Юридическая ответственность за нарушение правил приемки товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 06:40, реферат

Описание работы

Товар традиционно определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Это могут быть изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытый уголь, выловленная рыба и др.). Для того чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: он должен иметь потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретные человеческие потребности, и меновую стоимость, т.е. свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают имущественные правоотношения

Содержание

Понятие приемки товаров. Правовое регулирование и юридическое значение приемки товаров……………………2.
Правила осуществления приемки товаров…………………7
Ответственность за нарушение правил приемки товаров…………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………….17
Список использованных источников……………………….18

Работа содержит 1 файл

готовая работа.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Какой акт необходимо составить  определяется в зависимости от вида получаемого товара:

Акт по форме №ТОРГ-2 применяется  при приемке отечественных товаров  и составляется в четырех экземплярах.

Акт по форме №ТОРГ-3 применяется  в случае получения импортных товаров и составляется в пяти экземплярах.

Акты составляются по результатам  приемки членами комиссии и экспертом  организации, на которую возложено  проведение экспертизы. Акты составляются с участием представителей организаций  поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.

Акты составляются отдельно по каждому  поставщику на каждую партию товара, поступившую  по одному транспортному документу.

Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет".

В акте отражается состав комиссии с обязательным указанием должности, фамилий и инициалов её членов. В состав комиссии входят материально-ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии), а также представитель третьей незаинтересованной стороны. Акт подписывается всеми членами комиссии, а утверждается руководителем организации-получателя.

К акту должны быть приложены:

документы изготовителя (отправителя, поставщика), подтверждающие количество и комплектность товаров;

упаковочные ярлыки из тарных мест, в  которых установлены ненадлежащее качество и комплектность товара;

пломбы от тарных мест, в которых  обнаружена недостача;

подлинный транспортный документ;

документ, удостоверяющий полномочия представителя, участвовавшего в приемке;

акт отбора образцов (проб) и заключение по результатам их анализа;

акт о несоответствии фактического качества и комплектности товаров  данным, содержащимся в документе, удостоверяющем их качество и комплектность;

другие документы, подтверждающие причины плохого качества товаров  или их некомплектность.

При приемке товарно-материальных ценностей акты о приемке с  приложением документов (счета-фактуры, накладные и так далее) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз. Акты приемки товаров по количеству и качеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном организацией получателя -торговой организацией.

Если при приемке товара одновременно с недостачей выявились излишки по сравнению с количеством товара, указанным в товаросопроводительных документах поставщика, данные о них также указываются в акте.

При закупке товара или его приемке  руководителям торговых организаций необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар. Торговые организации по законодательству несут ответственность за качество реализуемых товаров и при отсутствии необходимых сертификатов, указанные организации могут быть подвергнуты штрафам.

Возврат товара поставщику при обнаружении  брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту  или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной (форма №ТОРГ-12). Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.

Если торговая организация приобретает  товар у импортера, то, как правило, условия приемки товаров по количеству и качеству устанавливаются в  договорах с иностранными поставщиками. Если же порядок и сроки приемки товаров не были специально оговорены в договоре, то необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 года.

Приемка товаров, поступивших в  ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как и приемка товаров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количества и (или) качества товара договору, составляется рекламационный акт (форма №ТОРГ-3). Акт должен составляться в присутствии материально ответственного лица покупателя, представителя иностранного поставщика (при согласии поставщика возможно составление акта в его отсутствие) и экспертов Торгово-промышленной палаты. Если невозможно присутствие представителей Торгово-промышленной палаты, то товар принимается с участием представителей других незаинтересованных организаций. Рекламационный акт составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.

Если при приемке продукции  с участием представителя, будет  выявлена недостача продукции против данных, указанных в транспортных и сопроводительных документах (счете-фактуре, спецификации, описи, в упаковочных ярлыках и др.), то результаты приемки продукции по количеству оформляются актом. Акт должен быть составлен в тот же день, когда недостача выявлена.

В акте о недостаче продукции должно быть указано:

а) наименование получателя, составившего акт, и его адрес;

б) дата и номер акта, место приемки  продукции и составления акта, время начала и окончания приемки  продукции; в случаях, когда приемка  продукции произведена с нарушением установленного срока,- причины несвоевременности приемки, время их возникновения и устранения;

в) фамилия, имя и отчество лиц, принимавших  участие в приемке продукции  по количеству и в составлении  акта, место их работы, занимаемые ими  должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в приемке продукции, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по количеству;

г) наименование и адреса отправителя (изготовителя) и поставщики;

д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя отправителя (изготовителя);

е)дата и номер счета-фактуры  и транспортной накладной (коносамента);

ж) дата отправителя продукции со станции(пристани, порта) отправления  или со склада отправителя;

з) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя;

и) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта;

к) условия хранения продукции на складе получателя до приемки ее, а  также сведения о том, что определение  количества продукции производилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке;

л) состояние тары и упаковки в  момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно  сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция - отправителя или изготовителя, дата вскрытия тары;

м) при выборочной проверке продукции - порядок отбора продукции для  выборочной проверки с указанием  оснований выборочной проверки (стандарт, технические условия, Особые условия поставки, договор и т. п.);

н) за чьим весом или пломбами (отправителя  или органа транспорта) отгружена  продукция, исправность пломб и  содержание оттисков в соответствии с действующими на транспорте правилами; общий вес продукции - фактический и по документам; вес каждого места, в котором обнаружена недостача,- фактический и по трафарету на таре (упаковке);

о) транспортная и отправительная маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных  ярлыков, пломб на отдельных местах;

п) каким способом определено количество недостающей продукции (взвешиванием, счетом мест, обмером и т. п.), могла  ли вместиться недостающая продукция  в тарное место, в вагон, контейнер  и т. п.;

р) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи;

с) точное количество недостающей  продукции и стоимость ее;

т) заключение о причинах и месте  образования недостачи.

