История предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

История предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще в конце Ш тысячелетия н. э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытно-общинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы, выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности.

Содержание

Введение
1. Исторические условия предпринимательства в России и его основные виды
2. Торговля и ростовщичество в средневековой Руси
3. Российские купцы и промышленники в XVI-XVII вв.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа2.docx

— 31.45 Кб (Скачать)

Контрольная работа: История предпринимательства 

   План

   Введение

   1. Исторические  условия предпринимательства в  России и его основные виды

   2. Торговля  и ростовщичество в средневековой  Руси

   3. Российские  купцы и промышленники в XVI-XVII вв.

   Заключение

   Литература 

   Введение

   История предпринимательства в России столь  же глубока, как и история самой  России. Еще в конце Ш тысячелетия  н. э., когда шел процесс становления  Древнерусского государства, формировались  условия и предпосылки для  деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытно-общинного  строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных  форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого  типов хозяйства на территории Восточной  Европы, выделением ремесла, а затем  и торговли как специальных форм деятельности. 

   1. Исторические условия  предпринимательства  в России и его  основные виды

   Российское  государство изначально складывалось на обширной территории, которая подвергалась нападениям с разных сторон. Для  обороны чрезвычайно протяженных  границ требовались огромные усилия, не меньше сил расходовалось и  на приобретение и освоение новых  территорий. Это способствовало развитию сильной государственной власти, которая мобилизовывала достаточно скудные ресурсы обширной малонаселенной страны для решения этих задач. Те же средства использовались и ряд  веков спустя, когда шла борьба за приобретение жизненно важного выхода к удобным морям, ширилась экспансия  империи в различных направлениях. Это обусловило тяжелый налоговый  и финансовый гнет, ложившийся на все  сословия и в первую очередь –  на торгово-промышленное население. Крепостное право, как крайняя степень несвободы, оказывало влияние на многие стороны  жизни общества, сковывая и ограничивая энергию многих потенциальных капиталистов. Государственный гнет и крепостное право способствовали бедности значительной части населения, отсюда крайняя узость рынка – также весьма неблагоприятный фактор для развития предпринимательства.

   Центрами  торговли и предпринимательства  в средневековой России, как и  повсюду, были города. Но и они оказывались  под воздействием тех же неблагоприятных  факторов. Русские города находились в сильной зависимости от княжеской  и боярской власти, затем от царской  и имперской бюрократии. В силу целого ряда причин внутреннего социально-экономического развития крупные землевладельцы, сначала  дворяне, помещики доминировали в политической жизни страны, именно их интересы государство  учитывало в первую очередь. В  связи с этим многие бояре и  дворяне занимались предпринимательской  деятельностью, но при этом они использовали связи с казной, а еще чаще –  опирались на даровой труд крепостных крестьян. Так возникали своеобразные крепостнические предприятия (мануфактуры  или барщинные латифундии), доход  от которых главным образом шел  на непроизводительное потребление  их хозяев, возможности совершенствования  производства в условиях принудительного  труда были крайне ограничены.

   Потребности торгово-промышленных сословий, предпринимательская  деятельность которых развивалась  более естественным путем, учитывались  главным образом с точки зрения их соответствия целям и задачам  государства и поскольку они  не противоречили интересам доминировавших в стране сословий. Так, заботясь, в  первую очередь, об усилении собственной  мощи, государство оказывало содействие и развитию отечественного предпринимательства. Складывалось впечатление, что предпринимательский  класс и основные формы его  деятельности возникали в результате решений государственной власти, т.е. «сверху», но никак не путем развития «снизу». Однако не стоит абсолютизировать созидательную миссию государства  по развитию предпринимательства в  России. Как и повсюду, оно развивалось  здесь в результате необратимой  эволюции социально-экономических  отношений. Другое дело, что государство  при этом сильно воздействовало на эту эволюцию, могло ускорять развитие одних видов предпринимательства, замедляя и деформируя другие.

   Но нельзя не сказать и о фактах и о  факторах, благоприятствовавших развитию предпринимательства в России. Так, противостояние суровым условиям страны, огромный труд по освоению ее пространств  способствовали развитию таких черт национального характера, крайне важных для предпринимательской деятельности, как энергии, предприимчивость, стойкость, терпение. Низкий уровень жизни большинства  населения обусловил дешевизну  рабочей силы, что способствовало привлечению капиталов в производство. Сильное государство могло и  защитить интересы предпринимателей, особенно перед угрозой иностранной  конкуренции. По мере развития мировой  торговли территория России становилась  все более геополитически значимой. Можно сказать и об огромных природных  богатствах страны, особенно тех, что  хранятся в ее недрах. Однако доступ к ним труден и стал возможен только при накоплении значительных капиталов.

