Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:44, реферат
История малого бизнеса своими корнями уходит в древность. Малый бизнес развивался почти во всех древних культурах. Именно благодаря ему цивилизация распространилась по всем известным в то время странам. По сути, малые предприятия дали всему миру вавилонскую астрономию, греческую философию, еврейский календарь и римское право.
Введение 2
1. Сущность малого бизнеса 3
2. Роль малого бизнеса в экономике 8
3. Проблемы малого бизнеса в российской экономике 11
4. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России 14
4.1. Прямая поддержка малого бизнеса 14
4.2. Косвенная поддержка малого бизнеса 17
4.3. Применение опыта зарубежных стран 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24
Но самая важная роль малых предприятий заключается в решении ряда, социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий. На каждые 100 новых предприятий с новой технологией приходится одно или два рабочих места.
Малым бизнесом необязательно должно являться целое предприятие, им является и небольшая торговая точка, при организации которой не требуется образования юридического лица.
Таким образом, малый бизнес даёт многим людям возможность организации своего дела, а государству помогает в сокращении безработицы и социальной нестабильности. Благодаря малому предпринимательству крупное производство может развиваться, но в тоже время малый бизнес развивается за счёт капиталовложений крупных предприятий. Значит, малое и крупное производства тесно связаны и не могут развиваться друг без друга. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды.
Международный и отечественный опыт показывает, что благодаря малому бизнесу происходит создание новых рабочих мест и тем самым расширение занятости и сокращение безработицы. Малое предпринимательство насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. В целом в валовом внутреннем продукте стран Европейского Союза доля малого бизнеса превышает 67%. Из этого следует, что государство заинтересовано в создании благоприятных правовых и экономических условий для его интенсивного развития. Но не всегда это так. Часто бывает, что государство пресекает развитие малого предпринимательства из-за больших затрат времени и денег.
Из этого всего можно сделать вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния. Несомненно, малое предпринимательство – жизненно важный фактор экономики.
Сегодня
у малого бизнеса много крупных
проблем, таких как проблемы роста
конкурентоспособности и
В наше время современное мировое хозяйство представляет собой интегрирующуюся, объединяющуюся, систему. Свободное движение капитала и труда, информационные технологии размывают национальные границы.
Для защиты своих национальных ценностей в процессе глобализации решающим становится международное сотрудничество с теми, кто разделяет общие цели и задачи интернационализации правового пространства, рынков товаров и услуг, а также правила свободной торговли, устанавливаемые Всемирной торговой организацией (ВТО).
При всей противоречивости результатов глобализации большие государства, такие как: США, Канада, Мексика и Бразилия, и малые страны: Финляндия, Сингапур, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия и другие - в целом извлекают из этого процесса немало полезных результатов. В этих странах поддержка развития малого бизнеса основывается на создании законодательной базы и надёжной системы защиты прав и интересов предпринимателей, их доступа к льготным кредитным ресурсам, производственной, финансовой, социальной и рыночной инфраструктур, которые способствуют развитию этого сектора экономики.
В России же у малого бизнеса существуют различные трудности:
–
несовершенстве правовых основ и
высоком уровне налогообложения, отсутствии
законодательной базы и правовых
гарантий. В законе «О поддержке
малого предпринимательства» закреплена
обязанность исполнительной власти
всех уровней разрабатывать и
осуществлять меры по созданию информационной
инфраструктуры в целях получения
субъектами малого предпринимательства
экономической, правовой, статистической,
производственно-
–
негативном отношении определённой
части населения, связывающей
– экономической и политической нестабильности в обществе;
– несовершенстве банковской и кредитной систем, то есть в ограничении возможностей для финансирования инвестиций и низкий круг источников финансирования2.
В
России малый бизнес, к сожалению,
пока что развит слабо и территориально
очень неровно, то есть в центральном
регионе и в регионах с высокоразвитым
крупным предпринимательствах (в
регионах с наиболее благоприятной
средой для создания и развития малого
предпринимательства) малый бизнес
развивается быстрее, а значит и
расположен он в основном в этих
регионах. Во многом именно поэтому
немалое количество областей и часть
автономных республик не могут интенсивно
развиваться исключительно из-
Таким образом, развитие малого предпринимательства – одно из главных направлений создания среднего класса, отмеченного высокой квалификацией, культурой труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.
Из
этого всего следует, что первоочередные
задачи на пути развития малого бизнеса
в России - это совершенствование
правовых основ, снижение налогообложения,
обеспечение законодательной
Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать государство.
Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.
Приоритетными отраслями в различных странах Европейского Союза признаны также дорожное строительство и местный транспорт; заготовка, хранение и переработка местного сельскохозяйственного сырья; сбор и переработка отходов и местных ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги.
Следует отметить, что доля этих субсидий в национальном бюджете постоянно сокращается. В России они также не могут служить основным средством поддержки малого бизнеса, потому что способствуют коррупции. Исключением на ближайшие годы следует признать аграрную сферу. В Соединенных Штатах Америки на поддержку фермеров ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В Российской Федерации, где 37 % населения проживает в сельской местности, на эти цели в 2003 году выделено лишь 28 миллиардов рублей.
Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта. С 2004 года в странах Европейского Союза можно получить кредит на деятельность, связанную с минимальным риском при наличии у малой фирмы собственных средств, который выдается всего под 1,5 % годовых. Для оценки платёжеспособности заёмщика учитывается сфера деятельности и тенденции её развития, конкурентная позиция фирмы и её доля на рынке, качество менеджмента и репутация владельца, рентабельность, доходность, состояние банковского счета, показатели баланса и амортизации капитала. При сомнительной платёжеспособности заёмщика ссудный процент повышается и проект, по крайней мере, наполовину должен финансироваться из собственных средств. Кредитование малого бизнеса осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование стартового капитала на 10 лет проводится без залога под низкий процент на основании бизнес-плана. После заключения независимых экспертов заёмщик, обладающий необходимой не только профессиональной, но и экономической квалификацией и собственным капиталом в размере 15 % потребности по бизнес-плану, может получить в виде кредита до 75 % инвестиций без залога. По другой программе кредиты выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты с гарантиями или поручительствами на 20 % займа не требуют наличия собственного капитала.
В России банки не выдают долгосрочные кредиты малому бизнесу в основном из-за того, что субъекты малого предпринимательства чаще всего оставляют свои активы в тени и не имеют на своем балансе основных фондов для залога.
Необходимо также поддерживать региональные малые и средние банки, работающие с малым бизнесом, удешевлять кредитные ресурсы путем снижения фондов обязательного резервирования, развития рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так далее. В России недостаточна правовая база обществ взаимного кредита и страхования малого бизнеса, поэтому из-за нереального в условиях России требования о полном залоговом обеспечении малые фирмы берут кредиты у теневых структур под ростовщический процент или в лучшем случае – у зарубежных инвесторов под 17–20 % годовых, то есть во много раз дороже, чем на Западе.
Существенную роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы. Благодаря расширению сферы применения и упорядоченному взиманию вмененного налога, который позволяет обойтись без детального контроля доходов магазинов, кафе и предприятий сферы услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади.
Упрощенная
система налогообложения
Во всех случаях льготы должны предоставляться не с момента регистрации, а при фактическом начале хозяйственной деятельности, причем в качестве элемента комплексной системы поддержки малого бизнеса.
Косвенная поддержка малого бизнеса стала в развитых зарубежных странах основой создания благоприятной внешней среды для его развития.
Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % – на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг3 главным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в РФ