Если при приемке продукции  одновременно будут выявлены не только недостача, но и излишки ее против транспортных и сопроводительных документов отправителя (изготовителя), то в акте должны быть указаны точные данные об их излишках.

При недостаче продукции, полученной в оригинальной упаковке либо в ненарушенной таре изготовителя, претензия и обосновывающие ее документы должны направляться также изготовителю продукции. Если изготовитель или его местонахождение получателю неизвестны, претензия в двух экземплярах посылается отправителю (поставщику), который немедленно после ее получения обязан направить один экземпляр претензии изготовителю, известив об этом получателя.

По получении претензии о  недостаче продукции руководитель или заместитель руководителя предприятия-отправителя (изготовителя) назначает служебную  проверку по материалам претензии.

Материалы проверки рассматриваются  и утверждаются руководителем или  заместителем руководителя предприятия-отправителя (изготовителя).

В случае, когда по результатам  проверки выявляются факты злоупотреблений  или хищений продукции, руководитель предприятия-отправителя обязан немедленно сообщить об этом органам охраны общественного порядка или прокуратуры и направить им соответствующие документы.

О результатах рассмотрения претензии  отправитель (изготовитель, поставщик) сообщает получателю в установленный срок.

При отправке покупателем продукции  без вскрытия тары или упаковки первоначального  отправителя (изготовителя) с последнего не снимается ответственность за недостачу продукции, если недостача  образовалась не по вине покупателя, переотправившего продукцию.

Покупатель, отгрузивший продукцию  без вскрытия тары первоначального  отправителя (изготовителя), при отказе в удовлетворении претензии, предъявленной  в связи с недостачей продукции, кроме мотивов отказа должен сообщить дату получения им этой продукции, а также дату и номер счета отправителя (изготовителя).

Если по действующему законодательству имеются основания для возложения ответственности за недостачу груза  на органы транспорта, получатель обязан в установленном порядке предъявить претензию соответствующему органу транспорта.

Анализ положений обеих инструкций показывает, что фактически единственным отличием данных документов является различие оснований приемки: по количеству и по качеству.

В заключение хотелось бы привести такой  пример из судебной практики:

«Товарищество с ограниченной ответственностью "Фирма "СДМ-сервис" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу закрытого типа "Агрокомплекс" о взыскании 304 484 700 рублей убытков, возникших в связи с получением некачественного кирпича.

Решением от 16.12.96 в иске отказано в связи с тем, что истец  не доказал получения некачественной продукции.

Постановлением апелляционной  инстанции от 06.02.97 решение оставлено  без изменения.

В протесте предлагается состоявшиеся судебные акты отменить, а дело передать на новое рассмотрение.

Президиум считает, что протест  подлежит удовлетворению по следующим  основаниям.

Как видно из материалов дела, между  ТОО "Фирма "СДМ-сервис" и АОЗТ "Агрокомплекс" 05.03.96 был заключен договор, в соответствии с которым товарищество поставляет акционерному обществу экскаватор и автомат для резки кирпича, а акционерное общество отгружает товариществу 266 тыс. штук кирпича. Кирпич фирма вывозит на собственном транспорте.

В мае 1996 года истец получил на Выселковском заводе строительных материалов (структурное подразделение АОЗТ "Агрокомплекс") кирпич, который, по утверждению истца, сразу же был использован в строительстве восьмого этажа 10-этажного жилого дома.

При осмотре кладки восьмого этажа 13.05.96 оказалось, что кирпич начал трескаться и разрушаться.

По предписанию от 14.05.96 проектного института "Крайжилкоммунпроект", осуществляющего авторский надзор за строительством, кладка стен восьмого этажа была разобрана, а кирпич направлен в лабораторию проектно-технологического треста "Оргтехстрой" для проверки.

В подтверждение доводов о получении  некачественной продукции фирма  представила в суд результаты лабораторных испытаний кирпича  на прочность, а также акт, составленный с участием директора Выселковского завода строительных материалов, из которого следует, что директор с ненадлежащим качеством продукции согласился.

Отказывая в иске, суд указал на то, что истец нарушил правила  приемки продукции, установленные  инструкцией Госарбитража СССР "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству".

Этот довод суда является необоснованным, так как отношения сторон по договору от 05.03.96 регулируются нормами части  второй Гражданского кодекса Российской Федерации, с введением в действие которой названная инструкция больше не применяется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан проверить  количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота.

В договоре стороны не предусмотрели  порядок приемки продукции по качеству.

Кроме того, судом не оценены надлежащим образом доказательства принадлежности некачественного кирпича Выселковскому заводу строительных материалов, не исследован акт отбора проб, на который имеется ссылка в материалах лабораторных испытаний.

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение правил приемки товара