   Тем не менее  очевидно, что из отмеченных выше факторов гораздо дольше и сильнее действовали  негативные, нежели благоприятные. Позитивные факторы могли в полной мере оказать  благотворное влияние на развитие предпринимательства  только в условиях расширения его  свободы, ликвидации различных форм личной зависимости, глубоких изменений в социальной и экономической политике государства, сокращения его чрезмерного влияния в различных сферах жизни.

   2. Торговля и ростовщичество  в средневековой  Руси

   В допетровской Руси наиболее значимый в предпринимательстве  является купеческий и ростовщический капитал.

   И в Киевской Руси, и в так называемый период, в эпоху образования Московского  государства XIV – XV вв. в условиях господства натурального хозяйства крупное  торговое предпринимательство ориентировалось  главным образом на внешний рынок. С незапамятных времен из России за рубеж вывозились мед, воск, меха, в  самой глубокой древности предметом  купли-продажи были еще и рабы-пленники. Со временем расширяется экспорт  различных продуктов. Из-за рубежа поступали  дорогие ткани, ювелирные изделия, металлы, вина. Таким образом, купцы  в то время обеспечивали прежде всего  потребности знати, нередко они  являлись своего рода торговыми агентами князей, бояр. Их прибыль основывалась на существенной разнице цен на товары в местах их производства и пунктах  сбыта за рубежом. Цена не зависела от затрат на производство товара, а  определялась его редкостью, спросом  на него богатых покупателей. Это  не что иное, как неэквивалентная  торговля, весьма типичная для средневековья.

   Крупных купцов, особенно тех, кто регулярно  осуществлял внешнеторговые операции на Руси называли «гости». В IX-XI вв. наибольшей активностью отличается с Византией  по так называемому пути «из варяг  в греки». Первоначально, особенно в IX - начале X вв., большую роль в ней  играли варяжские купцы, прибывшие  на Русь с Севера в составе дружин своих соплеменников. Вовлекались  в эту торговлю и разбогатевшие  купцы славянского происхождения. Известно, что в X в. в Константинополь, столицу Византийской империи, ежегодно прибывало до 50 купцов из Руси. В XII-XV вв. расцветает торговля Великого Новгорода. Основными внешнеторговыми партнерами новгородских гостей были представители  немецкой Ганзы, объединения северо-германских городов с центром в Любеке, доминировавшего в торговле на Балтике. Ганзейцы стремились сосредоточить  в своих руках всю прибыль  от продажи русских товаров в  Европе и зарубежных товаров –  на Руси. С XIV в. начинается процесс возвышения Москвы, где также проявляются  крупные купцы. Наиболее влиятельной  группировкой коммерсантов XIV-XV вв. были «гости-сурожане», среди которых  были и греки, и итальянцы, и русские. Они скупали товары и на русском  Севере, активно действовали в  бассейне Волги, во владениях Золотой  Орды, имели тесные связи с Крымом, с находившимися там колониями  генуэзцев – Феодосией (Кафой) и  Судаком (Сурожем – отсюда и название корпорации).

   Внешняя торговля той эпохи, хотя и сулила немалые барыши, вместе с тем была весьма рискованным предприятием. Купцы  страдали от стихийных бедствий, пожаров, кораблекрушений, нередко они подвергались поборам и произволу властей, пересекая многочисленные границы  феодальных владений, платили всевозможные пошлины. Большой урон наносили нападения  враждебных племен, разбойничьих ватаг, которые действовали практически  повсеместно. Поэтому купцы объединялись в караваны, присоединялись к посольствам, которые надежно охранялись. Возникали  и более постоянные объединения  купцов, например, «Иванское сто», возникшее  в Новгороде при церкви Ивана  на Опоках. Купцы, входившие в состав торговых караванов или в объединение типа «Иванского ста», обычно действовали как самостоятельные коммерсанты. Однако известны формы и более тесного объединения купцов. Это складничество, характерное для московских купцов XV-XVII веков. «Складники» объединяли свои товары и капиталы, вели торговые операции совместно. Так возникало небольшое коммерческое предприятие, в которое входило не более 4-5 человек. Чаще всего это были родственники.

