Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:14, курсовая работа
Целью работы является изучение связи риска, предпринимательства и доходности.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических вопросов, связанных с риском, предпринимательской деятельностью и доходностью;
анализ и оценка деятельности предприятия на примере ОАО «Сатурн» и его бизнеса;
выявление мероприятий по достижению эффективных результатов деятельности ОАО «Сатурн».
Введение……………………………………………………………………….…..….3
1.Теоретико основы управления финансовыми рисками на
предприятии…………………………………………………………………….….5
1.1. Сущность предпринимательского риска……………………………………….5
1.2. Определение предпринимательского риска…………………………………...8
1.3. Классификация предпринимательских рисков …………………………..…12
1.4. Функции рисков………………………………………………………………..17
1.5. Факторы риска…………………………………………………………………19
1.6. Показатели риска и методы его оценки…………………………………….. 24
2. Анализ и оценка деятельности предприятия……………………………………28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сатурн»…………..28
2.2. Факторы макро- и микросреды предприятия………………………………...35
2.3. Финансовый результат деятельности ОАО «Сатурн»………………………..42
3. Выявление рисков ОАО «Сатурн»………………………………………………44
3.1. Имущественные риски………………………………………………………….44
3.2. Мероприятия по устранению влияния имущественных рисков в ОАО
«Сатурн»………………………………………………………………...………59
Заключение…………………………………………………………………………..60
Список литературы………………………………………………………………….61
Аварийная ситуация может возникнуть и в результате взрыва, при котором возникают ударная и взрывная волны и пожары. Для снижения риска и уменьшения потерь в результате аварийной ситуации на производстве необходимо застраховать принадлежащее предприятию имущество.
Риск утраты или порчи имущества во время транспортировки. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Отношения по перевозке возникает при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация и лицо, заинтересованное в транспортировке.
Однако не всякое территориальное перемещение товара с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательств перевозки. Согласно обязательству перевозки транспортная организация обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа) обязуется оплатить оказанные транспортные услуги (внести провозную плату). Однако при перевозке груза одна из сторон может нарушить договор, что приведет к порче или утрате имущества. Ответственности за нарушение обязательств по перевозкам ныне свойственны:
Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и ответственность отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК РФ).
Перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 794 ГК РФ, таких, как:
Все иные действия не освобождают перевозчика или отправителя от ответственности. Во многих случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки подлежат взысканию в случаях, установленных ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а иногда – соглашением сторон.
Ответственность перевозчика за несохранность груза может проявляться в его утрате, недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз получателю в течение установленных сроков. Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке или сданного получателю по одной накладной. Порча груза – несоответствие его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче обычно составляется документ о несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Общим условием ответственности является презумпция вины, т.е. перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело.
Таким образом, риск несохранности имущества, полученного от отправителя и до выдачи получателю, лежит на перевозчике. Но он может освободить себя от ответственности за недостачу, утрату или порчу груза, ссылаясь на следующие обстоятельства:
Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза ограничивается частью реального ущерба, которая может возмещаться перевозчиком трояко:
Наряду с возмещением ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик возмещает отправителю (получателю) провозную плату, если она не входит в стоимость груза.
Риск, связанный с отчуждением имущества в результате действий органов власти и других собственников. Отчуждение имущества у собственника возможно на возмездном и безвозмездном основаниях. Изъятие у собственника принадлежащего ему имущества на возмездных основаниях допустимо только в случаях, прямо предусмотренных п. 2 ст. 235 УК РФ. Перечень случаев сформулирован таким образом, что не допускает его расширения даже иными законами. В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника.
Изъятие имущества у собственника в названных случаях по общему правилу производится на возмездных основаниях, т.е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи. Оно допускается:
1)
при отчуждении имущества,
2) при отчуждении недвижимости (зданий, сооружений и др.) в связи с изъятием земельного участка. Речь идет о ситуации, когда земельный участок (либо участок недр, акватории) изымается в публично-правовых интересах, например при прокладке магистрали, строительстве каких-либо объектов и т. д. Если на таком участке находятся здания, сооружения, то собственник вправе получить за них соответствующую компенсацию;
3)
при выкупе бесхозяйственно
4) при выкупе домашних животных в случае ненадлежащего обращения с ними;
5) при реквизиции имущества. Реквизиция, т.е. предусмотренное законом принудительное изъятие у частного собственника его имущества по решению государственных органов в неотложных общественных интересах и с обязательной компенсацией, представляет собой традиционное для всякого правопорядка основание прекращения частной собственности граждан и юридических лиц. Реквизиция допустима только в обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и др.), и может проводиться исключительно в интересах общества. Такое изъятие допустимо по решению государственных, но не муниципальных органов и не требует обязательного судебного решения;
6)
при выплате компенсации
7)
при приобретении права
8) при выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда;
9)
при изъятии у собственника
земельного участка,
10)
при продаже с публичных
11) при национализации имущества собственника в силу принятия специального закона. Национализация есть обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц. Она может осуществляться на основании специального федерального закона и с возмещением собственнику не только стоимости вещи, но и всех причиненных этим убытков.
Лишь в двух случаях закон предусматривает безвозмездное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества помимо его воли. Во-первых, это обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (поскольку ст. 24, 56 и 126 ГК РФ допускают обращение взыскания кредиторов на имущество собственников-должников) и во-вторых, конфискация имущества собственника в соответствии со ст. 243 ГК РФ.
Обращения взыскания на имущество собственника по его долгам по общему правилу допустимо только на основании судебного решения. Однако законом могут быть предусмотрены случаи такого рода взысканий и во внесудебном порядке, например при обращении взыскания на имущество по требованию налоговых органов, а также по нотариально удостоверенному соглашению с залогодержателем (абз. 2 п. 1 ст. 349 ГК РФ). Право собственности на такое имущество прекращается у прежнего владельца с момента возникновения права собственности на него у приобретателя.
До
этого момента собственник-
Другим основанием принудительного изъятия имущества у собственника без компенсации является конфискация.
Конфискация – это санкция, применяемая к частному собственнику в установленном законом порядке за совершение им правонарушения (ст. 243 ГК РФ).
Такая
санкция может быть применена
за совершение уголовного преступления
(в соответствии с правилами УК РФ) либо
иного правонарушения (обычно административного).
Едва ли не единственный случай применения
конфискационной санкции за гражданское
правонарушение предусматривает правило
ст. 169 ГК РФ, устанавливающее возможность
безвозмездного изъятия имущества в доход
государства в случае умышленного совершения
сделки с целью, противной основам правопорядка
и нравственности. По общему правилу конфискация
осуществляется в судебном порядке.
3.2. Мероприятия по устранению влияния рисков в ОАО «Сатурн»
Для избежания потерь, связанных с имущественными рисками, или максимального снижения их уровня можно проводить следующие мероприятия:
Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании.
Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Мы рассмотрим имущественное страхование. Оно может иметь следующие формы:
Учитывая специфику деятельности и географию работ ОАО «Сатурн», для данного предприятия применимы лишь страхование риска подрядного строительства и страхование оборудования, принадлежащего подрядчику.
Страхование оборудования, принадлежащего подрядчику, широко используется подрядчиками и субподрядчиками, когда в своей деятельности они применяют большое количество принадлежащего им оборудования с высокой восстановительной стоимостью.
Информация о работе Имущественные риски на предприятии (на примере ОАО Сатурн)