Эффективность развития технопарков в предпринимательстве

Автор: Яна Фраер, 01 Декабря 2010 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ эффективности развития технопарков в Республике Казахстан. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность современных инновационных структур,

2. Проанализировать деятельность технопарков и парков высоких технологий в современной экономике,

3. Проанализировать перспективы развития технопарков в Казахстане;

4. Выявить проблемы в деятельности современных инновационных структур и предложить пути решения этих проблем.

При написании данной работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов: Ахметжанов И.А., Каримов Н.М., Байнев В.Ф, Козырев А.Б, Лукьяненко П.П. и др.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика современных инновационных структур 5
1.1 Виды инновационных структур. Их общие черты и различия 5
1.2 Понятие, сущность и цели создания технопарков и парков высоких технологий 8
1.3 Причины создания технопарков и парков высоких технологий 10
1.4 Деятельность технопарков и парков высоких технологий 11
2 Эффективность и перспективы развития технопарков в Республике Казахстан 14
2.1 Государственная поддержка технопарков 14
2.2 Национальные парки Республики Казахстан 18
2.3 Региональные парки Республики Казахстан 21
2.4 Существующие проблемы в деятельности технопарков и Парка высоких технологий Республики Казахстан и пути их решения 25
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

Эффективность развития технопарков в предпринимательстве.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

     Во  всех странах резиденты парков высоких технологий могут заниматься только теми видами деятельности, которые соответствуют направлениям деятельности парков. Так, в качестве резидентов Парка высоких технологий могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Казахстан, осуществляющие или планирующие осуществлять один или несколько следующих видов деятельности:

     1. Анализ, проектирование и программное  обеспечение информационных систем. В рамках осуществления данного  вида деятельности выполняются:

  • проектирование, разработка, поставка и документирование информационных систем и индивидуального программного обеспечения, отвечающих заказам конкретных потребителей;
  • проектирование, разработка, поставка и документирование готового программного обеспечения общего пользования;
  • производство программ по указанию пользователя;
  • проектирование, разработка и внедрение автоматизированных систем управления;
  • оказание услуг по эксплуатации произведенных самим резидентом Парка высоких технологий информационных систем, в том числе по обучению работе (повышению квалификации) с этими системами;

     2. Деятельность по обработке данных  с применением программного обеспечения  потребителя или собственного  программного обеспечения;

     3. Фундаментальные и прикладные  исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок;

     4. Другие виды деятельности, определенные  Министерством Республики Казахстан   по согласованию с Президентом  РК.

     Резидент  Парка высоких технологий обязан осуществлять деятельность в соответствии с направлениями деятельности Парка высоких технологий и не вправе осуществлять другие виды деятельности и получать выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), предоставления в пользование имущества и объектов интеллектуальной собственности, не связанную с осуществлением таких видов деятельности [6].

     2 Перспективы развития  технопарков в  Казахстане 

     2.1  Государственная поддержка технопарков 

     Мировой опыт инновационного развития как развитых, так и новых индустриальных стран подчеркивает важное место государства в построении комплексной системы инновационного развития страны. Признанные эксперты в данной области отмечают, что инновации не являются одномоментным процессом[18]. Во всех странах на становление технопарков уходит 10-15 лет, при этом важным является создание комплексных мероприятий по обеспечению непрерывности процесса инновационного развития. Государство, посредством целенаправленной государственной политики способно обеспечить такую непрерывность. Например, осуществляя соответствующую программу модернизации системы образования, государство создает базу для накопления знаний и экспертизы и последующего возникновения исследований и высоких технологий. С другой стороны, повышение общего образовательного уровня (общего и специализированного) способствует повышению способности нации абсорбировать новые знания и технологии, реализовывать наукоемкие и сложные процессы и исследования. При наличии целенаправленной и системной государственной инновационной политики, инновации станут областью самогенерирующей собственное развитие. Государственная инновационная политика должна охватить следующие стратегические направления:

     - Образование и обучение;

     - Государственное управление;

     - Конкуренция;

     - Научные исследования;

     - Малый и средний бизнес;

     - Защита прав интеллектуальной собственности;

     - Налогообложение и законодательная среда;

     - Промышленные кластеры.

     Как показывает мировой опыт, развитие инновационной деятельности напрямую связано с состоянием фундаментальной  и прикладной науки и коммерческой востребованностью научно-технических разработок.

     Соответствующие мероприятия по поддержке осуществляются различными государственными органами с привлечением разного рода агентств, кредитных и инвестиционных учреждений [13].

     Прежде  всего, это связано с тем, что  основная задача государства в сфере  инноваций состоит в том, чтобы  преодолеть разрыв между научно-технической (поставщик знания) и промышленной (пользователь) сферами.

     В странах с развитой рыночной экономикой этот разрыв обусловлен тем, что потенциальные партнеры - участники инновационного процесса принадлежат к различным секторам экономики. Научные учреждения относятся к государственному сектору и их работы (за исключением контрактных) финансируются из бюджета. Промышленные предприятия принадлежат частному или корпоративному капиталу. Государство лишено возможности оказывать им прямую поддержку, не нарушая сложившегося соотношения сил на рынке [6,с.326].

     Специальные программы национального и регионального  уровней должны адресовать различные потребности субъектов национальной инфраструктуры. Ниже приведены некоторые программы, внедряемые в европейских странах в рамках европейской рамочной программы по развитию науки и технологий [5,с.126]. Для Казахстана подобные программы, инициированные государством, должны стать отправной точкой в процессе развития технологических парков и аккумулирования научного потенциала страны.

     Специальные программы национального и регионального  уровней:

     1) Продвижение многосторонних исследовательских проектов. Программы сфокусированы на развитии и использовании научных и исследовательских знаний, развитии межотраслевых научных и прикладных связей, развитии методов, процедур и инструментов, способных генерировать инновации в промышленном секторе.