   Весьма  древней формой предпринимательства  на Руси было ростовщичество (торговля деньгами, кредит). Прибылью ростовщика является процент с выданной в  долг ссуды. Процент по их ссудам был  по тем временам исключительно высок. В начале XII в. он составлял 50 процентов  в год, причем ростовщики брали эти 50% год за годом, не взирая на то, что  после двукратного взимания долг был практически возвращен. В  последующие века ростовщический процент  достигал 50-100% в год. В XVII в. он составлял  в среднем 33%. Услугами ростовщиков  пользовались крестьяне, ремесленники, нуждавшиеся в деньгах для  уплаты податей, «мирских расходов». Клиентами  ростовщиков были представители  знати. Наконец, в средствах нуждались  и сами предприниматели. В качестве ростовщиков выступали не только специализировавшиеся на этом лица из числа богатых горожан, но и купцы, а также бояре, князья и особенно монастыри. В этой сфере предпринимательской  деятельности долгое время сохранялись  специфические средневековые черты.

   Так, одним  из основных средств обеспечения  ссуды являлись личная свобода должника. В случае неуплаты он оказался кабальным  холопом кредитора, т.е. полностью  зависимым и неправоспособным человеком. Институт кабального холопства особенно интенсивно развивается в XV-XVI веках. Несостоятельные должники могли  также выдаются кредитору «в зажив  головой». Знатные клиенты ростовщиков  обычно предоставляли им в обеспечение  ссуды имущественный залог: драгоценности, земли и т.д. В случае неуплаты залог становился собственностью кредитора.

   Весьма  сложной была процедура заключения сделки по выдаче ссуды и ее возвращения  по суду в случае несостоятельности  должника. При выдаче ссуды составлялся  пространный документ, именуемый  заемная кабала, с рукоприкладствами  нескольких поручителей и свидетелей. Поручители ручались за должника и  вместе с ним отвечали за возврат  долга. Если деньги не возвращались по истечении срока, кредитор обращался  для привлечения должника к ответственности  в то учреждение, где неплательщик был подведомственен.

   Монополия средневекового ростовщичества, его  институты мало способствовали развитию предпринимательской деятельности. Особое значение кредит имеет в торговле, где он является необходимым средством  усиления товарооборота. Купцы оказывали  кредит друг другу как в товарной, так и денежной форме. Известно, что  даже в начале XVIII в. купцы получали ссуды из расчета 10-12% в год. Но и  средняя прибыль в торговле тогда  составляла те же 10-12%, в лучшем случае 15% в год.

   Развитие  кредита в торговле сдерживали и  чрезмерно сложные формы совершения сделок, специфические процессуальные нормы. Законодательство не различало  обычные ссуды, которые получали аристократы или крестьяне на свои личные нужды, от кредита, используемого  коммерсантами. Уже в средние  века в ряде зарубежных стран купцы стали обмениваться векселями, которые предельно просты в оформлении. Достаточно подписи заемщика, чтобы кредитор мог потребовать уплаты по истечении срока. В случае несостоятельности должника суд немедленно, не вдаваясь в исследование причин, принимал решение о распродаже его имущества в погашение долга. Векселя обращались в качестве платежных средств. Векселя принимались в уплату по ссудам, под них можно было получить новый кредит. Этим занимались лица, специализирующиеся в сфере коммерческого кредита – банкиры. В XVII в. Голландии, Англии, а еще раньше в Италии возникают и специальные учреждения, осуществляющие подобные операции – коммерческие банки. Один из известных государственных деятелей XVII в. А.Л.Ордин-Нащокин предпринял попытку создать такого рода учреждение во Пскове на основе вкладов торгующих здесь русских купцов, но потерпел неудачу. По представлению воеводы, сменившего Ордина-Нащокина, и не без влияния крупных капиталистов-ростовщиков вышестоящие власти сочли эту затею «неполезной».

   3. Российские купцы  и промышленники  в XVI-XVII вв.

   В XVI и  особенно в XVII вв. в развитии российского  предпринимательства происходят заметные сдвиги. Активизируется местный товарооборот, начинают подтачиваться устои натурального хозяйства, в связи с чем усиливается  деятельность крупного торгового капитала на внутреннем рынке. Возрастает роль государства в экономической  жизни, следовательно, расширяются  контакты предпринимателей с казной. Наконец, имеет место и применение крупных капиталов в сфере  производства.

Информация о работе История предпринимательства