Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:02, реферат
Целью курсовой работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Становление предпринимательства в России……………….4
1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|……….4
1.2. Предпринимательская деятельность во второй
половине 15-17 вв…………………………………………...7
1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие
предпринимательства……………………………………...12
Глава 2: Развитие предпринимательства в период 19-20 вв………..15
2.1. Реформа 1861 года и ее последствия……………………..15
2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – как оживление
предпринимательской деятельности……………………..19
Глава 3: Понятие, сущность, функции и проблемы предпринимательства на современном этапе………………………..22
3.1.Понятие предпринимательства в наши дни………………22
3.2. Сущность и функции предпринимательства…………….24
3.3. Проблемы предпринимательства…………………………29
Заключение…………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………….35
Предпринимательство — это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может в конце концов добиться успеха. Однако риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела (о чем будет рассказано особо), должен произвести тщательные расчеты, хорошо изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.
Для развития в России предпринимательства существенное значение, на наш взгляд, имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством (хотя, конечно, считать предпринимательством любое начинание в области формируемой рыночной экономики можно лишь с определенными оговорками).
Предпринимательство в первую
очередь связано с эффективным
использованием всех факторов
производства в целях
Существенное
значение для развития в стране предпринимательства
имеет определение этого
В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.
Определяющей, на наш взгляд, в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков.
Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.
Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.
Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция более проявляется в формировании нового слоя людей — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.
Чем
эффективнее функционируют
Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.
Следовательно,
сущность предпринимательства наиболее
комплексно проявляется в сочетании
всех присущих ему функций, которые
объективно свойственны цивилизованному
предпринимательству, но во многом зависят
от самих субъектов предпринимательской
деятельности, от системы государственной
поддержки и регулирования предпринимательства.
3.3.
Проблемы предпринимательства.
Развитию предпринимательства в нашей стране придается огромное значение, так как оно способствует:
• изменению отраслевой структуры экономики;
• переориентации
экономических отношений и
• разгосударствлению и приватизации имущества предприятий;
• созданию новых мест;
• расширению потребительского рынка;
• повышению экспортного потенциала страны;
• лучшему использованию местных сырьевых ресурсов;
• повышению культурно-технического уровня, условий активности и ответственности работников;
• формированию новых ценностей и идеалов;
• развитию благотворительной деятельности в России.
В
настоящее время перед
1. Недостаточная ресурсная база — материально-техническая и финансовая:
причина — создание сектора предпринимательства на пустом месте;
пути решения — льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.
2.
Несовершенство
причина — нет единой законодательной основы; отсутствие законопослушания;
пути решения — совершенство законодательства и усиление контроля за его выполнением.
3. Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий:
причина — нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности;
пути решения — разработка методик по диагностированию деятельности предприятий.
4. Слабое материально-техническое обеспечение:
причина — ограничен доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование;
nymu решения — распространение передового опыта.
5. Кадры:
причина — низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства;
пути решения — их обучение и социальная дифференциация.
6. Отсутствие возможности производить продукцию с длительным производственным циклом, включая наукоемкую:
причина — отсутствие финансовых возможностей на эти цели;
nymu решения — развитие форм сотрудничества в деловом мире, создание технополисов.
7. Слабая государственная поддержка:
причина — бюджетные ограничения, бюрократическая волокита;
пути решения – разработка муниципальных программ по развитию предпринимательства.
Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие проекты приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки.
Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта.
Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляет сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений).
Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности, недогрузки и фактического прекращения технического прогресса в стране.
В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений.
Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных планов, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами – членами этой Организации.
По-иному
прогнозируется перспектива импорта товаров
и услуг. Их растущий допуск на отечественный
рынок способен существенно обострить
конкуренцию многим позициям, к чему российская
промышленность пока не готова. Эти особенности
относятся к пищевой, фармацевтической,
химической, автомобильной, авиастроительной,
легкой и электронной промышленности,
секторам финансовых услуг и розничной
торговле, мелкому и среднему бизнесу.
Поэтому о своей готовности к работе по
нормам и правилам ВТО заявляет лишь 10%
проанкетированных российских предприятий.
Конечно, обилие и дешевизна импортных
товаров могли бы пойти на помощь отечественному
потребителю. Но это возможно лишь в условиях
эффективной внутренней конкуренции и
обеспечении его прав, что в стране пока
отсутствует.