Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:02, реферат
Целью курсовой работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Становление предпринимательства в России……………….4
1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|……….4
1.2. Предпринимательская деятельность во второй
половине 15-17 вв…………………………………………...7
1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие
предпринимательства……………………………………...12
Глава 2: Развитие предпринимательства в период 19-20 вв………..15
2.1. Реформа 1861 года и ее последствия……………………..15
2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – как оживление
предпринимательской деятельности……………………..19
Глава 3: Понятие, сущность, функции и проблемы предпринимательства на современном этапе………………………..22
3.1.Понятие предпринимательства в наши дни………………22
3.2. Сущность и функции предпринимательства…………….24
3.3. Проблемы предпринимательства…………………………29
Заключение…………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………….35
С объединением русских земель Москва стала не только царской резиденцией, но и сосредоточием торговли страны. Высшее столичное купечество приобретало все больше влияния на политические события. Характерно и то, что купцы начали активно субсидировать царскую власть. При помощи гостей и суконщиков князь Юрий Галицкий в начале 15 в. сумел расплатиться со своими многочисленными кредиторами. Удельные князья становились нередко должниками купцов и ростовщиков. Богатые московские гости (В. Ховрин, А. Шихов, Г. Бобыня) неоднократно снабжали деньгами великих князей. Они же участвовали в каменном строительстве 15 века. Так, в 1425-1427 гг. на средства московского гостя Ермолы (родоначальника династии Ермолиных) сооружался Спасский собор Андроникова монастыря в Москве.
Во внешнеполитических делах гости все чаще совершали поездки за границу с послами, исполняя роль переводчиков и консультантов по политическим и торговым делам. Это ставило их в специфические отношения с аппаратом государственной власти и выделяло из среды других торговых людей Москвы.
В свою очередь, купеческая верхушка использовалась в интересах объединительной политики московских князей. Официально закрепляя за московскими гостями определенные обязанности, правительство превращало их в проводников великокняжеской политики московских князей. Официально закрепляя за московскими гостями определенные обязанности, правительство превращало их в верных проводников великокняжеской политики как внутри государства, так и вне его.
В 16 в. торговля стала принимать все большие размеры. Центром деловой активности русских городов в 15-17 вв. становились гостиные дворы. Здесь останавливались купцы, хранились их товары и производились торговые операции. Гостиный двор представлял собой прямоугольную площадь, обнесенную каменной или деревянной стеной крепостного типа с башнями на углах, и над воротами. По внутренним сторонам стен устанавливались двух-, трехэтажные торговые и складские помещения. Для уплаты таможенных пошлин торговцами строилась таможенная изба. Площадь двора постепенно стала обстраиваться магазинами, выходящими на внутренние и внешние стороны.
Правительственная
политика в отношении торгово-
Наиболее известна роль Строгановых в колонизационной деятельности на окраинах России. Дети основателя торгового дома - Яков, Григорий и Семен образовали на путях в Сибирь своеобразное пограничное государство, сосредоточив на его территории экономические и политические права, пользуясь, тем, что правительство, обессиленное Ливонской войной, не могло в должной мере контролировать новые территории.
В
1579 г. во владениях Строгановых
Другая сторона политики Ивана Грозного в отношении купечества строилась на жестком терроре против его части в условиях опричнины. Наиболее ярко это проявилось в разгроме Новгорода (1570 г.). Исследователями обращалось внимание на цели акции: во-первых, пополнить пустующую царскую казну за счет ограбления богатой торгово-промышленной верхушки Новгорода; во-вторых, терроризировать посад, в особенности низшие слои городского населения, подавить в нем элементы недовольства.
Так или иначе, но среди убитых гостей Новгорода оказались представители богатых семейств, купеческие старосты. Ударом по экономике северо-западных земель стал насильственный перевод 250 семей верхушки торгового мира в Москву. Стремясь подчинить себе богатых купцов, Иван Грозный объединил их с ремесленниками и мелкими городскими торговцами в одно сословие посадских людей. Все это свидетельствовало о том, что давление государства делало невозможным расширение самостоятельности не только купечества, но и элиты страны. Складывалась ситуация, при которой самодержавие подчиняло деятельность купечества целям феодального государства.
17
век можно назвать рубежом,
знаменовавшим начало
Складывавшийся всероссийский рынок обусловил характерные черты русского купечества, все чаще выступавшего в роли скупщика. Именно скупщики завоевали господствующее положение на рынке, вытесняя непосредственных производителей.
В этот период отчетливо проявились две формы накопления капитала. Ведущей стала оптовая торговля, носившая постоянный характер. Она сопровождалась скупкой купечеством товаров у непосредственных производителей, их перекупкой у других торговцев. Купечество все более активно использовало государственный и частный кредит. Товарами в оптовой торговле являлись преимущественно продукты (хлеб, соль, рыба, мясо) и сырье (пенька, кожа).
Второй формой накопления капитала были казенные подряды, Их выгодность была обусловлена тем, что казна предварительно оплачивала часть причитавшейся суммы за подряд. Эти деньги купец-подрядчик мог вложить в любое предприятие по своему усмотрению.
При царствовании Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) начинается медленный рост мануфактурного производства. Первоначально крупная промышленность формировалась преимущественно в недрах вотчинного хозяйства. Переход к строительству заводов с частичным использованием вольнонаемного труда осложнялся процессом укрепления крепостнических отношений. Правительственные мероприятия во второй половине 17 в. подготовили фундамент для последующих реформ: в 1649 г. Соборное Уложение даровало посадским общинам исключительное право на занятие торговлей и промышленностью, отняв его у слобод. В 1650-1660-е гг. была унифицирована налоговая пошлина в интересах отечественных купцов.
