Государственная поддержка предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.

Содержание

Введение
1 Содержание и признаки предпринимательства
1.1 Экономическая природа предпринимательства
1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности
2 Виды, субъекты и формы предпринимательства
3 Государственная поддержка предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.98 Кб (Скачать)

В Беларуси на 1999г. зарегистрировано свыше 78 тыс. юридических лиц негосударственной  собственности(в том числе около 23 тыс. малых предприятий) и более 126 тыс. предпринимателей без образования  юридического лица.

Президент отметил, что некоторые негосударственные  предприятия работают эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как темпы  роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных  работ, доля убыточных предприятий. Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденцию  надо развивать.

Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение  – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как  доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных  предприятиях и учреждениях довольно низкие [8, c. 11].

По  данным на 01.01.2000г. в республике работало 26787 малых предприятий негосударственной  формой собственности, что на 11,3% больше, чем в 1998г.; количество частных предприятий  за этот период возросло на 2,9% и составило 5042 ед. Продолжается процесс формирования и развития инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства [5]

Удельный  вес убыточных предприятий на 01.01.2000г. составил 17,1%, что на 0,9 процентного  пункта больше, чем на 01.01.1999г. Это  самая высокая доля убыточных  предприятий за последние 4 года [5].

К разряду факторов непосредственного  снижения жизнеспособности малых предприятий  руководители относят неблагоприятный  климат для бизнеса, отсутствие правовой защиты предпринимательства, несоблюдение действующего законодательства, произвол властей, высокие налоги, некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие  проблем, связанных с арендой  помещений.

Негативное  влияние на рост численности субъектов  хозяйствования оказала приостановка регистрации (перерегистрации) субъектов  хозяйствования в 1999г. и выход Декрета  Президента РБ от 16.03.1999г. №11 “Об упорядочении государственной регистрации и  ликвидации субъектов хозяйствования”, исполнение которого было затруднено отсутствием механизма реализации. Значительно осложнилась деятельность предпринимательских структур, функционирующих  в сфере предпринимательства, в  связи с введением рентного сбора, при реализации внешнеторговых товарообменных операций, выплачиваемого по факту завоза сырья, материалов (продукции). При высокой инфляции это приводит к существенному сокращению оборотных средств предприятий.

Анализ  структуры малого предпринимательства  показывает ряд негативных тенденций. В структуре малого бизнеса в  период с 1991 по 1999 сократилось количество предприятий, занятых в науке  и научном обслуживании сельского  хозяйства. Относительно стабильно  увеличивалось число субъектов  малого предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг  – с 7,7% в 1991г. до 48% в 1999г., в то время  как доля промышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 раза меньше. Преимущественная специализация  малых предприятий в области  торговли и посреднических услуг  является следствием невостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных  промышленных структур [4, с. 43].

Все мероприятия государственной программы, необходимой для осуществления  задач поддержки малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:

ü  создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;

ü  содействие решению основных проблем малых предприятий;

ü  ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своей работе автор постарался охарактеризовать малое предпринимательство  в Беларуси в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства  и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, автор выяснил, что основным критерием  разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое  зависит от отрасли, которой принадлежит  предприятие.

Необходимо отметить, что  малый бизнес в Беларуси и уже  имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями  и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и  исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая  доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам  малого бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется  очень высоким процентом в  общем количестве предприятий и  в ВВП, а также инновационной  деятельностью; социальная, функция, позволяющая  раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна  в наши дни, когда всеобщая экологическая  катастрофа, позволяет более рационально  использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Говоря о малом бизнесе  надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это  единое целое, из которого нельзя исключать  отдельные части.

Автор выяснил, что на данном этапе развития малого бизнеса в  качестве основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Беларусь; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Говоря о  взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что  здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в Беларуси –  уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства  к этой сфере экономики зависит  и развитие всей Беларуси в целом. 
                

 

 

 

 

 Список использованных источников

 

1. Атапина Н. Как помочь  малому бизнесу в Беларуси // Финансы,  учёт, аудит – 1999 – с.35

2. Балашевич М.И. Малый  бизнес - отечественный и зарубежный  опыт - Мн.: Экоперспектива - с. 95

3. Шехова М.А. Проблемы  и направления развития малого  бизнеса в регионах // Белорусский  экономический журнал – 2000. - №1  – с. 80 – 88

4. Экономический бюллетень:  Журнал. / Мн.: НИЭИ Министерства экономики  РБ. – 2000 - №8. – с. 51

5. Романчук Я. Лицо Белорусского  бизнеса // Белорусская газета  – 2000 - №18 – с. 11 – 12

6. Гриб В. История развития  предпринимательства // Предпринимательство  в Беларуси – 1998 - №9 – с.48 – 51

7. Афёровский Д. Предприниматели  нуждаются в инвестициях // Предпринимательство  в Беларуси – 1998 - №10 – с. 21 – 24

8. Гриб В. Предпринимательство  – болезнь, которую не надо  лечить // Предпринимательство в  Беларуси – 1998   - №10 – с. 11 – 16

9. Национальная экономическая  газета – 2000 - №10 – с. 7

10.   Радаев в. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики – 1996 - №7 – с. 4-5

11.   Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательской деятельности – Гомель – 1998 – ГКИ ЦНТН «Развитие» - с. 13

12.   Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал – 1995 - №12 – с. 5-7

13.   Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, 1998. – с. 29

14.   Малый бизнес: методика и результаты анализа. // Вопросы статистики. – 1999 - №8 – с.47


Информация о работе Государственная поддержка предпринимательства