Использование компьютерной техники и электронных баз данных для учета и систематизации законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:37, реферат

Описание работы

Государственная политика Российской Федерации в сфере правовой информатизации, основные положения которой определены в Концепции правовой информатизации России и Президентской программе “Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации”, осуществляется в настоящее время путем внедрения и использования современных информационно-коммуникационных технологий в целях максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан.

Работа содержит 1 файл

реферат Систематизация заканодательства (2).doc

— 83.00 Кб (Скачать)

     ЗАО “Консультант Плюс” (г. Москва) выпускает  известное во многих регионах России средство для работы с систематизированной  правовой информацией – СПС “Консультант Плюс”. Разработчики СПС на основе единых программно-технологических средств создали множество универсальных и специализированных информационных баз, которые предоставляются абонентам (юридическим и физическим лицам) в соответствии с их потребностями и финансовыми возможностями. Технология обновления информационных баз семейства “Консультант Плюс”, в отличие от технологии системы "Гарант", не требует их полной замены, а предусматривает введение в них только новых или изменившихся документов.    

     Систематизация  нормативных правовых актов в  СПС "Консультант Плюс" осуществляется на основе предметного классификатора, разработанного в соответствии с  Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации  от 15.03.2000 №511. Каждый правовой акт вводится в информационный банк из официального источника его опубликования либо с копии оригинала документа, получаемого непосредственно из органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Электронная копия документа проверяется на аутентичность независимыми корректорами с помощью специальных программных средств. Таким образом обеспечивается достоверность правовой информации, содержащейся в информационном банке. Специалисты ЗАО "Консультант Плюс" непрерывно отслеживают изменения правовых характеристик документов и их юридическую взаимосвязь. Ими осуществляется контроль поступления изменяющих документов, корректировка состояния правовых актов (вступление в силу, внесение изменений и дополнений, утрата силы), установка и модификация ссылок между документами.       

     В случае внесения изменения или дополнения в правовой акт готовится его  новая редакция, однако прежняя редакция не удаляется из информационного  банка, что позволяет пользователям  работать с ретроспективой законодательства. Программное обеспечение СПС предусматривает возможность отслеживать статус правовых документов, взятых на контроль (который может принимать значения: "действующая редакция", "недействующая редакция", "утратил силу"). В результате пользователю удобно отбирать только действующие нормативные акты.       Входящие в общероссийскую сеть распространения правовой информации "Консультант Плюс" региональные центры правовой информации тесно сотрудничают с правотворческими органами Российской Федерации и её субъектов. Во многих государственных органах и учреждениях современной России эксплуатируется на безвозмездной основе тысячи экземпляров СПС "Консультант Плюс". Благодаря такому сотрудничеству региональные информационные центры сети заключили договоры об информационном обмене с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в составе СПС "Консультант Плюс" сформирована версия "Региональное законодательство", включающая несколько десятков информационных баз с актами законодательства субъектов Федерации. Технология оперативного предоставления правовой информации  на основе использования СПС "Консультант Плюс" позволяет организовать информационно-правовое обслуживание органов власти и управления вплоть до местного уровня в самых отдаленных уголках России.   

     Консорциум "Кодекс" (г. Санкт-Петербург) производит одноименную информационно-правовую систему, предназначенную для ведения  автоматизированного учета и  анализа законодательства. В базе данных системы "Кодекс" содержатся электронные тексты более 1 млн. документов, охватывающих все отрасли федерального и регионального законодательства России. Каждая отрасль представлена: нормативными правовыми актами, приложениями, инструктивными материалами, комментариями (в которых подробно разъясняется содержание того или иного акта).         

     Все помещаемые в базу данных правовые акты поступают через официальную  рассылку из органов законодательной, исполнительной и судебной власти федерального и регионального уровня (чем обеспечивается достоверность предоставляемой пользователям правовой информации), причем значительное количество документов передается в электронном виде. Многие документы пересылаются также из законодательных и исполнительных органов власти стран СНГ и Прибалтики, ряда международных организаций. Актуальность правовой информации обеспечивается за счет поддержания находящихся в базе данных нормативных актов в контрольном состоянии, соответствующем последней действующей редакции каждого документа с учетом всех внесенных в него изменений и дополнений (при этом предыдущие редакции документов сохраняются в архивных разделах).   

     В информационно-правовой системе "Кодекс" наряду с обычными видами поиска правовой информации – атрибутным и контекстным, предусмотрен так называемый интеллектуальный поиск. Он позволяет пользователю не указывать в информационном запросе точные юридические понятия. Пользователь может сформулировать свой запрос на естественном языке и получить в результирующей выборке требуемые документы. Описанный сервис является преимуществом системы "Кодекс" по сравнению с некоторыми другими аналогичными правовыми информационными системами.    

     В условиях нестабильности современного российского законодательства, которое  характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений в ранее принятые акты, разработчики автоматизированных систем в области права стремятся повысить удобство работы с их информационными продуктами и предоставляют пользователям возможность ознакомления с текущими редакциями правовых актов. Текущие редакции формируются путем объединения нормативных правовых предписаний основного акта законодательства с положениями последующих его официальных изменений и дополнений. Их использование облегчает понимание правоприменителем множества нормативных предписаний по какому-либо вопросу, изложенных  в нескольких актах.  

     Составление текущих редакций представляет собой проведение работ по инкорпорации правового материала в ограниченных пределах и называется некоторыми исследователями "локальной инкорпорацией". Этот вид инкорпорационных работ получил в настоящее время широкое распространение в информационно-правовом обслуживании. Сегодня инкорпорация локального характера повсеместно осуществляется производителями правовых баз данных, а также государственными органами и иными организациями в целях поддержания информации по действующему законодательству в состоянии, обеспечивающем его правильное понимание и удобство применения.       

