Государственная политика в сфере предпринимательства: выученные и невыученные уроки

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Однако подобный экономический выигрыш возможен лишь при условии, когда сектор МСП достаточно развит, т.е. использует порядка половины трудовых ресурсов и создает порядка половины добавленной стоимости .Чтобы занять эти позиции, должны быть преодолены слабые стороны МСП по сравнению с крупным бизнесом, главными из которых является низкая конкурентоспособность сектора на рынке ресурсов - финансовых, производственных, трудовых, административных, и, как следствие, на рынке товаров и услуг. Сектор МСП получает возможность развития тогда, когда нивелируются его слабые стороны в сравнении с крупным бизнесом; создается предпринимательский климат, компенсирующий объективные ограничения МСП и стимулирующий его объективные преимущества.

Работа содержит 1 файл

Alimova.doc

— 75.00 Кб (Скачать)


Государственная политика в сфере  предпринимательства: выученные и  невыученные уроки

 

Развитие предпринимательства  является неотъемлемым условием экономического роста. Экономика, где сектор малых  и средних предприятий (МСП) играет существенную роль, получает немалые плюсы:

    • Повышается маневренность экономики, т.к. большей части участников рынка (МСП) внутренне присуща быстрая и эффективная приспособляемость к экономической конъюнктуре;
    • Повышается стабильность экономики, т.к. риски распределяются между большим числом компаний (МСП), уменьшается зависимость от ограниченного числа субъектов рынка;
    • Повышается инновационный потенциал экономики, т.к. большему числу  хозяйствующих субъектов (МСП) внутренне присуще ускоренное внедрение инновационных идей в бизнес и их распространение в экономическом пространстве;
    • Выравнивается экономическое развитие отдельных территорий внутри страны, т.к. размещение большей части участников рынка (МСП) имеет тенденцию к децентрализации.

Однако подобный экономический  выигрыш возможен лишь при условии, когда сектор МСП достаточно развит, т.е. использует порядка половины трудовых ресурсов и создает порядка половины добавленной стоимости .Чтобы занять эти позиции, должны быть преодолены слабые стороны МСП по сравнению с крупным бизнесом, главными из которых является низкая конкурентоспособность сектора на рынке ресурсов - финансовых, производственных, трудовых, административных, и, как следствие, на рынке товаров и услуг. Сектор МСП получает возможность развития тогда, когда нивелируются его слабые стороны в сравнении с крупным бизнесом; создается предпринимательский климат, компенсирующий объективные ограничения МСП и стимулирующий его объективные преимущества.

Как снять ограничения на развитие сектора МСП? Государство, формулируя правила администрирования бизнеса (вход на рынок, деятельность в границах освоенной рыночной ниши, смена ниш, переход к бизнесу большего масштаба), предлагая инструменты по привлечению бизнес-ресурсов (регулирование финансового и фондового рынка, рынка труда и недвижимости), разрабатывая механизмы поддержки конкуренции (конкурентная политика и антимонопольное регулирование), принимает на се6я ответственность за состояние бизнес-среды.

В той мере, в какой устанавливаемые  государством правила компенсируют объективные ограничения МСП и создают условия для реализации его объективных преимуществ, можно говорить о благоприятной внешней среде, ожидать реализации потенциала предпринимательства, инициированного им экономического роста и достижения всех тех плюсов, которые есть у стран, где сектор МСП - основа социально-экономической модели общества.

I. Государственное регулирование как условие и барьер развития предпринимательства (результаты опросов предпринимателей).

Опросы предпринимателей являются одним из основных источников информации об актуальности и результативности государственной политики в сфере предпринимательства. Согласно их результатам, конкурентоспособность малых предприятий, измеряемая динамикой спроса на продукцию, производительностью труда, финансовым состоянием, рентабельностью, зависит от параметров делового климата, определяемого действиями властей: созданным нормативно-правовым полем и практикой правоприменения, величиной административных барьеров, эффективностью поддержки бизнеса.

Только треть субъектов малого предпринимательства оценивают бизнес-климат как благоприятный. Разница в оценках предпринимателями условий для ведения деятельности на четверть объясняется тем, как они воспринимают уровень коррупции, степень ориентированности политики федеральных властей на развитие малого предпринимательства и последовательность реформ .

