История возникновения и сущность предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Предприниматели - это люди в деловом мире, умеющие увидеть коммерческие возможности, способные получить необходимый капитал, знающие, как провести соответствующую операцию, и готовые идти на риск, принимая на себя ответственность, как за успех, так и за провал.

Содержание

Введение………………………………………………….с.5
1.История возникновения и сущность предпринимательства………………………………...……………………..с.7
2.Формы и виды предпринимательства……………..с.15
3.Условия формирования предпринимательских отношений в переходной экономике Казахстана……….…....с.29
Заключение…………………………………………..…..с.38
Приложения…………………………………………..…с.39-40
Список использованной литературы……………..…..с.41

Работа содержит 1 файл

История возникновения и сущность предпринимательства…….doc

— 173.00 Кб (Скачать)

     В рамках содействия установлению благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан путем подготовки предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательного режима и системы налогообложения в Совете организованы рабочие группы по следующим вопросам:

     · Законодательство

     · Налогообложение 

     · Текущая деятельность инвесторов

     · Повышение инвестиционного имиджа страны.

     Развитие  предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), но все эти проблемы решаемы. [10]

     Образование предпринимательского класса необходимо для стабильности любого общества, ориентированного на рыночную экономику. Развитого частное предпринимательство требует предоставление предпринимательского шанса каждому, создания равных для всех стартовых возможностей. 

     2 Анализ развития предпринимательства  в Актюбинской области 

     В Актюбинской области реализация политики по поддержке и развитию малого предпринимательства осуществляется в соответствии с мероприятиями акимата области. Также выполнение программы Акима Актюбинской области по созданию условий для подъема экономики и повышения уровня жизни населения, а также путем разработки и реализации кратко- и среднесрочных областных целевых программ государственной поддержки предпринимательства. За последние годы разработаны и реализованы сотни областных целевых программ государственной поддержки предпринимательства. Выполнено различные мероприятия                             экономического, правового, организационного, информационного, образовательного характера, на финансирование которых направлено из различных источников свыше 500 млн. тенге, в том числе целевым образом из областного бюджета - более 300 млн. тенге. С организационным и финансовым участием исполнительных органов государственной власти созданы 24 организации областной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые только за 6 месяц 2011 г. оказали свыше 47тысяч деловых услуг субъектам малого предпринимательства, из них половина бесплатно. Центр содействия предпринимательству, который активно содействовал развитию малого бизнеса, реализуют ряд государственных механизмов финансового, имущественного, организационного и иного содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Развитие предпринимательства настолько актуальна для совершенствования управления на любом уровне, что оно должно найти главное звено для победы в острой конкурентной борьбе.

     Так, в соответствии с постановлением Правительства в области  создана  система микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в соответствии с которой по состоянию на 1 октября 2011 г. субъектам малого бизнеса, преимущественно индивидуальным предпринимателям, на создание и расширение своего дела предоставлено через 20 муниципальных фондов свыше 7000 займов на сумму около 200млн.тг. В 2002 году создан областной фонд поддержки предпринимательства. Функционируют механизмы предоставления поручительств для привлечения в сферу, особенно малого бизнеса средств коммерческих банков. Также компенсируются части затрат при участии в выставках, применяется упрощенный порядок оформления документов и принятия решения о сдаче в аренду имущества республиканской и областной собственности.

     Вместе  с тем, темпы создания новых и  расширения действующих субъектов  особенно малого предпринимательства  снизились, а по отдельным показателям  начался процесс утраты достигнутых рубежей. С 1998 года не растет число малых предприятий, ежегодно сокращается в среднем на 2-3% число крестьянских (фермерских) хозяйств. Треть малых предприятий убыточны. Из-за слабого менеджмента 35% малых предприятий существуют менее двух лет. Вклад малых форм хозяйствования в социально-экономическое развитие Актюбинской области и повышение благосостояния населения из-за сдерживающих факторов не соответствуют их потенциальным возможностям. В хозяйственном комплексе области сформировалось бизнес-сообщество, численность которого стабилизировалась  практически  оставалась неизменной.

