История предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

История предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще в конце Ш тысячелетия н. э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытно-общинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы, выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности.

Содержание

Введение
1. Исторические условия предпринимательства в России и его основные виды
2. Торговля и ростовщичество в средневековой Руси
3. Российские купцы и промышленники в XVI-XVII вв.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа2.docx

— 31.45 Кб (Скачать)

   В XVII в. достигает  расцвета сословия структура допетровской Руси. Каждое сословие или «чин»  наделяется определенными правами  и обязанностями. Наряду со служилыми  «чинами» выделяются сословия, чьим основным занятием становятся торговля, а также  ремесло, которое все в большей  степени вовлекается в рыночные отношения. Право на подобные занятия  закрепляется за основной массой населения  городов, так называемыми «посадскими  людьми». Это сопровождается обязанностью платить прямые подати и косвенные  сборы в государственную казну. Право на торговлю в значительных масштабах, в том числе на «отъезжий  торг», получают представители привилегированных  купеческих чинов: гости, купцы гостиной и суконной сотен. Они же привлекаются государством для выполнения различных  поручений торгового и финансового  характера. Так, самые богатые купцы  – гости – возглавляли крупные  таможни, служили головами в кабаках  и кружечных дворах больших городов, организовывая сбор таможенных пошлин и казенных доходов от продажи  вина.

   В целом  активность государства в сфере  экономики существенно возрастает, что весьма неоднозначно влияет на развитие частного предпринимательства. К XVII в. складывается обширное дворцовое  хозяйство. Усиливается налоговый  гнет, увеличиваются разного рода службы в пользу государства, ложившиеся на плечи торгово-промышленного  населения. В казну поступали  не только денежные доходы, но и различные  ценные товары со всей страны, например, икра, дорогие меха. Эти и другие товары продаются из казны за рубеж, часто на условиях монополии. Так, государство  выступало в качестве предпринимателя, причем исключительно крупного и  привилегированного.

   С другой стороны, государство не только привлекало крупных купцов на безвозмездную  службу в качестве своего рода должностных  лиц, но и предоставляло им возможность  эксплуатации некоторых объектов, принадлежавших казне. Очень часто сдавались  на откуп таможни и кабаки. При  этом казна получала с откупщика  известную сумму.

   Но торговлей, иной предпринимательской деятельностью  занимались не только представители  торгово-промышленных сословий. Там, где  торговля и рыночные отношения достигли наибольшего развития, они захватывали  практически всех – и крестьян, и бояр, и стрельцов, и казаков, и даже монастырских служек, подьячих и т.д. Иностранные наблюдатели XVII в. единодушно отмечают любовь русских  к торговле. В Москве, которая  являлась всероссийским средоточием  крупной и мелкой торговли, в 1701 г. насчитывалось 2600 лавок и 6800 дворов, т.е. на каждые 2-3 двора приходилось  торговое заведение. Кроме того, на всех площадях и перекрестках столицы, и в первую очередь, на Красной  площади, в Китай-городе, множество  людей торговали со скамей, из бочек  и кадей, из кувшинов, с лотков, продавали  всевозможный мелочный товар в разнос. Множество торговцев, особенно, мелких, параллельно занимались ремеслом, пахали и сеяли, несли караульную службу.

   Широко  известный свод законов того времени  – Соборное уложение 1649 г. – не разделяло  городское население по положению. Основной классификации посадского населения было разверстание повинностей  в соответствии с имущественной  состоятельностью дворов по трем статьям. Величина состоятельности точно  не определялась, находясь в зависимости  от условий конкретного города. Практика того времени, правда, знала так называемую гостиную сотню – крайне узкую  по своему составу привилегированную  корпорацию профессиональных торговцев, ориентированных на внешний рынок. Это была верхушки посадского населения, освобожденная государством от несения  комплекса повинностей в свою пользу. Свое статусное привилегированное  положение гости потеряли в 1728 г., когда были расписаны по гильдиям.

   Крупные купцы уже в допетровскую эпоху  доминируют на внутреннем рынке. Они  скупают продукцию ремесленников, крестьян, распродают товары небольшими партиями мелким торговцам для реализации в розницу. Благодаря деятельности крупных купцов-препринимателей  устанавливаются регулярные связи  между отдельными регионами страны, начинает складываться всероссийский  рынок. Углубляется специализация  отдельных районов на производстве определенных товаров. Мощные товарные потоки встречаются в Москве, центре всероссийского рынка. Здесь, в Китай-городе, ставшем средоточием крупного бизнеса  еще в допетровскую эпоху, возводятся гостиные дворы, где хранятся товары приезжих купцов, заключаются оптовые  сделки.