По мнению каждого  четвертого предпринимателя, МП закрываются  именно из-за плохих законов, несоблюдения законности, коррупции и злоупотребление  чиновников.

Непредсказуемость государственного регулирования является одним из самых серьезных препятствий для деятельности и развития МП. Такого мнения придерживаются порядка 15% предпринимателей. Если добавить препятствия, вызываемые конкретными административными процедурами - оформлением аренды, землеотвода и строительства, налоговым администрированием, то эту совокупность причин, отражающих качество законодательного регулирования и практики правоприменения, считают самым серьезным препятствием треть предпринимателей.

Вхождение в предпринимательские сети остается необходимым условием бизнес-деятельности. Девять из десяти тех, кто предпринимает реальные шаги по созданию бизнеса, имеют личные контакты с предпринимателями. Предпринимательское сообщество в значительной мере берет на себя выполнение основных функций институциональной и инфраструктурной поддержки своих членов. Знания, квалификация и опыт, необходимые для начала нового бизнеса, сконцентрированы почти исключительно внутри предпринимательского сообщества, являющегося замкнутым образованием. Это свидетельствует о недостаточном развитии институтов и инфраструктуры поддержки предпринимательства, об ограниченных возможностях реализации и расширения предпринимательского потенциала российского общества .

II. Государственная политика в сфере предпринимательства (анамнез)

Государственная политика в сфере  предпринимательства должна удовлетворять  ряду требований:

  • Комплексность, что выражается в учете слабых сторон МСП как на ресурсном, так и на товарном рынке;
  • Постоянство, что означает учет специфики МСП в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Сектор МСП постоянно воспроизводит спрос на  специальные режимы регулирования бизнес-деятельности;
  • Эффективность, что предполагает не только компенсацию объективных ограничений МСП, но и мобилизацию его объективных преимуществ;
  • Адресность, что значит настройку режимов регулирования, дружественных по отношению к сектору МСП в целом, на учет специфики отдельных групп предприятий: стартующих, растущих, инновационных;
  • Актуальность, когда приоритет отдается тем механизмам поддержки, которые снимаю первоочередные, наиболее острые проблемы МСП;
  • Соразмерность затрат поставленным целям. Существует минимальная «критическая масса» расходов государства на поддержку сектора МСП, ниже которой этот сектор не реагирует на политику. Поддержка сектора в режиме неэффективной экономии вырождается в селекцию отдельных предприятий по критерию близости к носителям властных полномочий. Только достигнув определенной критической массы, воплотившейся в развитой рыночной инфраструктуре, инструментах финансового и венчурного рынка, инвестиционных и гарантийных схемах и т.д., количество затрат переходит в качество жизнеспособного, эффективного, динамичного сектора МСП.

Как составная часть  системы государственного регулирования, государственная политика в области предпринимательства должна иметь:

  • Четко определенные цели;
  • Органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение поставленных целей;
  • Информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования достаточной полноты и надежности;
  • Инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействует на субъекты предпринимательства и среду в рамках выполнения своих функций.

Формулировка  целей и задач государства за весь период реализации сначала Федеральных программ, затем Комплекса мероприятий по развитию и поддержке предпринимательства с 1994 г. почти не менялась. Традиционно из одного документа в другой переходили направления по формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы, механизмов кредитно-финансовой и инвестиционной обеспеченности, инфраструктуры поддержки; мероприятия по обучению и кадровому обеспечению. Расплывчатая формулировка целей и сугубо вербальное описание результатов не позволяли оценить эффективность мер госполитики, провести верификацию по регионам и в динамике .

Структура органов управления, вырабатывающих политику в отношении предпринимательства на федеральном уровне, менялась постоянно. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию предпринимательской деятельности уже 5 раз переходили от ведомства к ведомству, при этом нарушалась преемственность проводимой политики. Нечеткое распределение функций допускало конфликт интересов между государственными структурами.    