     Для того, чтобы выработать меры по улучшению  данной деятельности, необходимо определить какие проблемы замедляют темпы его развития.

     Важную  роль в выяснении вопросов развития предпринимательства играет мониторинг - обследование с целью сбора данных для анализа определенных параметров экономической жизни проводимой в разрезе региона.

     Наиболее  трудоемкими показателями, как по степени их получения, достоверности, так и по степени их обработки, являются показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     Так, на примере данных ТОО «Нур» можно  привести основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности, рекомендуемые для  экспресс-анализа (см. Приложение 2).

     Кроме экспресс-анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, в ходе мониторинга большое значение уделяется обработке статистической информации о малых и средних фирмах, а также данных социологического опроса руководителей этих предприятий.

     Положительным моментом в развитии предпринимательства  Актюбинской области является поворот  к производственным видам деятельности. Так, треть предпринимателей занимается производственными видами деятельности, более 20% - работает в сельскохозяйственном секторе национальной экономики. Торгово-закупочная деятельность привлекает каждого десятого респондента, а всего торговлей, посреднической деятельностью и предоставлением услуг занято 80,9% предприятий.

     Более половины опрошенных предприятий прогнозируют увеличение объемов выпускаемой продукции (услуг). Но в то же время они ожидают сжатие спроса внутреннего рынка на продукцию малого предпринимательства, объясняя это сокращением госзаказов, дефицитом свободных финансовых ресурсов у партнеров, снижением покупательной способности населения, а также нарастанием конкуренции со стороны зарубежных поставщиков.

     Основные  направления развития малых предприятий  строительного профиля: выполнение государственных и местных заказов в качестве подрядчиков и субподрядчиков на строительстве социальных объектов: школ, больниц, спортивных, бытовых учреждений, а также при выполнении капитального и текущего ремонта жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства.

     Для малого предпринимательства торговли и общественного питания наиболее важными направлениями развития являются: организация на территории муниципальных образований широкой сети небольших магазинов местного значения, а в отдаленных и труднодоступных сельских местностях - павильонов, киосков и «магазинов на дому». Малое предпринимательство на селе будет развиваться в рамках формирования многоукладного сельского хозяйства. Усилится тенденция укрупнения фермерских хозяйств и увеличения объемов производства в расчете на одно фермерское хозяйство.

     Малое инновационное предпринимательство имеет потенциал для развития в приоритетных для экономики Актюбинской области. Это, такие направления, как: энерго- и ресурсосбережение, увеличение доли продукции высокой степени переработки, информационные технологии, радиотехника, приборостроение.

     Повысится роль малого бизнеса в развитии социальной сферы. Уже сейчас в здравоохранении, спорте, социальном обеспечении, образовании, культуре и искусстве функционируют свыше 1000 малых предприятий, на которых занято более 21,5 тыс. человек. В основных направлениях развития малого предпринимательства предусмотрен территориальный аспект, учтены потенциальные возможности управленческих округов и местных образований, их социальные, природно-географические и демографические особенности.

     Важную  роль в развитии малого бизнеса имеет государственная политика по поддержке малого предпринимательства. Концепция базируется на признании предпринимательской способности населения как важнейшего ресурса социально-экономического развития области и, соответственно, изменении приоритетов экономической политики исполнительных органов государственной власти области на всемерную поддержку хозяйственной самостоятельности граждан и инновационной энергии предпринимателей. В Концепции для достижения целей и решения поставленных задач, предусмотрен комплекс организационных, институциональных, нормативных, финансовых и имущественных мер и механизмов по государственной поддержке малого предпринимательства.

     В Концепции намечены меры по вовлечению безработных и незанятых граждан в предпринимательскую деятельность путем обучения, предоставления бесплатных консультационных и информационных услуг по вопросам организации своего дела, содействия в подготовке и экспертизе бизнес-планов, компенсации части затрат за счёт средств областного бюджета по участию предпринимателей в областных выставках продукции и др.

