Автор: k********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 21:08, реферат
Цель данной работы – изучить и раскрыть сущность инновационной политики предприятия, а также рассмотреть основные проблемы внедрения инноваций в России и за рубежом.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Изучить сущность и классификацию инноваций, их жизненный цикл;
2. Рассмотреть содержание инновационной деятельности;
3. Изучить инновационную стратегию и инновационную политику предприятия: факторы, оказывающие влияние на формирование инновационной политики, формы её реализации;
4. Рассмотреть основные проблемы внедрения инноваций в России и за рубежом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы инновационной политики предприятия …………..5
1.1. Сущность и классификация инноваций……………………………..5
1.2. Содержание инновационной деятельности…………………………7
1.3. Жизненный цикл инноваций…………………………………………8
2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия……..12
2.1. Факторы, оказывающие влияние на формирование инновацион-
ной политики на предприятии, а также факторы, способствующие
её реализации……………………………………………………………...15
2.2. Формы реализации инновационной политики предприятия……...17
3. Проблемы внедрения инноваций в России………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………………………………….26
Четвертая
стадия – стадия зрелости и стабилизации
– характеризуется устойчивыми
темпами наибольших объемов выпуска
продукции и максимально
Пятая
стадия – стадия увядания или упадка
– связана с падением загрузки
мощностей, сворачиванием производства
данного товара и резким уменьшением
товарных запасов вплоть до нуля.
2.
Инновационная стратегия и инновационная
политика предприятия
Инновационная
деятельность предприятия проявляется,
прежде всего, в выработке и реализации
инновационной стратегии и
Инновационная стратегия – это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций.
Она может быть агрессивной и оборонительной [2, c. 178]. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.
Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации. Эта стратегия связана с различными рисками, основными из которых являются [2, c. 178]:
1) инновационный риск, определяемый ошибочностью идеи инновации, недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно радикальных;
2) технологический риск, связан с тем, что даже при успешном испытании инновация может быть неэффективной в производстве вследствие увеличения периода освоения, неточности в оценке ожидаемых затрат и т. д.;
3)
коммерческий риск – связан
с неопределённостью
4)
финансовый риск – связан с
возможностью ошибок в оценке
единовременных затрат (инвестиций)
и будущих доходов; он
Имитационная стратегия направлена на использование уже известных продуктовых, технологических и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.
Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) – также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями.
Инновационная
стратегия предприятия
При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода [2, c. 179]:
1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.
2.
Целью внедрения является
При
разработке инновационной политики
затрагиваются следующие
– исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций);
– повышение качества и сертификация продукции;
– обновление производственной базы (техническое перевооружение);
– создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;
– освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).
При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:
1. Наличие новых значимых технических решений, способных обеспечить рыночный успех;
2.
Наличие специфических
Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.
Для
обеспечения высокой
– целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;
– приоритетность – выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;
– альтернативность проектных решений – разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;
–
комплексность – охват
–
обоснованность – обоснование научно-
–
адаптивность – корректировка плана
проведения инновационной политики
и отдельных проектов в связи
с изменением факторов внешней среды.
2.1.
Факторы, оказывающие влияние на формирование
инновационной политики на предприятии,
а также, способствующие её реализации
Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.
Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.
Внутренняя среда – это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:
– материало-, энерго- и фондоёмкость производства;
– технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;
– степень износа основных фондов и т. д.
Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются:
– наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;
–
высокий уровень научно-
– наличие на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;
– наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности;
–
наличие оптимальной
Повышение
конкурентоспособности
1.
Уровень технологического
2. Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции);
3.
Уровень сертификации (отношение
объёма продукции,
4. Уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции).
Формирование
и реализация инновационной политики
основываются на создании такой системы,
которая позволит в кратчайшие сроки и
с высокой эффективностью использовать
в производстве интеллектуальный и научно-технический
потенциал страны. Благодаря использованию
новых информационных технологий этими
потенциалами могут воспользоваться как
малые, так и крупные организации всех
форм собственности. Инновационная политика
– мощный рычаг, с помощью которого можно
регулировать циклические спады в экономике,
обеспечить её структурную перестройку
и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной
продукцией.
2.2.
Формы реализации инновационной политики
предприятия
Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими.
Инновационный проект представляет собой пакет документов, обосновывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных мероприятий по достижению целей инновационной деятельности.
По предметно-содержательной структуре проекты могут быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой продукции, технологии, по модернизации производственного аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.
Общая концепция формирования проекта включает следующие стадии:
1. Формулирование проблемы и целей проекта;
2.
анализ имеющихся
3. Оценка имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических;