Автор: Яна Фраер, 01 Декабря 2010 в 18:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ эффективности развития технопарков в Республике Казахстан. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность современных инновационных структур,
2. Проанализировать деятельность технопарков и парков высоких технологий в современной экономике,
3. Проанализировать перспективы развития технопарков в Казахстане;
4. Выявить проблемы в деятельности современных инновационных структур и предложить пути решения этих проблем.
При написании данной работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов: Ахметжанов И.А., Каримов Н.М., Байнев В.Ф, Козырев А.Б, Лукьяненко П.П. и др.
Введение 3
1 Характеристика современных инновационных структур 5
1.1 Виды инновационных структур. Их общие черты и различия 5
1.2 Понятие, сущность и цели создания технопарков и парков высоких технологий 8
1.3 Причины создания технопарков и парков высоких технологий 10
1.4 Деятельность технопарков и парков высоких технологий 11
2 Эффективность и перспективы развития технопарков в Республике Казахстан 14
2.1 Государственная поддержка технопарков 14
2.2 Национальные парки Республики Казахстан 18
2.3 Региональные парки Республики Казахстан 21
2.4 Существующие проблемы в деятельности технопарков и Парка высоких технологий Республики Казахстан и пути их решения 25
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Управление бизнес-парками осуществляются управляющей компанией, учредителями которой являются местная администрация, крупные местные промышленными предприятиями и отдельными институтами развития (рисунок 2.2). Ниже представлена схема управления и деятельности региональных технопарков.
Рисунок
2.2 - Организация региональных технопарков
Управляющая
компания в свою очередь проводит
координацию деятельности клиентов
бизнес-парков и всячески содействует
проведению необходимых организационно-
Рисунок
2.3 - Взаимодействие участников регионального
технопарка
Однако
для ограничения конфликта
Кроме
того, исходя из нижеследующей схемы,
местная администрация помимо участия
в создании компании по управлению
бизнес-парком должна непосредственно
взаимодействовать с
Особенно важна роль консультаций местных налоговых и таможенных органов, где:
1. Работа налоговых органов с предпринимателями будет заключаться в следующем:
2.
Толкование и разъяснение
3.
Толкование и разъяснение
4.
Работа таможенных органов с
предпринимателями будет
-
толкование и разъяснение
-
толкование и разъяснение
Следуя вышеприведенной схеме, роль институтов развития (помимо участия в качестве учредителей компаний по управлению бизнес парками) будет заключаться, но не ограничиваться предоставлением финансирования на грантовой основе, оказанием консультационных услуг непосредственно предприятиям-клиентам бизнес парков.
Университеты и НИИ согласно общей схеме должны содействовать обмену необходимой и прикладной информации для предпринимательской деятельности предприятий-клиентов бизнес-парков. Также, не исключается возможность кооперации университетов и предприятий в проведении совместных исследований, создании программ по подготовке кадров, учреждении стипендий отдельным студентам в целях привлечения квалифицированных специалистов.
В целом предполагается, что компании по управлению бизнес парками будут проводить тщательный отбор предприятий на основе сравнительной оценки предполагаемой деятельности отдельного субъекта, наличия индустриально-инновационного потенциала, истории деятельности предприятий. Компания по управлению бизнес парками при отборе предприятий-клиентов должна руководствоваться следующим целям:
1) данный субъект бизнес парка принесет экономическую ценность (наличия потенциала реального прироста стоимости минимальных инвестиций в предприятия) самому бизнес парку;
2)
деятельность самого субъекта
бизнес парка будет
2.4
Существующие проблемы
в деятельности технопарков
и Парка высоких технологий
Республики Казахстан
и пути их решения
В настоящее время, несмотря на достаточно большое число инновационных структур в Республике Казахстан, существует ряд проблем связанных с реальной работоспособностью в технопарках:
1.
Несовершенство
Проведенный анализ действующей в Республике Казахстан базы законодательства, регулирующей деятельность субъектов инновационной инфраструктуры, свидетельствует, о её несовершенстве, фрагментарности и несформированности эффективной правовой системы, стимулирующей успешное становление и развитие инновационной инфраструктуры Республики Казахстан [1, c.47-48]. В частности, предприятия, входящие в состав технопарка не получают никаких льгот, сверх тех, которые установлены для предприятий, занимающихся научно-инновационной деятельностью. Для того чтобы их получать, нет необходимости входить в состав технопарка. На льготных условиях здесь можно получить услуги, оказываемые только самим технопарком. И значение косвенных методов государственной поддержки инноваций теряется. В то время как она определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов.
Цель создания технопарков, а именно интенсификация инновационной деятельности малых предприятий и общей политики инновационной направленности, в стране труднодостижима, т.к. у малых предприятий отсутствует стимул для вхождения в технопарк. Для того чтобы деятельность технопарка была эффективна, малые предприятия в его составе должны получать ощутимые преимущества для ведения инновационной деятельности. Однако внесение изменений и дополнений в акты законодательства, регулирующие порядок создания и условия функционирования субъектов инновационной инфраструктуры не обеспечит в полной мере данные преимущества, так как эти изменения должны касаться и других законодательных актов – налогового, таможенного и др. законодательства [24].
2.
Отсутствие эффективного
В стране отсутствуют такие эффективные и признанные в мире формы инновационного финансирования, как инвестиционные банки, венчурные фонды и другие [35]. Венчурные инвестиции должны направляться на финансирование разработок и внедрение их в производство, продвижение на рынок новых изделий и технологий, создание новых и развитие действующих предприятий, укрепление производственного и рыночного потенциала инновационных фирм. Через эффективно работающие фонды коммерческие банки смогут кредитовать инновационные компании, которые на момент кредитования являются фактически или потенциально ведущими в своей области [18, c. 21].
Необходимо развитие базовой предпринимательской инфраструктуры (инвестиционные фонды, страховые компании, финансово-промышленные группы, фондовый рынок), которая является основой для перехода на устойчиво инновационный путь развития.
3. Отсутствие отлаженной системы взаимодействия между инновационными структурами и университетами (Приложение Е).
В
мировой практике между университетами
и фирмами-резидентами
В Казахстане же отношения между инновационными структурами и вузами имеют выраженную учебную окраску, а контакты в области научных исследований и разработок носят скорее разовый и очень избирательный характер [20]. Создание Парка высоких технологий положило начало процессу решения этой проблемы.
Кадры являются важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных процессов. По оценкам специалистов, для успешного продвижения инновационных проектов в Казахстане должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. В настоящее время специалистов в области инновационного менеджмента вузы не готовят. Это является одной из причин низкой инновационной активности предприятий и организаций. Обучение и переподготовку кадров целесообразно осуществлять на базе вузов [17].
Ситуация усугубляется процессами так называемой «утечки мозгов». Примечательно то, что отток кадров наблюдается уже не в сторону США и стран Запада, а в страны ближнего зарубежья, и в первую очередь, в Россию. В сфере информационных технологий решением данной проблемы стало создание Парка высоких технологий. Н.А.Назарбаев отметил: «Пока еще специалисты у нас не получают такие зарплаты, как в США, Европе или в Москве (мы очень конкурентоспособны по зарплатам с остальной Россией). Но зарплата уже не является для нас фактором опасности, поскольку люди начинают смотреть и на такие факторы, как качество жизни. В Москве вы тратите по 5-6 часов для передвижения по городу в автомобильном транспорте, квартира стоит в 4 раза больше, чем в Астане.… Когда люди начинают взвешивать все эти факторы, зарплата становится пусть и важным фактором, но не столь определяющим», - уточнил он [19].
Кроме
того, в 2007 году администрация ПВТ
сконцентрировалась на подготовке необходимого
количества квалифицированных кадров:
ПВТ и его резидентами в
различных университетах
Заключение
Сравнительный анализ деятельности технопарков и Парка высоких технологий в Казахстане и аналогичных инновационных структур в странах ближнего и дальнего зарубежья позволяет сделать ряд следующих выводов.
1.
Современные инновационные
2. Эффективность технопарков и Парка высоких технологий в нашей стране пока не так высока, как в других странах. Как известно, их эффективность зависит от таких составляющих, как наличие площадей, специальная система налогообложения, особые формы инновационного финансирования и высококвалифицированные специалисты. Для технопарков, как показал сравнительный анализ, все эти составляющие находятся на низком уровне и требуют совершенствования. А для Парка высоких технологий первые два компонента находятся на самом высоком уровне: государство выделило довольно-таки большую территорию под застройку и предоставило участникам Парка значительные налоговые льготы, но необходимо отметить, что в ближайшее время для повышения эффективности требуется решить проблемы финансирования и недостаточной обеспеченности кадровыми ресурсами.
Информация о работе Эффективность развития технопарков в предпринимательстве