Государственная поддержка предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.

Содержание

Введение
1 Содержание и признаки предпринимательства
1.1 Экономическая природа предпринимательства
1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности
2 Виды, субъекты и формы предпринимательства
3 Государственная поддержка предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.98 Кб (Скачать)

В то же время было бы непростительным  упущением сводить суть комбинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов. Предприниматель комбинирует и в сфере более сложных параметров, обеспечивающих устойчивость самой предпринимательской структуры. Когда рыночный механизм по каким-либо причинам: дефицитность ресурсов, нестабильности поставок, трудности контроля по выполнению обязательств не обеспечивает должного уровня, предприниматель начинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельные элементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации, изменяя характер механизма перераспределения ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире "принципа замещения", а само оно может выступать фактором преобразования механизма распределения ресурсов.

 

1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности 

 

Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская  деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель  принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес —побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?

С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвергалась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.

Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира предпринимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них допустима при одном непременном условии — обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

Таким образом, как управленец-хозяйственник  предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции.

 

 

 

 

 

2 Виды, субъекты  и формы предпринимательства 

 

 

     Выделяют следующие виды  предпринимательской деятельности:

ü   производственную;

ü   коммерческую;

ü   финансовую;

Производственное предпринимательство  распространяется в основном на производство и потребление товаров и услуг, коммерческое – на их обмен, а финансовое – на обращение, обмен стоимостей.

В сознании многих советских  людей сложился стереотип негативных представлений о частном коммерческом предпринимательстве как об  антиобщественной, нетрудовой и противозаконной деятельности, прозванной в народе спекуляцией. Такое представление имеет исторические корни.

В условиях острейшего дефицита на многие товары и услуги работники  государственной торговли реализуют  по повышенным ценам товары, которые  должны  продаваться по государственным ценам. В этом случае предприниматель получает дополнительную плату за реализацию данной продукции, а по существу взятку за продажу дефицитного товара [1].

Подобная деятельность должна преследоваться и наказываться. Но несовершенство и даже отсутствие законодательного обеспечения правовых норм коммерческого  предпринимательства не позволяет  провести чёткую грань между законной и противозаконной коммерцией.

Коммерческое предпринимательство  включает:

ü  найм работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведение рекламной работы, оформления необходимых документов, осуществления других торгово-посреднических услуг;

ü  приобретение, закупку товара для последующей продажи;

ü  найм помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товаров;

ü  привлечение денежных средств в кредит для финансирования и последующий возврат кредита с процентами;

ü  получение или приобретение необходимой информации для успешного планирования, оформления, регулирования сделки;

ü  реализацию товаров и получение прибыли;

ü  реализацию сделки, выплату налогов и платежей республиканским и местным финансовым органам.

Финансовое предпринимательство  относится к особым видам предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь является специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги.

Общая схема финансовой предпринимательской  сделки похожа на схему коммерческой сделки, но только товаром становятся деньги, валюта, ценные бумаги. Специфичным  видом финансового предпринимательства  является выпуск собственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных бумаг. Эти ценные бумаги предприниматель  продаёт, размещает в качестве финансового  товара, в чём и заключена суть его предпринимательской деятельности.  

Подобная форма предпринимательства  пригодна в основном предпринимателей предприятий, а не для отдельных  граждан, хотя в будущем она может  получить широкое распространение в стране.

Предпринимательство может  осуществляться:

ü  без образования юридического лица;

ü  с образованием юридического лица;

ü  без использования наёмного труда;

ü  с использованием наёмного труда.

Право распоряжаться государственной  формой собственности соответствующим  министерствам и ведомствам и  ведомствам республики. Но государство  и его органы не несут ответственности  по обязательствам государственного предприятия. Предприятие, в свою очередь, не отвечает по обязательствам государства и  его органов.

Однако предприятие любой  формы собственности равно как  любой предприниматель несёт  ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране природных  ресурсов, а также возмещает ущерб, причинённый в результате его  деятельности.

3 Государственная поддержка предпринимательства

В республике гарантируется:

ü   право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;

ü   защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;

ü   научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;

ü   страхование предпринимательского риска; запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской  деятельности государство создаёт  информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные и  другие фонды, оказывая тем самым  помощь в становлении этого сектора  экономики.

Причины, по которым небольшие предпринимательские  коллективы (без специальных мер  государственной поддержки) не могут  быть равноправными и равносильными  конкурентами крупных товаропроизводителей следующие:

ü  их производственная и техническая привязка к крупным предприятиям-производителям, которым они доставляют узлы, детали, или оказывают услуги;

ü  зависимость от кредитных банков, которые, не имея солидных гарантий от предпринимателей, могут ущемлять их в выделении финансовых ресурсов;

ü  неустойчивость получаемых доходов вследствие небольших объёмов производства и ориентации на изменчивую рыночную конъюнктуру и т.п.

Учитывая  эти и другие обстоятельства, в  Республике Беларусь разработана Государственная  и региональные программы поддержки  предпринимательства, образован Белорусский  фонд финансовой поддержки предпринимателей. Программа включает:

ü  создание целостной системы правовых, экономических, финансовых, информационных, технологических и других условий для развития предпринимательства;

ü  организацию методического и кадрового обеспечения предпринимательской деятельности;

ü  меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики.

Средства  Белорусского фонда финансовой поддержки  предпринимателей формируются за счёт:

ü  отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;

ü  средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;

ü  ассигнований из республиканского бюджета;

ü  банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;

ü  иных поступлений и доходов.

Фонд  осуществляет:

ü  финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности;

ü  финансовую поддержку территориальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства;

ü  установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другими организациями зарубежных стран.

Вмешательство государственных или иных органов  либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме  как по установленным законодательством  основаниям и в пределах компетенции  указанных органов. Предприниматель  имеет право обращаться в суд  или хозяйственный суд с заявлением о признании недействительными  и правомерными актов государственных  и иных органов либо действий должностных  лиц, касающихся его деятельности [8].

Убытки, причинённые предпринимателю в  результате выполнения указаний государственных  или иных органов возмещаются  этими же органами. Споры о возмещении убытков решаются судом в соответствии с его компетенцией [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Анализ состояния предпринимательства  в РБ

Каково  оно, лицо частного бизнеса Беларуси? Уверенное и целеустремлённое, или  испуганное и обречённое? Каковы его  проблемы:  сбыт, технологии, конкуренции, налоги, контролёры или бандиты? Кто ему друг: западный инвестор, предпринимательские союзы – независимые и пропрезидентские – или налоговик, местный чиновник и политик? [5, с.11]

Мировой опыт развития малого бизнеса показал  большую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная  база и проект микрокредитования  разрабатывались совместно с  Программой ООН и правительства  Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской  стороны, так и за счёт привлечения  средств  иностранных “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитования Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [7, с.21].

Информация о работе Государственная поддержка предпринимательства