Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:37, реферат
Государственная политика Российской Федерации в сфере правовой информатизации, основные положения которой определены в Концепции правовой информатизации России и Президентской программе “Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации”, осуществляется в настоящее время путем внедрения и использования современных информационно-коммуникационных технологий в целях максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан.
ЗАО “Консультант Плюс” (г. Москва) выпускает известное во многих регионах России средство для работы с систематизированной правовой информацией – СПС “Консультант Плюс”. Разработчики СПС на основе единых программно-технологических средств создали множество универсальных и специализированных информационных баз, которые предоставляются абонентам (юридическим и физическим лицам) в соответствии с их потребностями и финансовыми возможностями. Технология обновления информационных баз семейства “Консультант Плюс”, в отличие от технологии системы "Гарант", не требует их полной замены, а предусматривает введение в них только новых или изменившихся документов.
Систематизация нормативных правовых актов в СПС "Консультант Плюс" осуществляется на основе предметного классификатора, разработанного в соответствии с Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 №511. Каждый правовой акт вводится в информационный банк из официального источника его опубликования либо с копии оригинала документа, получаемого непосредственно из органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Электронная копия документа проверяется на аутентичность независимыми корректорами с помощью специальных программных средств. Таким образом обеспечивается достоверность правовой информации, содержащейся в информационном банке. Специалисты ЗАО "Консультант Плюс" непрерывно отслеживают изменения правовых характеристик документов и их юридическую взаимосвязь. Ими осуществляется контроль поступления изменяющих документов, корректировка состояния правовых актов (вступление в силу, внесение изменений и дополнений, утрата силы), установка и модификация ссылок между документами.
В случае внесения изменения или дополнения в правовой акт готовится его новая редакция, однако прежняя редакция не удаляется из информационного банка, что позволяет пользователям работать с ретроспективой законодательства. Программное обеспечение СПС предусматривает возможность отслеживать статус правовых документов, взятых на контроль (который может принимать значения: "действующая редакция", "недействующая редакция", "утратил силу"). В результате пользователю удобно отбирать только действующие нормативные акты. Входящие в общероссийскую сеть распространения правовой информации "Консультант Плюс" региональные центры правовой информации тесно сотрудничают с правотворческими органами Российской Федерации и её субъектов. Во многих государственных органах и учреждениях современной России эксплуатируется на безвозмездной основе тысячи экземпляров СПС "Консультант Плюс". Благодаря такому сотрудничеству региональные информационные центры сети заключили договоры об информационном обмене с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в составе СПС "Консультант Плюс" сформирована версия "Региональное законодательство", включающая несколько десятков информационных баз с актами законодательства субъектов Федерации. Технология оперативного предоставления правовой информации на основе использования СПС "Консультант Плюс" позволяет организовать информационно-правовое обслуживание органов власти и управления вплоть до местного уровня в самых отдаленных уголках России.
Консорциум
"Кодекс" (г. Санкт-Петербург) производит
одноименную информационно-
Все помещаемые в базу данных правовые акты поступают через официальную рассылку из органов законодательной, исполнительной и судебной власти федерального и регионального уровня (чем обеспечивается достоверность предоставляемой пользователям правовой информации), причем значительное количество документов передается в электронном виде. Многие документы пересылаются также из законодательных и исполнительных органов власти стран СНГ и Прибалтики, ряда международных организаций. Актуальность правовой информации обеспечивается за счет поддержания находящихся в базе данных нормативных актов в контрольном состоянии, соответствующем последней действующей редакции каждого документа с учетом всех внесенных в него изменений и дополнений (при этом предыдущие редакции документов сохраняются в архивных разделах).
В информационно-правовой системе "Кодекс" наряду с обычными видами поиска правовой информации – атрибутным и контекстным, предусмотрен так называемый интеллектуальный поиск. Он позволяет пользователю не указывать в информационном запросе точные юридические понятия. Пользователь может сформулировать свой запрос на естественном языке и получить в результирующей выборке требуемые документы. Описанный сервис является преимуществом системы "Кодекс" по сравнению с некоторыми другими аналогичными правовыми информационными системами.
