансы на высокие доходы и привлекательные рабочие места, ухудшаются (менее мобильные, с «нерыночным» человеческим капиталом, подверженные риску безработицы, занятые в бюджетном секторе), будут склонны отказываться от признания итогов приватизации; те же, чьи шансы на высокие доходы и привлекательные рабочие места, улучшаются (более мобильные, с «рыночным» человеческим капиталом, не подверженные риску безработицы, занятые во внебюджетном секторе), – их принимать. По аналогичной схеме, как можно предположить, будет строиться и реакция экономически неактивного населения (включая получателей социальных трансфертов)[2].
3. РЕШЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ НЕЛЕГИТИМНОСТИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ
Естественно полагать, что в реальности все три «механизма легитимации», перечисленные выше, действуют одновременно, хотя соотношение между ними может меняться и быть очень разным. Тем неожиданнее выглядит то, что в российских публикациях по проблеме легитимности собственности одному из этих факторов – третьему – уделяется крайне мало внимания: он либо упоминается мимоходом, либо вообще выносится за скобки, как если бы его не существовало[4].
В российском обществе сложилось почти консенсусное неприятие приватизации и выросшей на ее основе крупной частной собственности. Это неприятие идет поверх всех и всяческих барьеров и перегородок – политических, идеологических, образовательных, социальных, имущественных и любых иных. Очень трудно отыскать какую-либо компактную социальную группу, внутри которой подавляющее большинство приветствовало бы приватизацию и благожелательно отзывалось о крупной частной собственности.
В том, что приватизация проводилась нечестно и что крупные состояния нажиты нечестным путем, уверены примерно 90% россиян и даже среди «предпринимателей» таких оказывается 72%[3]. Причем резко негативный имидж «приватизационной игры» был, по-видимому, сформирован не столько ее исходными правилами или конечными результатами (скорее всего, это было лишь следствием), сколько тем, как она воплощалась на практике. Действительно, в российском обществе существует твердая убежденность, что приватизация осуществлялась с массовыми нарушениями даже формальных «правил игры» – не говоря уже о неформальных.
Негативные последствия «нелегитимности» очевидны и легко обозримы. К числу важнейших можно отнести:
1)
поддержание в обществе
2) конкурентные преимущества, получаемые любыми политическими силами, которые готовы эксплуатировать тему нелегитимности собственности в своих интересах;
3)
постоянное искушение для
4)
малый радиус доверия
5)
ослабление инвестиционной
6) усиление общей информационной непрозрачности экономики. [2]
Все это, конечно, крайне плохо, но совершенно не уникально, поскольку избежать проблемы нелегитимности собственности не удалось ни одной из переходных экономик – независимо от того, насколько масштабной и быстрой была проводившаяся в них приватизация и какими методами и в каких формах она осуществлялась.
Наиболее наглядной иллюстрацией сложившейся ситуации является проблема так называемого рейдерства (спланированной системы действий одного экономического субъекта в отношении другого, направленной на отчуждение имущества, помимо воли собственника). Профессионально используя пробелы в российском законодательстве, особенности менталитета современных российских предпринимателей, проблемы легитимности права собственности на отдельное имущество, рейдеры, зачастую в содружестве с отдельными представителями правоохранительных и судебных органов, осуществляют принудительное отчуждение чужого имущества способами, которые зачастую не могут быть признаны уголовно наказуемыми деяниями. Подобная ситуация не содействует формированию уважительного отношения к частной собственности, как и к созидательной предпринимательской деятельности в принципе. Государство в таких условиях может и должно стать основным гарантом прав добросовестных предпринимателей, однако крайне медленно и неэффективно, в основном под давлением общественности осуществляет кое-какие мероприятия в этом направлении[1].
Существуют многочисленные практические рецепты, выдвигаемые различными российскими авторами с целью придания приватизации и ее результатам искомой легитимности. Надо сказать, что варьируют они в очень широком диапазоне – от требований тотальной ренационализации до призывов убедить людей, что на самом деле от приватизации им стало только лучше. Среди наиболее популярных и чаще всего обсуждаемых: