Эффективность развития технопарков в предпринимательстве

Автор: Яна Фраер, 01 Декабря 2010 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ эффективности развития технопарков в Республике Казахстан. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность современных инновационных структур,

2. Проанализировать деятельность технопарков и парков высоких технологий в современной экономике,

3. Проанализировать перспективы развития технопарков в Казахстане;

4. Выявить проблемы в деятельности современных инновационных структур и предложить пути решения этих проблем.

При написании данной работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов: Ахметжанов И.А., Каримов Н.М., Байнев В.Ф, Козырев А.Б, Лукьяненко П.П. и др.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика современных инновационных структур 5
1.1 Виды инновационных структур. Их общие черты и различия 5
1.2 Понятие, сущность и цели создания технопарков и парков высоких технологий 8
1.3 Причины создания технопарков и парков высоких технологий 10
1.4 Деятельность технопарков и парков высоких технологий 11
2 Эффективность и перспективы развития технопарков в Республике Казахстан 14
2.1 Государственная поддержка технопарков 14
2.2 Национальные парки Республики Казахстан 18
2.3 Региональные парки Республики Казахстан 21
2.4 Существующие проблемы в деятельности технопарков и Парка высоких технологий Республики Казахстан и пути их решения 25
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

Эффективность развития технопарков в предпринимательстве.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

     Управление  бизнес-парками осуществляются управляющей компанией, учредителями которой являются местная администрация, крупные местные промышленными предприятиями и отдельными институтами развития (рисунок 2.2). Ниже представлена схема управления и деятельности региональных технопарков.

     

     Рисунок  2.2 - Организация региональных технопарков 

     Управляющая компания в свою очередь проводит координацию деятельности клиентов бизнес-парков и всячески содействует  проведению необходимых организационно-административных мер направленных на поддержание стимулирования малых и средних предприятий. Кроме того, для обеспечения эффективного отбора проектов, оказание помощи предпринимателям в реализации их производственных проектов управляющая компания создает Научно-технические и Экспертные советы, с привлечением в них представителей независимых специалистов из административной, научно-технической, академической и местной промышленной среды (рисунок 2.3).

     

     Рисунок 2.3 - Взаимодействие участников регионального технопарка 

     Однако  для ограничения конфликта интересов  и проведения экспертизы и консультаций на объективном и профессиональном уровне очень важно чтобы в  Научно-Техническом или Экспертном Совете не участвовали представители  компании по управлению бизнес парками.

     Кроме того, исходя из нижеследующей схемы, местная администрация помимо участия  в создании компании по управлению бизнес-парком должна непосредственно  взаимодействовать с предприятиями-клиентами  бизнес парков, которые не будут  ограничиваться только производственной деятельностью. Такое сотрудничество предполагает предприятиям-клиентам бизнес-парков оказание или организацию совместно с местными консалтинговыми компаниями вне и/или внутри бизнес парков, налоговыми, таможенными органами (если последние существуют в данном регионе) тренингов, выставок, программ, консультаций в налоговой, экспортно-импортной, управленческой, организационной сферах.

     Особенно  важна роль консультаций местных  налоговых и таможенных органов, где:

     1. Работа налоговых органов с предпринимателями будет заключаться в следующем:

     2. Толкование и разъяснение некоторых  частей в существующем налоговом  законодательстве в части налоговых  льгот, преференций, требований;

     3. Толкование и разъяснение текущих  или предполагаемых изменений в налоговом законодательстве, законе об административно-правовых нарушениях (для избежания штрафов, административных мер) и их влияния на предпринимательскую деятельность;

     4. Работа таможенных органов с  предпринимателями будет заключаться  в следующем:

     - толкование и разъяснение некоторых  частей в текущем таможенном  законодательстве, таких как таможенное  регулирование и сопровождение  экспортно-импортных операций, применения  определенных таможенных режимов  и преференций;

     - толкование и разъяснение текущих или предполагаемых изменений в существующем таможенном законодательстве и их возможное влияние на экспортно-импортную деятельность предприятий.

     Следуя  вышеприведенной схеме, роль институтов развития (помимо участия в качестве учредителей компаний по управлению бизнес парками) будет заключаться, но не ограничиваться предоставлением финансирования на грантовой основе, оказанием консультационных услуг непосредственно предприятиям-клиентам бизнес парков.

     Университеты  и НИИ согласно общей схеме  должны содействовать обмену необходимой и прикладной информации для предпринимательской деятельности предприятий-клиентов бизнес-парков. Также, не исключается возможность кооперации университетов и предприятий в проведении совместных исследований, создании программ по подготовке кадров, учреждении стипендий отдельным студентам в целях привлечения квалифицированных специалистов.

     В целом предполагается, что компании по управлению бизнес парками будут  проводить тщательный отбор предприятий  на основе сравнительной оценки предполагаемой деятельности отдельного субъекта, наличия индустриально-инновационного потенциала, истории деятельности предприятий. Компания по управлению бизнес парками при отборе предприятий-клиентов должна руководствоваться следующим целям:

     1)   данный субъект бизнес парка принесет экономическую ценность (наличия потенциала реального прироста стоимости минимальных инвестиций в предприятия) самому бизнес парку;

     2) деятельность самого субъекта  бизнес парка будет соответствовать  общей стратегии индустриально-инновационного развития региона в частности и республики в целом.  
 

     2.4 Существующие проблемы в деятельности технопарков и Парка высоких технологий Республики Казахстан  и пути их решения 

     В настоящее время, несмотря на достаточно большое число инновационных структур в Республике Казахстан, существует ряд проблем связанных с реальной работоспособностью в технопарках:

     1. Несовершенство законодательных  основ деятельности технопарков.

     Проведенный анализ действующей в Республике Казахстан базы законодательства, регулирующей деятельность субъектов инновационной  инфраструктуры, свидетельствует, о  её несовершенстве, фрагментарности и несформированности эффективной правовой системы, стимулирующей успешное становление и развитие инновационной инфраструктуры Республики Казахстан [1, c.47-48].  В частности, предприятия, входящие в состав технопарка не получают никаких льгот, сверх тех, которые установлены для предприятий, занимающихся научно-инновационной деятельностью. Для того чтобы их получать, нет необходимости входить в состав технопарка. На льготных условиях здесь можно получить услуги, оказываемые только самим технопарком. И значение косвенных методов государственной поддержки инноваций теряется. В то время как она определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов.

     Цель  создания технопарков, а именно интенсификация инновационной деятельности малых  предприятий и общей политики инновационной направленности, в  стране труднодостижима, т.к. у малых  предприятий отсутствует стимул для вхождения в технопарк. Для того чтобы деятельность технопарка была эффективна, малые предприятия в его составе должны получать ощутимые преимущества для ведения инновационной деятельности. Однако внесение изменений и дополнений в акты законодательства, регулирующие порядок создания и условия функционирования субъектов инновационной инфраструктуры не обеспечит в полной мере данные преимущества, так как эти изменения должны касаться и других законодательных актов – налогового, таможенного и др. законодательства [24].

     2. Отсутствие эффективного механизма  финансового обеспечения деятельности  технопарков и Парка высоких  технологий.

     В стране отсутствуют такие эффективные  и признанные в мире формы инновационного финансирования, как инвестиционные банки, венчурные фонды и другие [35]. Венчурные инвестиции должны направляться на финансирование разработок и внедрение их в производство, продвижение на рынок новых изделий и технологий, создание новых и развитие действующих предприятий, укрепление производственного и рыночного потенциала инновационных фирм. Через эффективно работающие фонды коммерческие банки смогут кредитовать инновационные компании, которые на момент кредитования являются фактически или потенциально ведущими в своей области [18, c. 21].

     Необходимо развитие базовой предпринимательской инфраструктуры (инвестиционные фонды, страховые компании, финансово-промышленные группы, фондовый рынок), которая является основой для перехода на устойчиво инновационный путь развития.

     3. Отсутствие отлаженной системы взаимодействия между инновационными структурами и университетами (Приложение Е).

     В мировой практике между университетами и фирмами-резидентами технопарков  или парков высоких технологий, устанавливаются  партнерские взаимоотношения, которые  носят взаимовыгодный характер. Преимуществами размещения в технопарках для фирм-арендаторов являются возможность формального и неформального сотрудничества с научными работниками и преподавателями вуза, льготный доступ к научным и технологическим разработкам, использование информационных и библиотечных ресурсов университета. Тесное взаимодействие с арендаторами технопарка или парка высоких технологий – это возможность для университета приблизить содержание и цели программ обучения к потребностям перспективных нанимателей и для повышения шансов на трудоустройство выпускников, что, в конечном счете, способствует укреплению репутации и престижа вуза [22].

     В Казахстане  же отношения между  инновационными структурами и вузами имеют выраженную учебную окраску, а контакты в области научных исследований и разработок носят скорее разовый и очень избирательный характер [20]. Создание Парка высоких технологий положило начало процессу решения этой проблемы.

     Кадры являются важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных процессов. По оценкам специалистов, для успешного продвижения инновационных проектов в Казахстане  должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. В настоящее время специалистов в области инновационного менеджмента вузы не готовят. Это является одной из причин низкой инновационной активности предприятий и организаций. Обучение и переподготовку кадров целесообразно осуществлять на базе вузов [17].

     Ситуация  усугубляется процессами так называемой «утечки мозгов». Примечательно  то, что отток кадров наблюдается уже не в сторону США и стран Запада, а в страны ближнего зарубежья, и в первую очередь, в Россию. В сфере информационных технологий решением данной проблемы стало создание Парка высоких технологий. Н.А.Назарбаев отметил: «Пока еще специалисты у нас не получают такие зарплаты, как в США, Европе или в Москве (мы очень конкурентоспособны по зарплатам с остальной Россией). Но зарплата уже не является для нас фактором опасности, поскольку люди начинают смотреть и на такие факторы, как качество жизни. В Москве вы тратите по 5-6 часов для передвижения по городу в автомобильном транспорте, квартира стоит в 4 раза больше, чем в Астане.… Когда люди начинают взвешивать все эти факторы, зарплата становится пусть и важным фактором, но не столь определяющим», - уточнил он [19].

     Кроме того, в 2007 году администрация ПВТ  сконцентрировалась на подготовке необходимого количества квалифицированных кадров: ПВТ и его резидентами в  различных университетах республики, в том числе в регионах, было создано 20 IT-лабораторий7, а объём инвестиций составил около 470 тыс. долларов. В целях привлечения квалифицированных специалистов в Парк высоких технологий и их мотивации к творческому и производительному труду разработчики проекта предлагают разрешить резидентам ПВТ разрабатывать и внедрять системы материального стимулирования персонала, принятые во всём мире (внутренние тарифные сетки, требования к квалификации, доплаты и надбавки, схемы премирования и др.) [20]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Сравнительный анализ деятельности технопарков и Парка высоких технологий в Казахстане  и аналогичных инновационных структур в странах ближнего и дальнего зарубежья позволяет сделать ряд следующих выводов.

     1. Современные инновационные структуры  в разных странах создаются,  как правило, в период экономического спада, структурной перестройки экономики, когда появляется целый ряд проблем: сокращение рабочих мест, «утечка мозгов», отсутствие конкурентной, импортозамещающей продукции. Цели создания технопарков и парков высоких технологий в основном совпадают: это концентрация высококвалифицированных специалистов на ограниченном пространстве, создание благоприятных условий для развития научно-технических фирм-участников (резидентов) парков, обеспечение процесса внедрения новых технологий в производство, коммерческая реализация результатов исследований и разработок. Но в отличие от парков высоких технологий, технопарки создаются не столько для привлечения наукоемких предприятий, сколько для их создания и развития.

     2. Эффективность технопарков и Парка высоких технологий в нашей стране пока не так высока, как в других странах. Как известно, их эффективность зависит от таких составляющих, как наличие площадей, специальная система налогообложения, особые формы инновационного финансирования и высококвалифицированные специалисты. Для технопарков, как показал сравнительный анализ, все эти составляющие находятся на низком уровне и требуют совершенствования. А для Парка высоких технологий первые два компонента находятся на самом высоком уровне: государство выделило довольно-таки большую территорию под застройку и предоставило участникам Парка значительные налоговые льготы, но необходимо отметить, что в ближайшее время для повышения эффективности требуется решить проблемы финансирования и недостаточной обеспеченности кадровыми ресурсами.

Информация о работе Эффективность развития технопарков в предпринимательстве