В условиях нестабильности современного российского законодательства, которое характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений в ранее принятые акты, разработчики автоматизированных систем в области права стремятся повысить удобство работы с их информационными продуктами и предоставляют пользователям возможность ознакомления с текущими редакциями правовых актов. Текущие редакции формируются путем объединения нормативных правовых предписаний основного акта законодательства с положениями последующих его официальных изменений и дополнений. Их использование облегчает понимание правоприменителем множества нормативных предписаний по какому-либо вопросу, изложенных в нескольких актах.
Составление текущих редакций представляет собой проведение работ по инкорпорации правового материала в ограниченных пределах и называется некоторыми исследователями "локальной инкорпорацией". Этот вид инкорпорационных работ получил в настоящее время широкое распространение в информационно-правовом обслуживании. Сегодня инкорпорация локального характера повсеместно осуществляется производителями правовых баз данных, а также государственными органами и иными организациями в целях поддержания информации по действующему законодательству в состоянии, обеспечивающем его правильное понимание и удобство применения.
Текущие редакции составляются на неофициальной основе с помощью средств компьютерной техники и специализированного программного обеспечения. Например, в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы для этих целей применяется АРМ "Юрист", разработанный НТЦ "Система" и эксплуатируемый совместно с ИПС "Закон".
В программном комплексе "Юрист" для формирования текущих редакций правовых актов предусмотрен встроенный редактор версий документов, открываемый в отдельном окне. В верхней части окна располагается текст изменяющего акта, а в нижней части окна – текст изменяемого акта, то есть того документа, для которого формируется текущая редакция. Между изменяемым и изменяющими актами устанавливаются междокументные связи и для каждой связи определяется её характер (например, "изменен", "утратил силу"). Отвечающий за обработку правовых актов специалист внимательно изучает находящиеся в верхней части окна предписания изменяющего акта и определяет характер необходимых поправок в изменяемом акте. Текст изменяемого акта корректируется путем копирования фрагмента текста изменяющего акта из верхней части окна в буфер обмена и вставки данного фрагмента в текст, находящийся в нижней части окна редактора версий. Вносимые в текст изменяемого акта поправки в обязательном порядке снабжаются отметками. Система отметок является достаточно сложной и требует высокой квалификации специалистов, выполняющих работу по их проставлению. Для включения отметок в текст изменяемого акта используются специальные шаблоны, которые соответствуют содержащимся в изменяющем акте предписаниям (предусмотрены, например, шаблоны: "В редакции", "Дополнен", "Утратил силу", "Отменен", "Исключен", "Не соответствует Конституции", "Действие распространено", "Действие приостановлено" и др.). Если предписание только частично соответствует варианту отметки, предусмотренному в списке шаблонов, то в программе имеется возможность приведения содержания отметки в соответствие с предписанием путем корректировки шаблона отметки.
Для представления текущей версии правового акта применяется процедура сборки, в результате которой пользователь может получить текст интересующего его акта в редакции любого другого изменяющего или дополняющего акта, либо излагающего часть исходного акта в иной редакции (при этом количество изменяющих актов не ограничено). В существующей на сегодняшний день реализации АРМ "Юрист" имеется недостаток: затруднительно получить текущую редакцию правового акта, если в него были внесены изменения или дополнения другим актом с отложенным сроком введения в действие.
Таковы
особенности наиболее известных в наши
дни и распространенных автоматизированных
систем правовой информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ описанных информационных систем показывает, что большинство из них предназначены для решения сходных задач, связанных с учетом и инкорпорацией нормативных правовых актов, и имеют необходимые для этого функциональные возможности. В то же время следует отметить наличие излишней множественности информационных ресурсов и технологий, используемых в правовой сфере, что приводит к некоторым негативным последствиям:
а)
увеличиваются финансовые затраты
на актуализацию баз данных и техническую
поддержку соответствующих
б) становится затруднительным выбор пользователем того или иного информационного продукта;
в) повышается вероятность получения пользователями неполной или неточной правовой информации.
Поэтому
в деятельности по совершенствованию
информационно-правового
Список
используемой литературы