     Текущие редакции составляются на неофициальной  основе с помощью средств компьютерной техники и специализированного программного обеспечения. Например, в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы для этих целей  применяется  АРМ "Юрист",  разработанный  НТЦ "Система" и эксплуатируемый  совместно с ИПС "Закон".  

     В программном комплексе "Юрист" для формирования текущих редакций правовых актов предусмотрен встроенный редактор версий документов, открываемый  в отдельном окне. В верхней  части окна располагается текст  изменяющего акта, а в нижней части окна – текст изменяемого акта, то есть того документа, для которого формируется текущая редакция. Между изменяемым и изменяющими актами устанавливаются междокументные связи и для каждой связи определяется её характер (например, "изменен", "утратил силу"). Отвечающий за обработку правовых актов специалист внимательно изучает находящиеся в верхней части окна предписания изменяющего акта и определяет характер необходимых поправок в изменяемом акте. Текст изменяемого акта корректируется путем копирования фрагмента текста изменяющего акта из верхней части окна в буфер обмена и вставки данного фрагмента в текст, находящийся в нижней части окна редактора версий. Вносимые в текст изменяемого акта поправки в обязательном порядке снабжаются отметками. Система отметок является достаточно сложной и требует высокой квалификации специалистов, выполняющих работу по их проставлению. Для включения отметок в текст изменяемого акта используются специальные шаблоны, которые соответствуют содержащимся в изменяющем акте предписаниям (предусмотрены, например, шаблоны: "В редакции", "Дополнен", "Утратил силу", "Отменен", "Исключен", "Не соответствует Конституции", "Действие распространено", "Действие приостановлено" и др.). Если предписание только частично соответствует варианту отметки, предусмотренному в списке шаблонов, то в программе имеется возможность приведения содержания отметки в соответствие с предписанием путем корректировки шаблона отметки.      

     Для представления текущей версии правового  акта применяется процедура сборки, в результате которой пользователь может получить текст интересующего его акта в редакции любого другого изменяющего или дополняющего акта, либо излагающего часть исходного акта в иной редакции (при этом количество изменяющих актов не ограничено). В существующей на сегодняшний день реализации АРМ "Юрист" имеется недостаток: затруднительно получить текущую редакцию правового акта, если в него были внесены изменения или дополнения другим актом с отложенным сроком введения в действие.    

     Таковы  особенности наиболее известных в наши дни и распространенных автоматизированных систем правовой информации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Анализ  описанных информационных систем показывает, что большинство из них предназначены  для решения сходных задач, связанных с учетом и инкорпорацией нормативных правовых актов, и имеют необходимые для этого функциональные возможности. В то же время следует отметить наличие излишней множественности информационных ресурсов и технологий, используемых в правовой сфере, что приводит к некоторым негативным последствиям:    

     а) увеличиваются финансовые затраты  на актуализацию баз данных и техническую  поддержку соответствующих информационных технологий;  

     б) становится затруднительным выбор  пользователем того или иного  информационного продукта;  

     в) повышается вероятность получения  пользователями неполной или неточной правовой информации.          

     Поэтому в деятельности по совершенствованию  информационно-правового обеспечения  учета и инкорпорации законодательства, необходимо сосредоточиться на следующих направлениях: упорядочении правового регулирования в области правовой информатизации, унификации методов ведения учета нормативных правовых актов, стандартизации применяемых информационных технологий при систематизации законодательства, интеграции разрозненных баз и банков данных правовых актов в едином информационно-правовом пространстве. Реализация указанных предложений будет способствовать увеличению эффективности использования информационно-правовых систем, эксплуатируемых в настоящее время в различных государственных органах и иных организациях, повышению качества и результативности работы по учету и систематизации российского законодательства. 
 

     Список  используемой литературы 

    
  1. Указ Президента Российской Федерации от 28.06.1993 №966 “О концепции правовой информатизации России” // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, №27, ст. 2521.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 04.08.1995 №808 “О президентских программах по правовой информатизации” // Собрание законодательства Российской Федерации, 7.08.1995, № 32, ст. 3289.
  3. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. – М., 2002. С. 170-171.
  4. Ксенофонтов В.В. Систематизация российского законодательства: принципы и процедуры.– М., 2003. С. 78.
  5. Кудешкина О.Б. Систематизация отечественного законодательства.– Казань, 2002. С. 10-11.
  6. Литягин Н.Н. Организационные предпосылки систематизации законодательства // "Журнал российского права", 2002, №4, с. 30.
 
    
  1. Морозов А.В. Методологические и организационные  основы развития системы правовой информации Минюста России. – М., 2000. С.20-21, 26.
  2. Орешкина И.Б. Систематизация нормативных правовых актов Российской Федерации. – Саратов, 2000. С. 169.
 
    
  1. Собрание  законодательства Российской Федерации, 20.03.2000, №12, ст. 1260.
  2. "Собрание законодательства Российской Федерации", 18.08.1997, №33, ст. 3895.
  3. "Собрание законодательства Российской Федерации", 31.10.1994, №27, ст. 2896.
  4. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 17, ст. 1473.
  5. Чубукова С.Г. Проблемы систематизации законодательства в автоматизированных системах правовой информации. – М., 1998. - С. 4.
  6. Шебанов А.Ф. За централизацию учета законодательства и правовой информации // "Советское государство и право", 1968, №1, с. 44-46;

Информация о работе Использование компьютерной техники и электронных баз данных для учета и систематизации законодательства