Информационное обеспечение государственной политики было и остается недостаточным. В ситуации распыленности сведений о легальном малом предпринимательстве между органами статистики, социального страхования и налоговыми службами преимущественно используются статистические данные, имеющие ряд ограничений:   

    • Не все субъекты малого предпринимательства должны предоставлять информацию о своей деятельности в органы статистики. Из информационного поля выпадают МП, перешедшие на упрошенную систему налогообложения, учета и отчетности и ПБОЮЛ;
    • Не все МП, которые должны предоставлять информацию о своей деятельности, на деле отчитываются перед органами статистики. По оценкам Росстата, так поступают от 20% до 60% МП в зависимости от вида деятельности;
    • Не все данные, передаваемые в органы статистики, являются достоверными, т.к. значительный объем хозяйственных операций легальных МП не регистрируется, относится к теневому сектору. Занижаются как затраты, так и результаты деятельности. Так, по оценкам статистиков, порядка ¾ МП указывают заработную плату работников значительно ниже прожиточного минимума, а реальная численность работников МП приблизительно на треть превышает официально фиксируемую;
    • Не все сферы экономической деятельности МП учитываются. Так, не собираются данные об инновационной и экспортно-импортной деятельности малых предприятий;
    • Не все субъекты экономической деятельности официально зарегистрированы.

Факт статистической «ненаблюдаемости» малого предпринимательства  говорит о том, что малый бизнес не рассматривается властями как фактор экономического роста.

Информационный вакуум приводит к необоснованности решений, принимаемых государством. Весь предшествующий опыт прогнозов развития малого предпринимательства  отмечен несовпадением прогнозных и фактических результатов. Так, итогом Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. должно было стать увеличение числа МП в 1,5 – 2 раза. Фактически за этот период число МП сократилось на 2%. В результате выполнения последней из принятых Федеральных программ поддержки предпринимательства – программы на 2000-2001 гг., число рабочих мест должно было возрасти до 8,5 млн. Фактически к концу 2001г. на малых предприятиях было занято 7,4 млн. человек. 

Из совокупности инструментов регулирования и поддержки остановимся на законодательно-нормативном регулировании как безусловной зоне ответственности государства. Необходимо отметить:

  • Несвоевременность разработки законов и неполноту решения задач законодательного регулирования. Так, до настоящего времени порядка 40% предпринимателей используют займы предприятий партнеров и частных лиц [2]. Задача законодательного урегулирования кредитной кооперации в целях развития микрофинансирования (разработка и принятие Закона об обществах взаимного кредитования) ставилась еще в Федеральной программе 1998-1999 гг. В 2001г. был принят Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан», не решивший до конца вопроса законодательного регулирования микрофинансирования, осуществляемого небанковскими организациями. В соответствии с законом, займы на предпринимательские цели не могут превышать половины фонда финансовой взаимопомощи кооператива. По оценкам экспертов, кредитные потребительские кооперативы граждан уже подошли к верхней границе выдаче займов на предпринимательство.
  • Недооценку последствий введения законов для предпринимателей, перспектив их практического применения. Так, введение упрощенной система  налогообложения, учета и отчетности, а также специальных налоговых режимов для более мелких предприятий стимулирует рост микро-предприятий за счет искусственного дробления более крупного бизнеса.
  • Недостаточное информационное обеспечение законодательной деятельности. Речь идет о несовпадении измеряемых и реальных границ сектора малое предпринимательство; низкой степени информированности о конкретных сферах законодательного регулирования; отсутствии данных о результатах и эффективности законоприменения.
  • Недостаточно развитую инфраструктуру реализации принимаемых законов. Так, защита прав на  использование объектов промышленной собственности требует привлечение патентных поверенных. Основная часть этих дипломированных специалистов сосредоточена в Москве. За Уралом есть регионы, где нет ни одного такого специалиста.

III. Предпринимательство сегодня (не то, что планировали)

Образ предпринимательства, «запланированный» государственной  политикой, и его фактическое  состояние, тенденции во многом различны. Остановимся на некоторых основных моментах.

Развитие институциональной  и инфраструктурной поддержки предпринимательства  должно стимулировать граждан к самостоятельной предпринимательской деятельности. В реальности предпринимательство неоднородно в зависимости от мотивов создания бизнеса. В нем выделяются группы предпринимателей, решивших заняться бизнесом добровольно, и предпринимателей поневоле, которые не смогли найти иной работы. Потенциал развития добровольного предпринимательства значительно выше.

Информация о работе Государственная политика в сфере предпринимательства: выученные и невыученные уроки