Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:05, доклад
Оценка бизнеса основана на использовании трех подходов: затратного, доходного и сравнительного. Каждый подход предполагает применение особых приемов и методов, основывается либо на прошлых достижениях, либо на настоящем соложении фирмы, либо на ожидаемых доходах в будущем.
Задачей в данной работе является рассмотрение основных методов оценки предприятия, базирующихся на сравнительном подходе.
ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………………………...
2
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….
3
1. Общая характеристика сравнительного подхода.….
4
2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……..…...….
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………..
15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………...…..…………...
16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАЙКАЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДОКЛАД
По дисциплине «Основы оценки предприятия»
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЙ, БАЗИРУЮЩИХСЯ НА СРАВНИТЕЛЬНОМ ПОДХОДЕ
Выполнил:
Проверил: кандидат экономических наук, доцент Тертышник М.И.
Иркутск, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………………………... |
2 |
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… |
3 |
1. Общая характеристика сравнительного подхода.…. |
4 |
2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……..…...…. |
8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….……… |
15 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………...…..…………... |
16 |
Введение
Оценка бизнеса основана на использовании трех подходов: затратного, доходного и сравнительного. Каждый подход предполагает применение особых приемов и методов, основывается либо на прошлых достижениях, либо на настоящем соложении фирмы, либо на ожидаемых доходах в будущем.
Задачей в данной работе является рассмотрение основных методов оценки предприятия, базирующихся на сравнительном подходе.
Актуальность темы обусловлена тем, что особенность современного этапа становления рыночной экономики заключается в необходимости и важности оценки стоимости предприятия (компании) для решения задач инвестирования в бизнес, привлечения капитала, залоговых операций, страхования и др. Сложность задачи оценки стоимости предприятия связана с неоднозначностью позиций специалистов по вопросам методологии определения рыночной стоимости объекта исследования, а также с тем обстоятельством, что структура задач, которые призвана решить оценка, многообразна и неоднородна.
В данной работе раскрываются основные
положения сравнительного подхода.
Теоретической базой
Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты.
Оценка стоимости бизнеса на основе сравнительного подхода предполагает использование в качестве ориентира реально сложившиеся на рынке цены на сходные предприятия (акции).
Инвестор, вкладывая средства в бизнес, использует принцип альтернативных инвестиций, т.е. стремиться получить максимальный доход на размещенный капитал, при одинаковом уровне риска. В сходных предприятиях соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость активов в значительной степени, совпадает.
Сравнительный подход включает, в зависимости от цели, объекта и конкретных условий оценки, три основных метода: метод компании-аналога, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.
Метод компании-аналога предполагает использование в качестве базы для сравнения реальную пеню купли-продажи, сложившуюся на фондовом рынке. Метод применяется для оценки неконтрольного пакета акции.
Метод сделок основан на использовании цены купли-продажи как контрольного пакета акций, так и предприятия в целом. Сфера применения данного метода – оценка предприятия или контрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов предполагает использование специальных формул, ценовых показателей и информации о продажах компаний. Сфера применения – ограниченный круг отраслей и конкретного бизнеса, имеющих узкую номенклатуру производства товаров и оказания услуг.
Суть методов сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было недавно продано. Рассчитывается соотношение между ценой продажи и таким же финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получаем ее стоимость.
Основным преимуществом такого подхода является то, что в основе оценки лежат рыночные данные о ценовой информации, т.е. оценщик ориентирует покупателя на фактические цены купли-продажи, интегрально учитывающие ситуацию на рынке.
Другим достоинством является отражение реального спроса и предложения на данный объект инвестирования. Возможности выбора позволяют инвестору вкладывать капитал в бизнес, обеспечивающий оптимальное соотношение между ценой объекта-инвестирования, прогнозируемым доходом и уровнем риска.
Вместе с тем методы сравнительного подхода имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, базой для расчета мультипликаторов служат ретроспективные данные – достигнутые в прошлом финансовые показатели, т.е. метод не учитывает возможностей фирмы в будущем. Во-вторых, для определения степени аналогичности сравниваемых компаний с оцениваемой, а также для расчета всех мультипликаторов оценщик должен располагать разносторонней финансовой информацией. Получение дополнительной информации по специальному вопросу от компаний-аналогов является достаточно сложным процессом. В-третьих, поскольку абсолютно сходных предприятий практически не существует, для обеспечения необходимой сопоставимости оценщик должен делать сложные корректировки, расчеты и вносить некоторые поправки, требующие серьезного обоснования.
Сравнительный подход включает следующие основные этапы оценки:
1. Сбор необходимой информации.
2. Составление списка
3. Финансовый анализ.
4. Расчет мультипликаторов.
5. Выбор величины
6. Определение итоговой величины стоимости.
7. Внесение итоговых
Сбор необходимой информации. Сравнительный подход использует два типа информации:
1. Рыночная (ценовая) информация.
2. Финансовая информация.
Составление списка аналогичных предприятий. Отбор сопоставимых компаний осуществляется в несколько этапов. На первом этапе определяется так называемый круг «подозреваемых». В него входит максимально возможное число предприятий, имеющих сложившуюся на рынке цену купли-продажи. Критерии сопоставимости на этом на этом этапе достаточно свободны. Это в первую очередь сходство отрасли, производимой продукции (услуг), объем производства, соотношение собственных и заемных средств. Сопоставимость определяется на основе информации публикуемой в печати.
На втором этапе составляется список «кандидатов». Поскольку аналитику требуется дополнительная информация сверх публикуемой в печати, он должен собрать ее непосредственно на предприятиях. Поэтому первоначальный список может сократиться из-за отказа некоторых фирм в предоставлении необходимых сведений, а также из-за плохого качества, недостоверности представленной информации.
На третьем этапе составляется окончательный перечень компаний-аналогов. Включение предприятий в этот список основано на тщательном анализе дополнительно полученной информации. На этом этапе аналитик ужесточает критерии сопоставимости. Рассматривается уровень диверсификации производства, положение на рынке, характер конкуренции, геополитическое положение. Оценщик изучает динамику объемов производства, прибыли, дивидендных выплат.
Состав критериев
Финансовый анализ. Сравнительный подход оценки предприятия использует все традиционные приемы и метод финансового анализа. Аналитик рассчитывает финансовые коэффициенты, анализирует балансы и отчеты о прибылях и убытках. Финансовый анализ является важнейшим приемом определения сопоставимости аналогичных компаний с оцениваемой. Отличительные черты финансового анализа при сравнительном подходе проявляются в следующем: во-первых, финансовый анализ позволяет определить положение (ранг) оцениваемой компании в списке аналогов; во-вторых, финансовый анализ позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду мультипликатора в общем их числе. Это в конечном счете определяет вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины; в третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих как увеличение сопоставимости, так и обоснованность окончательной стоимости.
Расчет мультипликаторов. Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает использование четырех основных групп мультипликаторов:
1 группа – цена / прибыль, цена / денежный поток;
2 группа – цена / дивидендные выплаты;
3 группа – пеня / выручка от реализации, цена / физический объем производства;
4 группа – цена / балансовая стоимость активов.
Определение итоговой величины стоимости. Сравнительный подход позволяет использовать аналитику максимальное число всех возможных вариантов мультипликаторов, следовательно, в процессе расчета будет получено столько же вариантов стоимости, если аналитик в качестве итоговой величины предложит простую среднюю всех полученных величин, то это будет означать, что он одинаково доверяет всем мультипликаторам.
Наиболее правильным приемом определения итоговой величины является метод взвешивания. Оценщик в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору свой вес, на основе взвешивания получается итоговая величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.
Внесение итоговых корректировок. Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения мультипликаторов, должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств, наиболее типичными являются следующие поправки. Портфельная скидка представляется при наличии непривлекательного для покупателя характера диверсификации производства. Аналитик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся активы непроизводственного назначения. Если в процессе финансового анализа выявлены либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть. Возможно применение скидки при оценке контрольного пакета на низкую ликвидность. В некоторых случаях вносится поправка в виде премии за предоставляемые инвестору элементы контроля. Таким образом, сравнительный подход, несмотря на достаточную сложность расчетов и анализа, является неотъемлемым приемом определения обоснованной рыночной стоимости, результаты, полученные данным способом, имеют хорошую объективную основу, уровень которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов. Следовательно, развитие оценочных услуг будет способствовать расширению сферы использования сравнительного подхода.
Сравнительный подход к оценке предприятия базируется на сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостями сопоставимых предприятий. В рамках этого направления используются следующие методы оценки стоимости предприятия:
Метод парных продаж. Парными называются
продажи двух объектов, которые практически
полностью идентичны между
Этот метод используется следующим образом:
1.выбирается информация о
2.с учетом максимальной
3.в каждой из пар
4.рассчитывается средняя
5.исходя из характеристики
Метод рынка капитала основан на
рыночных ценах акций предприятий,
сходных с оцениваемым. Действуя
по принципу замещения, инвестор может
вложить средства либо в аналогичное
предприятие, либо в оцениваемое. Поэтому
данные о стоимости сопоставимых
аналогичных предприятий при
соответствующих коррективах
Основное преимущество данной методики заключается в том, что она отражает текущую реальную практику хозяйствования. Однако эта методика основана на прошлых событиях и не принимает в расчет будущие условия хозяйствования предприятия, что является ее основным недостатком.
Метод сравнительного анализа продаж является частным случаем метода рынка капитала и основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сопоставимых предприятий или анализе цен приобретения предприятия целиком.
Информация о работе Характеристика основных методов оценки предприятия