   Но эта  коммерция носит еще стихийный, сезонный характер. Исключительно важной становится роль ярмарок. Они проводились  во многих торговых селах или у  стен монастырей. Как правило, один раз в году по случаю каких-либо религиозных  праздников, традиционных для данной местности, продолжались от одного дня  до нескольких недель в зависимости  от масштабов торга и обширности связей ярмарки. На любых ярмарках можно  было встретить любые товары. В XVII в. расцветают и ярмарки всероссийского значения, крупнейшая из них – Макарьевская у стен Макарьевского Желтоводского  монастыря недалеко от Нижнего Новгорода, вниз по Волге. Важными узлами всероссийского рынка стали Свенская ярмарка  под Брянском и Ирбитская за Уралом.

   Вместе  с тем, как и прежде, крупные  купцы активно действуют в  сфере внешней торговли. Расширяются  их связи со странами Средней Азии и Ираном через Астрахань, в конце XVII в. снаряжаются первые торговые караваны в Китай. Торговля со странами Западной Европы осуществлялась традиционным путем  через Балтийское море, восточное  побережье которого в XVII в. находилось в руках Швеции. Во второй половине XVI в. открывается непосредственная торговля с Англией, Голландией, другими  западноевропейскими странами через  Архангельск. Но торговые связи России со странами Запада почти целиком  находились в руках иностранных  купцов. Русские купцы на западноевропейский рынок практически не проникают, торгуют с иноземными коммерсантами  в Архангельске или портах Балтики, Новгороде и Пскове. Исключение составляют лишь более-менее регулярные поездки  русских купцов в Стокгольм.

   В XVI и XVII вв. «отъезжий торг» был сопряжен с тем же трудностями, что и  раньше. Стихийность многих торговых контактов, нестабильность рыночной конъюнктуры, господство натурального хозяйства, особенно вдали от крупных торговых центров  и торговых путей, усиливающийся  налоговый гнет со стороны государства  – все это порождало неустойчивость капиталов. Крайне нестабильной была социально-политическая обстановка в стране. В этих условиях крупные купцы стремились использовать свои средства в разных сферах деятельности, раздробив их по разным направлениям – крушение одних операций могло  компенсироваться известными прибылями  в других. Подобная диверсификация более всего характерна для самых  крупных купцов – гостей Никитниковых, Филатьевых, Шориных, Босых, Ревякиных, именитых людей Строгановых и  др. Они вели обширные торговые операции и на Севере, и в Поволжье, вкладывали деньги в солеварение, занимались ростовщичеством, не гнушались и мелочной розничной  торговлей, держали лавки, «шалаши» и т.д. Крайне характерны для них  и обширные контакты с государственной  казной.

   К XVI-XVII вв. относятся первые попытки крупномасштабного  по тем временам предпринимательства  в сфере производства, намечаются контакты крупного капитала с ремеслом, мелкими неземледельческими промыслами. Наиболее замечательна в этом плане  – добыча соли. Соляные варницы  были издавна распространены в России, особенно на Севере и Северо-западе (Старая Русса, Поморье, бассейн Северной Двины, Соль Галицкая в Костромском  крае и т.д.). Ими владели князья, бояре, множество варниц находилось в вотчинах крупных монастырей (Соловецкого, Трое-Сергиева, Кирилло-Белозерского и  др.). Обслуживали их обычно зависимые  и подвластные люди этих владельцев. Занимались соляным промыслом и  посадские люди, которые держали  варницы на паях, вкладывая в это  дело главным образом собственный  труд и свои небольшие средства.

   Уже в  начале XVI в. среди предпринимателей-солеваров  становятся известными представители  семейства Строгановых, одной из самых знаменитых фамилий в истории  российского предпринимательства. Основы крупного бизнеса и обширного  состояния этой семьи заложил  Аника Федорович Строганов, отец которого переселился из Новгорода  в Сольвычегодск в конце XV века. Унаследовав от отца небольшой соляной  промысел, Аника многократно его  приумножал. По заказам царя и его  двора он приобретал у иноземцев  нужные товары. Этот торг с иноземцами приносил большие доходы и самому Анике. Особенно удачно сбывались меха. Стремясь расширить торговлю ими, А.Строганов, его братья, сыновья проникают все дальше на восток, достигают бассейна Камы, выходят на Урал.

   Здесь на Урале Строгановы продолжают и добычу соли, основав промыслы Соли Камской. Пользуясь правом беспошлинной торговли, являясь практически монополистами-солепромышленниками  в этом регионе, они в большом  количестве поставляют соль в Казань, Нижний Новгород, другие города Поволжья и центральной России. Но вместе с тем, как и прежде, они ведут  активную торговлю пушниной, рыбой, иными  разнообразными товарами.