Таможенный
устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667
г. стали актами российской государственности,
носившими четко выраженный протекционистский
характер и означавшими позитивные
перемены в политике Алексея Михайловича.
Иностранные купцы облагались более высоким налогом при продаже товаров на внутреннем рынке. Отмена мелких сборов, взимавшихся с российских торговцев, способствовала развитию географии торговых связей.
Таким образом, Россию не обошло воздействие политики меркантилизма. Для нее, прежде всего, характерно следование формуле: богатство страны выражается в денежном капитале. Меркантилисты основное внимание уделяли внешней торговле, прибыль от которой выражалась в выгодном торговом балансе. Вместе с тем, они понимали, что основой торговли является товарная масса, поступающая на рынок, поэтому отстаивалась также и необходимость поощрения сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности.
Во второй половине 17 в. в стране закладывались будущие центры предпринимательства: металлургии и металлообработки (предприятия Тульско-Серпуховского, Московского районов); производство изделий из дерева (Тверь, Калуга); ювелирного дела (Верхний Устюг, Новгород, Тихвин, Нижний Новгород). Однако до оформления класса предпринимателей было еще далеко.
Окончательное
становление крепостничества
Тем не менее, крестьяне-купцы оказывали влияние на формирование всероссийского рынка. Это проявилось в участии в торгах. Характерными чертами крестьянской торговли было наличие малого количества свободных денежных средств, постоянная нужда в кредите, отсутствие специализации в определенном виде деятельности и стабильности в положении ряде групп торговцев. Над торговыми крестьянами осуществлялся двойной контроль: с одной стороны, - как над крестьянами, с другой - как над группой торгово-промышленного населения.
Что
касается купеческих заводов, то они
оставались типичные феодальным явлением,
поскольку их целью являлось облегчение
товарооборота купца путем
Таким
образом, ростки предпринимательства
пробивали с большим трудом почву
феодализма. Хотя преобразовательные
настроения витали в воздухе до воцарения
Петра 1, однако, реализация сложнейшей
задачи по укреплению экономического,
военного и политического могущества
России; в новых реалиях была связана с
новым этапом развития страны.
В начале 18 в. в России происходят преобразования Петра I, которые оказали серьезное воздействие на развитие отечественного предпринимательства. Это касается в первую очередь сферы промышленного производства. В допетровскую эпоху еще не в полной мере сложились условия для инвестиций капитала в промышленность. Преобразования Петра 1 резко стимулировали этот процесс. В первой четверти 18 в. было создано около 200 (а по некоторым подсчетам — и до 400) крупных предприятий. Они производили железо, вооружение, военное снаряжение, на верфях строились корабли. Все это использовалось для оснащения армии, которая вела более, чем двадцатилетнюю войну со Швецией. Десятки предприятий возникли и в сфере легкой промышленности. Они были ориентированы на удовлетворение потребностей верхов общества, воспринимавшего европейский быт, производили зеркала, ленты, чулки, шляпы, шпалеры, курительные трубки, сахар и т.п. Промышленное строительство в эпоху Петра 1 в полной мере соответствовало целям и потребностям его реформ, и решающая роль в активизации крупного предпринимательства в сфере промышленности принадлежала государству.
Что же было сделано? Многие заводы из казны передавались частным лицам. Получившие их, привлекая свои капиталы и предпринимательские таланты, должны были расширить производство и расплатиться с казной продукцией. Промышленникам предоставлялись беспроцентные ссуды. Всего при Петре 1 было выдано около 100 тыс. рублей. Так как львиная доля продукции поступала в казну, особенно в тяжелой промышленности — тем самым государство обеспечивало этим предприятиям надежный сбыт. Владельцы заводов, их дети, мастера освобождались от податей, служб, внутренних пошлин. С конца 1710-х годов правительство принимает серьезные меры для защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции, проводится все более жесткая протекционистская политика. На ввоз из-за рубежа товаров, аналогичных тем, что производились на российских мануфактурах, вводились высокие заградительные пошлины. Так, первый в истории России таможенный тариф 1724 г. устанавливал пошлины в 75% на импорт железа, игл, парусины, скатертей, салфеток, некоторых видов тканей. В России не хватало знаний и технологий — правительство Петра 1 не жалело средств и льгот для привлечения иностранных специалистов на отечественные заводы и мануфактуры. Как и прежде, оставалась проблема обеспечения предприятий рабочей силой. Петр 1 не возражал против применения наемного труда, даже призывал к этому. Но крепостной гнет в его царствование нисколько не ослаб, а, напротив, усилился. В 1721 г. предприниматели получают право покупать к своим заводам крепостных крестьян, так появляется еще одна категория подневольных работных людей, прикрепленных к предприятиям. Заводчики получают право не возвращать оказавшихся у них беглых крестьян.
Оказав мощную поддержку предпринимателям в организации крупного производства, правительство Петра 1 в известной мере ограничивало их свободу. Были созданы Берг- и Мануфактур-коллегии, наблюдавшие за работой промышленных предприятий. Регламентировалось качество продукции, образцы которой предоставлялись для контроля в коллегию. Специальными указами предписывалась определенная технология, например, юфть следовало выделывать с ворванным салом, а не с дегтем, полотна следовало изготавливать определенной ширины. Часто регламентировалась номенклатура выпускаемой продукции, объем ее поставок в казну. Промышленники были обязаны представлять в Мануфактур-коллегию подробные отчеты. В случае невыполнения этих предписаний они могли подвергнуться штрафу. Если в коллегиях приходили к выводу, что предприятие «ведется непорядочно» оно могло быть отобрано в казну, передано другому лицу.