Экспертиза проектов стандартов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 07:58, лекция

Описание работы

Виды экспертизы, правила ее организации и проведения, а также основные требования к экспертам по стандартизации указаны в ГОСТ Р 1.6, который распространяется на экспертизу проектов:
национальных стандартов Российской Федерации;
межгосударственных стандартов, разработчиком которых является Российская Федерация;
стандартов организаций.

Работа содержит 1 файл

Экспертиза проектов стандартов.docx

— 39.44 Кб (Скачать)

      Специализированные  виды экспертизы:

  • специализированная терминологическая экспертиза;
  • специализированная метрологическая экспертиза;
  • экспертиза процедуры подтверждения соответствия.

      При проведении научно-технической экспертизы проекта стандарта рассматривают:

  • его   соответствие   целям   стандартизации,   установленным   Федеральным законом «О техническом регулировании», в том числе соблюдение в стандарте требований технических регламентов;
  • ожидаемый эффект воздействия стандарта на рынок продукции и услуг, а также преимущества, которые после утверждения стандарта могут получить отдельные стороны на этом рынке;
  • создаваемые стандартом потенциальные барьеры в торговле:
  • правильность и приемлемость описываемых в проекте стандарта процедур (например, методов испытаний);
  • целесообразность включения в проект стандарта требований, относящихся к процессам изготовления продукции (в том числе технологическим процессам), и возможность их замены на требования к конечной продукции;
  • ожидаемое   влияние   применения   стандарта   на  безопасность,  экологию, совместимость и взаимозаменяемость;
  • обоснованность       отличий        положений        проекта        национального (межгосударственного) стандарта от аналогичных положений международных и региональных стандартов, национальных стандартов других стран;
  • обоснованность       выбора       метода       применения       международного (регионального)     стандарта     при     разработке     проекта     национального (межгосударственного) стандарта, если данный проект разработан на основе международного (регионального) стандарта;
  • полноту устанавливаемых в проекте стандарта положений;
  • согласованность   положений    проекта   стандарта   с   положениями   уже действующих или одновременно разрабатываемых стандартов.

      При проведении терминологической экспертизы проекта стандарта проверяют правильность:

  • использования    в    проекте    стандарта    стандартизованных    и    других общепризнанных научно-технических терминов;
  • составления терминов и их определений, вводимых в проект стандарта, а также отсутствие противоречий между новыми и уже стандартизованными терминами;
  • перевода   наименования   стандарта   на   английский   язык   и   написания эквивалентов терминов на иностранных языках.

      Используемые  в проекте стандарта наименования сырья, материалов и изделий проверяют на соответствие наименованиям данной продукции в национальных и межгосударственных стандартах, наименования технологических процессов — на соответствие стандартам Единой системы технологической подготовки производства и стандартам, регламентирующим данные технологические процессы.

 

      

      Метрологическую экспертизу проводят по ГОСТ Р 1.11 и в том случае, если проект стандарта содержит положения, связанные с процедурами и средствами измерений (методы испытаний, методы калибровки и поверки, неопределенность оценки, стандартные образцы и т.п.).

      При проведении патентной экспертизы проверяют отсутствие в проекте стандарта технических решений или иных положений, защищенных патентами.

      При проведении правовой экспертизы проекта стандарта проверяют его содержание на соответствие:

  • международным договорам и соглашениям Российской Федерации;
  • законам Российской Федерации;
  • указам Президента Российской Федерации;
  • постановлениям Правительства Российской Федерации;
  • нормативным   правовым   актам   федеральных   органов   исполнительной власти.

      Специализированную  экспертизу проводят по решению технического комитета и/или национального органа по стандартизации в отношении конкретного проекта стандарта. Выполняет ее организация, назначенная национальным органом по стандартизации.

      Специализированную  терминологическую  экспертизу проводят в отношении проектов стандартов на термины и определения.

      Специализированную  метрологическую  экспертизу проводят в отношении проектов стандартов на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

      Проекты стандартов, в которых установлены  процедуры подтверждения соответствия с участием соответствующих органов (органов по сертификации, испытательных лабораторий) для конкретной области деятельности, подлежат специализированной экспертизе в целях рассмотрения, в какой мере установленные процедуры и требования к этим органам согласуются с принятой мировой практикой в данной области.

      Экспертиза  других видов может быть проведена, в частности, в отношении правильности и обоснованности применения процедур и систем управления качеством, а также статистических методов.

      В отношении проекта национального (межгосударственного) стандарта, разработанного на основе применения международного (регионального) стандарта, осуществляют дополнительную экспертизу. При этом при любом методе применения проводят проверку соответствия аутентичности перевода международного (регионального) стандарта на русский язык.

      В отношении проекта национального (межгосударственного) стандарта, идентичного международному (региональному) стандарту, проводят проверку его оформления на соответствие правилам, установленным ГОСТ Р 1.5 или ГОСТ1.3.

      Проект национального (межгосударственного) стандарта, модифицированного по отношению к международному (региональному) стандарту, проверяют на соответствие его оформления правилам, установленным ГОСТ Р 1.5 или ГОСТ 1.3. При этом проверяют идентификацию всех технических отклонений и/или различий по форме представления, а также наличие объяснения причин модификации и их обоснованность.

