Государственная поддержка малого бизнеса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:44, реферат

Описание работы

История малого бизнеса своими корнями уходит в древность. Малый бизнес развивался почти во всех древних культурах. Именно благодаря ему цивилизация распространилась по всем известным в то время странам. По сути, малые предприятия дали всему миру вавилонскую астрономию, греческую философию, еврейский календарь и римское право.

Содержание

Введение 2
1. Сущность малого бизнеса 3
2. Роль малого бизнеса в экономике 8
3. Проблемы малого бизнеса в российской экономике 11
4. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России 14
4.1. Прямая поддержка малого бизнеса 14
4.2. Косвенная поддержка малого бизнеса 17
4.3. Применение опыта зарубежных стран 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24

Работа содержит 1 файл

Государственная поддержка малого бизнеса в РФ.docx

— 57.24 Кб (Скачать)

     На  долю лизинга в России приходится лишь 4–5 % общей суммы инвестиций. Между тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные с участием государства и крупного бизнеса, эффективнее всего решают основную проблему конкурентоспособности малого бизнеса – быстрое обновление оборудования при весьма ограниченных финансовых ресурсах.

     Венчурное финансирование в развитых зарубежных странах покрывает до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных фирм, помогает сдержать эмиграцию специалистов. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна, в ней можно использовать опыт не только больших стран, но и Финляндии, Норвегии, Израиля.

     Решающее  значение для поддержки малого бизнеса  имеет административная и муниципальная  реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры. Определённый опыт в этом отношении накоплен в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах. В 2003 году впервые стало сокращаться число административных проверок и разрешений. Однако до сих пор расходы малого бизнеса на оплату ненужных и незаконных «услуг» государственных организаций и криминала, на поиск и проверку информации о возможных партнерах, сертификацию и так далее превышают налоговую нагрузку.

 

    1. Применение  опыта зарубежных стран
 

     В развитых зарубежных странах поддержка  малого и среднего бизнеса стала  важнейшей функцией государства. В  Федеративной Республике Германия, Финляндии  и других странах соответствующие  органы действуют во всех городах, центрах  земель, округов и других административных единиц.

     Зарубежный  опыт позволяет выделить следующие  наиболее важные для России элементы поддержки малого бизнеса:

     – институциональный характер поддержки, включающий организационное, информационное, правовое, кадровое и финансовое обеспечение;

     – соединение усилий государства, муниципалитетов, общественных организаций и благотворительных  фондов;

     – дифференциацию налогообложения с  учётом особенностей сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям), социального статуса предпринимателей (особые льготы для молодежи, женщин, инвалидов, пенсионеров) и развития региона (льготы для депрессивных регионов);

     – промышленные зоны как сфера сотрудничества крупного и малого бизнеса;

     – отказ от субсидий в пользу косвенных  форм стимулирования малого бизнеса.

     Следует выделить следующие наиболее актуальные для России черты опыта Соединенных Штатов Америки по поддержке малого бизнеса:

     – функционирование администрации малого бизнеса как мощной федеральной  организации, действующей по поручению  и под контролем парламента на основе программно-целевого управления;

     – особую роль муниципальных и региональных органов содействия малому бизнесу, создающих местные корпорации развития, консультационную, информационную и образовательную инфраструктуру, оказывающую услуги малому бизнесу на льготной основе;

     – особое внимание к развитию некоммерческих организаций в области социальных услуг, экологии, энергосбережения, городского хозяйства, оздоровительных услуг;

     – специальные льготы для предпринимателей из уязвимых этнических и социальных групп (индейцы, афро-американцы, недавние иммигранты, инвалиды, подростки и  молодежь, безработные, многодетные  семьи, бывшие правонарушители и  так далее);

     – специальные квоты для малого предпринимательства при распределении  государственных заказов, в том  числе военных и космических  заказов крупным корпорациям;

     – уникальный опыт венчурного финансирования и развития малых инновационных  фирм в университетах, при крупных  корпорациях и государственных  научно-исследовательских институтах;

     – финансовое содействие малому и среднему бизнесу не в виде прямых субсидий или льгот отдельным фирмам по усмотрению местных властей, а в  виде целевых налоговых льгот  и кредитов.

