Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 04:46, контрольная работа
Целью данного реферата является дать характеристику малого предпринимательства, показать его преимущества и недостатки и рассмотреть проблемы и перспективы развития на современном этапе.
Введение 3
1. Характеристика малого предпринимательства 4
1.1. Понятие и определяющие критерии малого предпринимательства 4
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности 8
1.3. Виды и функции малого предпринимательства 11
2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 13
3. Проблемы малого предпринимательства на современном этапе 16
3.1. Влияние кризисных явлений в экономике РФ
на малое предпринимательство 16
3.2. Меры, направленные на развитие малого предпринимательства
в условиях "кризиса" 19
Заключение 22
Список литературы 23
Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:
1)
более высок уровень риска,
поэтому высокая степень
2)
зависимость от крупных
3)
недостатки в управлении делом;
4)
слабая компетентность
5)
трудности в заимствовании
6)
неуверенность и осторожность
хозяйствующих партнеров при
заключении договоров (
7)
ограниченная сфера
Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
3. Проблемы
малого предпринимательства на
современном этапе
3.1. Влияние
кризисных явлений в экономике
РФ на малое
По
данным Федеральной службы государственной
статистики РФ число малых предприятий
на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц,
а индивидуальных предпринимателей
- 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились
тенденции к увеличению объемов
оборота и инвестиций в основной
капитал на малых предприятиях. Итоги
деятельности субъектов малого предпринимательства
за 2007 год можно рассматривать
как положительные. Можно констатировать,
что тенденции к росту данного
сектора отмечаются уже в течение
нескольких последних лет. Кроме
того, в 2006-2008 годах была активизирована
государственная политика по созданию
благоприятных условий для
Однако
указанные положительные
К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие:
Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.
Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
В-третьих,
для малого бизнеса (особенно в сфере
розничной и мелкооптовой торговли,
производства строительных материалов)
станет нецелесообразным использование
при работе с крупными производителями
и поставщиками схемы "предоплата
за продукцию - отгрузка продукции), поскольку
из-за кризиса ликвидности и
В-четвертых,
кризисные явления увеличивают
риск приостановки деятельности и даже
распада инфраструктуры поддержки
малых предприятий. Так, в случае
сокращения активности малых предприятий
и их спроса на информационные, маркетинговые,
образовательные и иные бизнес-услуги,
которые предоставляются
В-пятых,
кризисные явления могут
В
целом можно отметить, что вследствие
существования кризисных
1)
замораживать все проекты,
2) прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
3)
пересматривать методы работы
с контрагентами (например, предприятия
будут отказываться от
4)
будут наращивать привлечение
заемных средств с нелегальных
кредитных рынков (от ростовщиков
и криминальных кредитных касс
- "общаков") и перестанут пользоваться
кредитными услугами
Безусловно,
кризис повлияет не на все малые
предприятия. Ущерб от экономического
кризиса для отдельных
-
предприятия, производящие
-
предприятия, производящие
-
предприятия, не использующие
в своей работе заемные
-
предприятия, имеющие
-
предприятия, имеющие
3.2.
Меры, направленные на развитие
малого предпринимательства в
условиях "кризиса".
Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:
- меры в области налогового регулирования;
- меры в области сокращения административных барьеров;
-
меры в области кадровой
Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление "налоговых каникул" для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).
С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.
Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административного барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. C целью упорядочения проведения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.
В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.
При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию1, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.
Необходимо
также упростить доступ малых
компаний к электросетям и установить
низкие фиксированные цены для подключения
к энергомощностям малых
Учитывая
высвобождение большого количества
трудовых ресурсов, уволенных со средних
и крупных предприятий, можно
предпринимать определенные меры по
привлечению данных сотрудников
на малые предприятия и тем самым
повысить производительность труда в
сегменте малого бизнеса. Определенную
роль здесь может сыграть активизация
работы государственных и муниципальных
служб занятости с конкретными малыми
предприятиями по трудоустройству на
них новых сотрудников.
Заключение
Предпринимательство
и предпринимательская