      Если  проект национального (межгосударственного) стандарта не эквивалентен международному (региональному) стандарту, то рассматривают обоснованность причин такой переработки содержания примененного международного (регионального) стандарта и проверяют соответствие приведенной в предисловии информации типовым формулировкам, установленным в ГОСТ Р 1.5 или ГОСТ 1.3.

      7.3. Экспертное заключение

      Экспертное  заключение составляют с использованием шаблона автоматизированной информационной системы (АИС) «Разработка национальных стандартов» в национальном органе по стандартизации. Форма шаблона приведена в ГОСТ Р 1.6 приложение А (см. рис. 3). К экспертному заключению прилагают окончательную редакцию сводки замечаний и предложений (по результатам рассмотрения техническим комитетом и/или на основе замечаний стран — участниц Соглашения73).

      Эксперт знакомит с экспертным заключением  других экспертов (если они были назначены), организации (если они проводили экспертизу), разработчик; и ответственного секретаря технического комитета, за которым закреплен; экспертиза проекта стандарта. Далее вводит в АИС подготовленное заключен» вместе с проектом национального стандарта.

      Если  для данного проекта стандарта  были дополнительно назначены эксперты, то при составлении экспертного заключения учитывают и замечания. В случае разногласий между экспертами окончательное решение принимает секретариат технического комитета на согласительном совещании.

      Экспертное  заключение должно содержать выводы по каждому виду экспертизы, применяемому к данному проекту стандарта, вместе с их обоснованием.

      В конце экспертного заключения должно быть сформулировано одно следующих предложений:

  • рекомендовать   проект   стандарта   к   утверждению   (для   национального стандарта) или к представлению на голосование (для межгосударственного стандарта);
  • переработать проект стандарта в соответствии с указанными в экспертном заключении замечаниями;
  • считать разработку данного стандарта нецелесообразной.
 
 
 

      Метрологическая экспертиза проектов стандартов

      Система стандартизации предусматривает метрологическую  экспертизу проектов стандартов. Организация, порядок проведения и задачи метрологической экспертизы проектов национальных стандартов (ГОСТ Р), а также проектов межгосударственных стандартов (ГОСТ), разрабатываемых ТК и МТК осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.11.

      Метрологическую экспертизу проектов национальных стандартов проводят с целью обеспечения соблюдения положений Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и требований нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), а также технически и экономически обоснованного метрологического обеспечения стандартизуемых объектов.

      Метрологической экспертизе подлежат проекты национальных стандартов на продукцию и услуги, на работы (процессы), на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), а также другие проекты национальных стандартов, в которых регламентированы:

      - требования   к   погрешности   измерений,   достоверности   измерительного контроля;

       - требования к  методикам  выполнения  измерений,  средствам  измерений, стандартным образцам, аттестованным смесям;

  • методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля;
  • данные  о  свойствах  веществ  и  материалов,  в  том   числе  стандартные справочные данные;
  • применение стандартных образцов веществ и материалов;
  • методики поверки (калибровки) средств измерений.

        Порядок проведения  метрологической  экспертизы

      Метрологическую экспертизу обеспечивают технические  комитеты (МТК и ТК) и их подкомитеты (МПК и ПК), организующие разработку стандартов, рассматривающие и направляющие проект стандарта для принятия в национальный орган по стандартизации.

      При организации разработки проекта  стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.2 определяют организацию (эксперта), которой (которому) должен быть направлен на метрологическую экспертизу проект стандарта в соответствии с заданиями годовых планов государственной стандартизации. При необходимости проект стандарта направляют на метрологическую экспертизу в несколько организаций (нескольким экспертам).

      Предпочтительной  является метрологическая экспертиза первой редакции проекта стандарта. При необходимости на метрологическую экспертизу могут быть направлены вторая и последующие редакции.

      Метрологическую экспертизу проектов стандартов, регламентирующих методики выполнения измерений, которые применяют в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, осуществляют государственные научные метрологические центры.

      Проекты стандартов Государственной системы  измерений (ГСП), разрабатываемые метрологическими институтами, на метрологическую экспертизу не направляют.

      Организации, выполняющие метрологическую экспертизу:

  • государственные научные метрологические центры;
  • аккредитованные    головные    и   базовые    организации    метрологической службы;
  • научно-исследовательские организации, выполняющие разработки средств измерений,   методик   выполнения   измерений,   нормативных  документов   по метрологическому обеспечению.

      Эксперты, осуществляющие метрологическую экспертизу проектов национальных стандартов, могут быть членами МТК, ТК (МПК, ПК) и специалистами вышеуказанных организаций.

      При проведении метрологической экспертизы эксперты должны руководствоваться законодательными актами, ГОСТ 1.0 и ГОСТ Р 1.0; стандартами ГСИ, правилами по метрологии и рекомендациями метрологических институтов, другими нормативными документами, в которых регламентированы положения метрологического обеспечения.

Информация о работе Экспертиза проектов стандартов