     Организуются  для университетов, государственных  научных учреждений и некоммерческих исследовательских центров. Финансируемые  проекты нацелены развивать новое  научное и техническое знание, посредством его адаптации к  новым требованиям промышленного  сектора, проекты должны быть основаны на использовании межотраслевой синергии. Обязательно наличие научных связей, то есть в данном проекте должно быть задействовано несколько участников, обязательно наличие как минимум 1 университета и одного исследовательского центра, занимающимися прикладными исследованиями. Проект подобного рода должен быть инициирован всеми участниками проекта, и отражать потребности конечных отраслевых потребителей, иметь инновационную природу. Проект имеет временные рамки и ограничения по суме инвестиций. Финансирование распределяется на всех участников проекта.

     2) Создание центров технологического предпринимательства. Данные программы предназначены для развития новых отраслей и предполагают наличие технологических инкубаторов, которые получают государственный заказ на проведение исследований в новых отраслях.

     В результате конкурсного отбора, государство  выдает франшизу управляющей компании, которая обязуется управлять  инкубатором определенное время, осуществлять ежегодные инвестиции. В результате проведенного исследования и достижения конечных результатов, управляющая компания оговаривает в той или иной степени свое право собственности, что выступает мотивирующим стимулом для нее. Государство финансирует существенный процент инвестиций (до 80%), непокрытую часть инвестиционного бюджета и операционные расходы инкубатора организует и привлекает управляющая компания.

     Финансируя  данную программу, государство в  значительной степени снижает барьеры  для вступления в новые отрасли  для исследовательских компаний, так как новая отрасль представляет собой большие риски. Таким образом, государство создает стимулирующее мероприятие по развитию новой для страны отрасли.

     В Казахстане, перспективным представляется организация подобных центров на территории специализированных технопарков, представляющих новые высокотехнологичные отрасли.

     3) Организация информационных центров Информационные агентства различной направленности представляют профессиональные услуги по подбору и поиску информации, проведению проектных маркетинговых исследований. Как правило, подобные программы не требуют государственного финансирования, так как могут быть организованы посредством частного капитала, заинтересованного в области предоставления консалтинговых и информационных услуг.  

     Наличие подобных центров информации имеет  большое значение для развития технологических  парков, поскольку именно они способны в большой степени обеспечить информационные ресурсы парка, предоставлять  услуги по отраслевому поиску партнеров, технологий и ноу-хау, то есть удовлетворить информационный спрос субъектов технологических парков.

     На  более глобальном уровне, для Казахстана важно создание сети информационных источников, а также платформ обмена и распространения информации.

     4) Поддержка центров компетенции. Данные программы рассчитаны на создание связующего звена между университетами и промышленным сектором. Отбор на финансирование проходят те центры, которые соответствуют главному критерию: как можно большее количество компаний, участвующих в деятельности центра и финансирующих ее. Программы рассчитаны на развитие предпринимательской направленности академических исследований, развитие навыков решения проблем, консалтинговых услуг.

     5) Внедрение систем качества ISO. Цель программ: развитие конкурентоспособности местного производства, соответствие международным стандартам. На конкурсной основе выбираются компании, внедряющие программы качества. Одними из главных критериев должны стать показатели работы компании на рынке: опыт функционирования на рынке, годовой производственный оборот, размер реализуемого проекта и полученный эффект от его реализации. У компании должно быть соглашение с консультантом в области внедрения систем качества (либо внешний эксперт, либо наличие собственного персонала), необходимо наличие конкретного плана мероприятий с указаний конкретных потребностей компании в данной области. При успешном конкурсном отборе компания получает государственное финансирование в виде гранта, который покрывает не более 40% стоимости проекта.

     6) Целевые секторы: производство, предоставление услуг. Прямой эффект важный для государства в программах качества – повышение конкурентоспособности отечественного производства. Технопарки являются наиболее благоприятной средой для реализации подобной программы, так как именно на территории технопарков сосредоточены предприятия, способные качественно повысить уровень выпускаемой продукции, реализовывать программы внедрения систем качества. В результате реализации данной программы технопарки смогут аккумулировать на своей территории образцовые предприятия, способные в дальнейшем передавать опыт внутри индустрии.

     7) Создание промышленных кластеров. Цель: внутриотраслевые связи на уровне предприятий, сформировать партнерства, внутри которых будет налажена передача технологии, стимулирование НИОКР, активизация новых видов деятельности.

     Данные  программы применимы для развития определенных приоритетных отраслей. Программы должны быть нацелены на создание промышленных кластеров, внутри которых будет осуществляться передача знаний и технологий.

     Особенно  актуально государственное стимулирование создания промышленных кластеров на территории специализированных технологических  парков. Реализация проектов с участием различных субъектов промышленности способствует усилению отраслевых связей и создает потенциал для генерирования последующих научных исследований и разработок.

     8) Развитие малого и среднего предпринимательства (обучение). Стратегической является роль малого и среднего бизнеса, без которого, как показывает зарубежный опыт невозможно инновационное развитие страны. Именно малый и средний бизнес должен стать одним из основных наполнений как специализированных, так и региональных технологических парков. В связи с этим, важным аспектом представляется процесс обучения и распространения знания в сфере малого и среднего бизнеса. Знание в основном должно иметь предпринимательскую направленность. Программы предпринимательского обучения должны иметь национальный уровень и реализовываться приоритетно на территории технологических парков и специальных экономических зон. В администрировании обучающих программ предполагается участие отраслевых министерств и комитета по поддержке малого бизнеса министерства индустрии и торговли, а также региональных исполнительных органов, частных тренинговых центров.

Информация о работе Эффективность развития технопарков в предпринимательстве