     В результате этой работы к 2015 году количество субъектов малого предпринимательства в Актюбинской области возрастет на 185 тыс.единиц, а общая численность занятых в сфере малого предпринимательства за эти годы увеличится в 1,8-1,9 раза и достигнет более 400 тыс. человек.

     В экономике области доля субъектов  малого предпринимательства, в общем, объеме выпуска товаров и услуг, общей численности работающих, объеме налоговых доходов областного бюджета составит 20-25%. Предусмотренные темпы развития малого предпринимательства увеличат в обществе слой граждан, самостоятельно обеспечивающих своё достойное благосостояние, насытят рынок товарами и услугами, повысят устойчивость, гибкость и адаптивность экономики области, усилят влияние малого бизнеса на структурные преобразования в экономике, формирование оптимального отраслевого состава областного хозяйства. Этим самым, малое предпринимательство Актюбинской области выйдет на качественно новый уровень.

 

      3 Оценка экономической эффективности  программ малого бизнеса в  Актюбинской области 

     На  фоне глобализации мировой экономики  экономика Западного Казахстана сталкивается с рядом проблем. К  основным проблемам относятся: сырьевая направленность, незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

     Основной  задачей для региона на ближайшие  годы является привлечение прямых отечественных, иностранных инвестиций и займов для организации производства качественных строительных материалов, изделий и конструкций за счет освоения новых технологий и передовой техники, способных обеспечить в основном внутренний рынок, способствовать сокращению импорта, созданию экспортных возможностей и открытию новых рабочих мест. Следует заметить, что по итогам 2005 года Актюбинская область занимает передовые позиции в республике по реализации Стратегии индустриально-инновационного развитии . Была продолжена работа по реализации ряда крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие высокотехнологичных производств и внедрение новых переделов в цепочке добавленных стоимостей. АО «Актюбинская медная компания» горно-обогатительного комбинат добывает 2,5 млн. тонн руды в год с выпуском 200 тыс. тонн медного концентрата. АО «СНПС-Актобемунайгаз» ведется строительство третьего газоперерабатывающего завода на месторождении Жанажол мощностью 2,5 млрд. куб. метров в год. ТОО «Интергласс Казахстан» начаты работы по строительству завода по выпуску листового стекла мощностью 22 млн. кв. метров в год. ТОО «Актобе Глас» начинается строительство завода по выпуску стеклотары производительностью 460 млн. штук в год в г. Кандыагаше. ТОО «Тагам» начало строительство в г. Алга завода по переработке гипса с выпуском в год 4 млн. кв. м. гипсокартонных плат, 600 тыс. кв. м. газогребневых плит, 60 тыс. тонн гипсового порошка, ведутся подготовительные работы по строительству цементного завода.

     В течение года проводилась системная  работа совместно с государственными институтами развития по реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих внедрение конкурентоспособных и экспортоориентированных производств. Впервые в Казахстане с участием АО «Банк развития Казахстана» и АО «Инвестиционный фонд Казахстана» принят к финансированию проект реконструкции завода железобетонных изделий в г. Актобе с организацией производства ячеистого бетона мощностью 170,0 тыс. куб. метров в год на общую сумму 19,2 млн. долл. США. На рассмотрении в финансовых институтах развития находится ряд других инвестиционных проектов. По итогам 1 полугодия 2011 года в Актюбинской области сохранены позитивные тенденции в развитии экономики и высокие темпы роста по основным показателям. Объем промышленного производства составил в действующих ценах 854,8 млрд. тенге, что на 62,6 млрд. тенге больше 6 месяцев 2010г. Индекс физического объема составил 105,6%. Меры по развитию обрабатывающей промышленности позволили обеспечить рост объемов производства в данном секторе на 3,7 млрд.тенге к уровню соответствующего периода 2005 года. Объем произведенной продукции составил 42,1 млрд. тенге.

Информация о работе История возникновения и сущность предпринимательства