   Земли и  промыслы Строгановых долгое время  находились в совместном владении всего  «рода», т.е. всех потомков Аники Федоровича. В середине XVII в. произошел раздел этого богатства между разными  ветвями династии. Но в конце того же XVII в. все владения вновь оказались  в руках единственного наследника именитого человека Григория Дмитриевича  Строганова. Кроме 10 млн. десятин земли, он имел 20 городов и «острогов», свыше 200 деревень, 15 тыс. душ мужского пола. Опираясь на поддержку властей, он отстоял  свои промыслы от конкуренции других солепромышленников, активно сотрудничал  с казной и в правление Петра I. Но в дальнейшем предпринимательская  деятельность Строгановых приходит в упадок: на Урале появляются новые  деятели, недостает рук для добычи и особенно вывоза соли в центральную  Россию.

   История предпринимательства Строгановых XVI-XVII вв. при всей своей исключительности весьма характерна для позднего средневековья, для эпохи, положившей начало процессу так называемого первоначального  накопления капитала. Этот процесс  происходил во всех странах и означал  формирование крупных капиталов, направляемых в производство при непременном  условии создания рынка наемной  рабочей силы за счет разорения множества  мелких производителей.

   В конце XVI и в течение XVII вв. в добычу соли вкладывали средства и другие крупные  предприниматели из числа наиболее богатых купцов. Это Надея Светешников  из Ярославля, московские гости Никитниковы, Филатьевы и др. Но в их деятельности добыча соли не была единственной сферой приложение капитала.

   Значительные  производственные предприятия создавались  также государством (Пушечный двор – с конца XV в., в XVII в. действовали  Печатный, Хамовный, Монетные дворы). Это  еще одно свидетельство активности государства в хозяйственной  сфере. При этом затрачивались крупные  средства.

   В XVII в. несколько  предприятий было создано купцами-иностранцами. В основном, это железные заводы, первый из которых был основан  голландцем А.Виниусом в 1632 г. недалеко от Тулы. Позднее в этом же регионе  несколько заводов было основано его компаньонами и преемниками  Ф.Акемой и П.Марселисом. Известен стекольный завод брабантца Ю.Коета, несколько  пороховых заводов, основанных иноземцами в конце XVII века. Но продукция этих предприятий большей частью поступала  в казну. Таких предприятий было немного. За весь XVII в. насчитывается  не более 30, многие из них действовали  на протяжении лишь нескольких лет.

   Все это  свидетельствует о том, что процессы первоначального накопления, связанные  с инвестициями капитала в производство, находились в зачаточном состоянии. Этому препятствовала крайняя узость рынка труда. В XVII в. все большая часть трудящегося населения вовлекалась в крепостную зависимость. Лишь незначительное число выходцев из разных слоев населения, разорившихся ремесленников могли свободно наниматься на производство. 

   Заключение

   Завершая  разговор о предпринимательстве  допетровской эпохи, нельзя не сказать  еще об одной его черте, проявившейся уже в ту пору. Многие купцы, промышленники, да и рядовые торговцы, ремесленники посада, движимые религиозным чувством, вкладывали средства в строительство  и украшение храмов, поощряя и  поддерживая тем самым творчество замечательных мастеров. Так возникало  меценатство в российской предпринимательской  среде. Широко известна своим ярким  и характерным обликом церковь  Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, построенная на средства Г.Д.Строганова. От Строгановых стремились не отстать  и другие крупные предприниматели. В Москве, Ярославле, Костроме, Устюге Великом, других городах возводятся яркие, богато украшенные внутри и снаружи  «посадские» храмы. Среди них  и церковь Троицы, возведенная  Никитниковых, до сих пор являющаяся одним из самых замечательных  украшений Китай-города в Москве. Здесь неподалеку находился не менее  знаменитый шедевр – церковь Николы Большой Крест, построенная при  участии гостей Филатьевых и разрушенная  в 30-х годах XX веках.

   Российское  предпринимательство прошло долгий и сложный исторический путь. Стремясь к приумножению своего достояния, предприниматели  разных сословий использовали имеющиеся  у них средства в какой-либо деятельности для получения прибыли, т.е. затрачивали  их как капитал. Движение капитала, составляющее основу любого предпринимательства, происходит в различных сферах экономики, в соответствии с этим выделяются несколько типов предпринимательской  деятельности, которые сводятся к  основным трем. Это – производство, торговля, кредит. В реальной жизни  различные виды предпринимательства  обычно сочетались, дополняя друг друга. Со временем их связь становится все  более тесной и органичной. Постепенно, начиная примерно с XVI в., на первый план выходит именно производство, развитие которого обслуживает торговля и  кредит. 

   Литература   

   1.   Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. – М.,1994

Информация о работе История предпринимательства