Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:13, курсовая работа
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.
Введение
1 Содержание и признаки предпринимательства
1.1 Экономическая природа предпринимательства
1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности
2 Виды, субъекты и формы предпринимательства
3 Государственная поддержка предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы
В
Беларуси на 1999г. зарегистрировано свыше
78 тыс. юридических лиц
Президент
отметил, что некоторые
Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие [8, c. 11].
По
данным на 01.01.2000г. в республике работало
26787 малых предприятий
Удельный вес убыточных предприятий на 01.01.2000г. составил 17,1%, что на 0,9 процентного пункта больше, чем на 01.01.1999г. Это самая высокая доля убыточных предприятий за последние 4 года [5].
К разряду факторов непосредственного снижения жизнеспособности малых предприятий руководители относят неблагоприятный климат для бизнеса, отсутствие правовой защиты предпринимательства, несоблюдение действующего законодательства, произвол властей, высокие налоги, некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.
Негативное
влияние на рост численности субъектов
хозяйствования оказала приостановка
регистрации (перерегистрации) субъектов
хозяйствования в 1999г. и выход Декрета
Президента РБ от 16.03.1999г. №11 “Об упорядочении
государственной регистрации и
ликвидации субъектов хозяйствования”,
исполнение которого было затруднено
отсутствием механизма
Анализ
структуры малого предпринимательства
показывает ряд негативных тенденций.
В структуре малого бизнеса в
период с 1991 по 1999 сократилось количество
предприятий, занятых в науке
и научном обслуживании сельского
хозяйства. Относительно стабильно
увеличивалось число субъектов
малого предпринимательства в
Все
мероприятия государственной
ü создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;
ü содействие решению основных проблем малых предприятий;
ü ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий.
Заключение
В своей работе автор постарался охарактеризовать малое предпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, автор выяснил, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.
Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси и уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Что же касается сферы деятельности,
то малый бизнес имеет свою нишу
в экономике, которая обеспечивает
наиболее эффективную отдачу от работы,
как с целыми предприятиями-гигантами,
так и с отдельным человеком.
Данная позиция обусловлена
Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.
Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.
Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.
Автор выяснил, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Беларусь; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.
Подводя итог, можно сказать,
что малый бизнес в Беларуси –
уже реальность, от его развития,
от отношения общества и государства
к этой сфере экономики зависит
и развитие всей Беларуси в целом.
Список использованных источников
1. Атапина Н. Как помочь малому бизнесу в Беларуси // Финансы, учёт, аудит – 1999 – с.35
2. Балашевич М.И. Малый бизнес - отечественный и зарубежный опыт - Мн.: Экоперспектива - с. 95
3. Шехова М.А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в регионах // Белорусский экономический журнал – 2000. - №1 – с. 80 – 88
4. Экономический бюллетень: Журнал. / Мн.: НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2000 - №8. – с. 51
5. Романчук Я. Лицо Белорусского бизнеса // Белорусская газета – 2000 - №18 – с. 11 – 12
6. Гриб В. История развития предпринимательства // Предпринимательство в Беларуси – 1998 - №9 – с.48 – 51
7. Афёровский Д. Предприниматели нуждаются в инвестициях // Предпринимательство в Беларуси – 1998 - №10 – с. 21 – 24
8. Гриб В. Предпринимательство – болезнь, которую не надо лечить // Предпринимательство в Беларуси – 1998 - №10 – с. 11 – 16
9. Национальная экономическая газета – 2000 - №10 – с. 7
10. Радаев в. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики – 1996 - №7 – с. 4-5
11. Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательской деятельности – Гомель – 1998 – ГКИ ЦНТН «Развитие» - с. 13
12. Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал – 1995 - №12 – с. 5-7
13. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, 1998. – с. 29
14. Малый бизнес: методика и результаты анализа. // Вопросы статистики. – 1999 - №8 – с.47
Информация о работе Государственная поддержка предпринимательства