     Анализ  опыта стран Центральной и Восточной Европы также позволяет выявить ряд актуальных для Российской Федерации путей государственного содействия созданию новых рабочих мест:

     – предоставление высвобождаемым работникам возможности выкупать на льготной основе часть уже существующих производственных мощностей для организации своего бизнеса (Словения, Чехия);

     – создание региональных центров маркетинга, лизинга и консалтинга, помогающих начинающим бизнесменам найти рынки  сбыта, необходимые технологии, оборудование, организовать учет и налоговое планирование (Чехия, Венгрия, Польша);

     – компенсация из местных бюджетов части средств, затраченных малым  бизнесом на обучение и стажировку молодых работников, а также бывших военнослужащих, инвалидов, безработных (Польша, Словакия, Хорватия);

     – создание параллельно со службой  занятости сети трехсторонних органов  из представителей профсоюзов, работодателей  и правительства для контроля использования бюджетных инвестиций и фонда занятости;

     – уточнение статистики занятости  в соответствии с международными стандартами. Так, в Польше более 500 тысяч зарегистрированных в 1990-е  годы безработных на самом деле работали, в Венгрии, напротив, при безработице, достигавшей 25 %, лишь треть была официально зарегистрирована;

     – стимулирование создания рабочих мест в депрессивных регионах и для  наиболее уязвимых групп населения (в ряде регионов Румынии и Словакии не имели работы до 100 % цыган) за счет общественных работ, самозанятости, профессионального обучения и так далее;

     – выделение приоритетных сфер развития (в Эстонии – информационные технологии, в Латвии – фармацевтика и парфюмерия, в Литве – кооперированное  производство комплектующих изделий).

     Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в течение ряда лет  ведет разработку проблем развития малого бизнеса в России. Особое внимание этой проблеме уделено в  Послании Президента Российской Федерации  В. В. Путина Федеральному Собранию (2002 год).

 

          Заключение

 

     В данной курсовой работе было изучено  понятие малого предпринимательства, его роль в современной экономике, проблемы, связанные с развитием  малого бизнеса, в российской экономике, меры государственной поддержки  малого бизнеса в России и в  зарубежных странах, а также состояние  малого предпринимательства в Ярославской  области. В заключение можно сделать  следующие выводы.

     Развитие  малого бизнеса – одно из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу.

     В наше время малый бизнес призван  не только стать важнейшей базой  структурной перестройки экономики  с учётом особенностей развития регионов, но и обеспечить наполняемость местных  бюджетов.

     Малое предпринимательство даёт обществу дополнительный социально-экономический  эффект, уменьшая расходы государства  на трудоустройство граждан, поддержание  социальной стабильности, экологического равновесия, помощь депрессивным регионам и так далее. Поэтому расходы  на поддержку малого бизнеса представляют собой не благотворительность, а  возвращение малому бизнесу части  созданного им макроэкономического  эффекта.

     Эта поддержка должна осуществляться как  на федеральном, так и, прежде всего, на региональном и муниципальном  уровнях с учетом региональных различий.

     Малый бизнес имеет очень большую роль в современной экономике, но для  его развития требуется поддержка  со стороны государства, то есть без  дополнительного финансирования, резервирования определённой доли заказов на производство и поставку продукции и товаров  для государственных нужд и многих других факторов влияния государства  на малое предпринимательство, оно  не сможет успешно развиваться, а  значит, будет сокращаться число  малых предприятий, а в связи  с этим и число связанных с малым предпринимательством крупных предприятий, что будет отрицательно сказываться на экономике государства.

     Таким образом, для экономики любой  страны деятельность малых фирм является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого предпринимательства  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

 

    Список  использованных источников и литературы

 

Источники:

  1. Конституция Российской Федерации.12 декабря 1993г. 1996 // Российская газета №237,25.12.1993
  2. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета, N 117, 20.06.1995
  3. Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007.

Литература:

  1. Гусева Т.А., Лаврина В.А. «Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности» // ЗАО Юстицформ, 2005
  2. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник – 2-е изд., перераб. и дополн. - М.:ИНФРА-М, 2005
  3. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандра В.А. 2-е изд., перераб. и дополн. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  4. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н. М., 2000
  5. Предпринимательство: Учебник / Под ред. Лапусты М.Г. – 3-е изд., испр. и дополн. М.: ИНФРА-М, 2004
  6. Фильченко Д.Г., Ящинский М.В. «Государственные гарантии субъектам малого предпринимательства» // Право и экономика, №4, 2003
  7. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. М., 2000

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в РФ