В
Указе от 10 июня 1994 года "О
некоторых мерах по обеспечению
государственного управления экономикой"
порядок назначения главного менеджера
в АО с государственным капиталом
не выделен особо. В нем речь
идет о "представителях государства
в органах управления “АО” вообще.
Согласно Указу такими
представителями могут быть
государственные служащие либо иные
граждане РФ.
В
последнем случае Госкомимущество
России или Фонд федерального имущества
заключают с ними договор
гражданско-правового характера.
Указом резко ограничена самостоятельность
представителей государства. По коренным
вопросам управления АО ("управление
капиталом") они обязаны в
письменной форме согласовывать
с федеральными органами исполнительной
власти или Фондом федерального
имущества, от имени которого они
действуют, вносимые ими проекты
решений, либо свое будущее голосование
по проектам решений, предложенным другими
членами органов управления АО. Таким
образом, фактически решения по достаточно
широкому кругу важнейших вопросов
управления АО принимает аппаратный работник,
не несущий ответственности и не заинтересованный
материально в деятельности общества.
Нетрудно заметить, что под новым словесным
покровом реанимируется
один из основных пороков административно-командной
системы. Поэтому представляется, что
решение данной проблемы в действующих
нормативных актах далеко от совершенства.
Заключение
Итак,
в заключение сделаем выводы по проделанной
работе:
Во-первых,
государственное предпринимательство
необходимо и в условиях рыночной
экономики для эффективного функционирования
экономики страны. Государственное
предпринимательство осуществляется
в тех областях, где деятельность
противоречит природе частных фирм
или же требуются огромные вложения
средств и риск. Его основное отличие
от частного предпринимательства состоит
в том, что первоочередная цель государственного
предпринимательства состоит не
в получении дохода, а в решении
социально-экономических задач, таких
как, обеспечение необходимых темпов
роста, сглаживание циклических
колебаний, поддержание занятости,
стимулирование научно-технического прогресса.
Во-вторых,
приоритетно государственное предпринимательство,
в условиях рыночной экономики, должно
осуществляться в следующих отраслях:
обеспечение развития базовых отраслей:
энергетики, металлургической, топливной
промышленности, стимулирование новых
отраслей; стратегическое прогнозирование
развития науки и техники, долгосрочное
прогнозирование развития хозяйства
в целом, оценка социально-экономических
последствий научно-технического прогресса
с общенациональных позиций; координация
усилий общества по охране и оздоровлению
окружающей среды; создание производственной
и социальной инфраструктуры: транспорт,
связь, культура, образование, здравоохранение;
выработка и обеспечение социальных
гарантий, особенно для групп населения,
которые не могут в полной мере
заниматься общественно-полезным трудом;
поддержание в нормальном состоянии
денежной и финансовой системы.
Говоря
о государственном предпринимательстве
относительно России необходимо отметить,
что в современной законодательной
базе еще недостаточно актов, направленных
на обеспечение предпринимательства
всеми правовыми гарантиями и обеспечение
условиями для эффективной работы и развития.
Также необходимо разработать базовый
законодательный акт в виде Федерального
закона “Об управлении государственной
собственностью”, который определил бы,
что понимать под управлением государственной
собственностью, каковы его цели и задачи,
основные принципы управления, формы и
методы управления, объекты и субъекты
управления, порядок учета и контроля
за эффективным и по назначению использованием
государственной собственности.
ЛИТЕРАТУРА
- В.Варга. “Роль
государства в рыночном хозяйстве” МЭиМО
№10-11 1992
- В.Максимова,
А.Шишов. “Рыночная экономика” Учебник.
Москва 1992
- В.Папава.
“Роль государства в современной экономической
системе” Вопросы экономики, №11, 1993
- Дикушин А.М.
“О направлениях развития государственного
предпринимательства в РФ” // Предпринимательство
в современной России – М.: Линкс, 2001
- Корняков
В. Государственное корпоративное направление
развитой экономики. // Экономист, 2000, №5.
- Лившиц "Государство
в рыночной экономике" // Российский
экономический журнал, N 11-12, 1996 с.34.
- Указ Президента
РФ от 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных
мерах по преобразованию государственных
предприятий, добровольных объединений
государственных предприятий в акционерные
общества" (с изм. и доп. от 16 ноября,
31 декабря 1992 г.)
- Указ Президента
РФ от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе
государственных предприятий"
- Указ Президента
РФ от 24 декабря 1993 года “Об утверждении
Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий
в РФ”