Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:06, курсовая работа
Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Ведь если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.
У простого обывателя зачастую правоохранительные органы ассоциируются с весьма мрачным представлением неких карательных органов государства.
Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть возложены только законом.
Приведенные выше задачи свидетельствуют о максимальной приближенности данного органа к нуждам населения конкретной территории.
В том же положении закрепляется и состав милиции общественной безопасности (местной милиции), в которую входят прежде всего подразделения и органы "непосредственного реагирования" - дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны и другие. Уже само существование этих органов и служб, приближенных к населению данной территории, ее объектам, имеет немалое профилактическое значение. Кроме того, весьма важным является знание сотрудниками местной милиции особенностей данной территории, контингента проживающих и бывающих на ней лиц. Это обеспечивает возможность оперативно принять необходимые меры по предотвращению или пресечению правонарушения.
Однако на практике как
правило происходит фактическое
смешение уголовно-процессуальных и
оперативно-розыскных функций
Начальники подразделений милиции общественной безопасности, наряду с общими организационными и контрольными функциями, наделены обязанностями утверждать постановления, вынесенные дознавателями. Однако, несмотря на это, лицо, производящее дознание, несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.
В соответствии со ст. 211 УПК надзор за исполнением законов органами дознания осуществляет соответствующий прокурор. Его указания, данные на основе уголовно-процессуального законодательства, являются для данных субъектов обязательными (ст. 210 УПК).
Законности этого
1) Необходимость допроса лица в том качестве, в котором он привлекается к делу, и по тем вопросам, которые входят в предмет его показаний.
Все, кто вызван на допрос, должны знать, в качестве кого они будут допрошены. Следователь обязан объявить об этом каждому лицу сразу же перед допросом. Случаи, когда из "тактических соображений" этот момент упускается, следует расценивать как нарушение законности, так как это ведет к нервозности допрашиваемого лица и противоречит следственной этике.
2) Запрет использования незаконных мер для получения показаний.
Закон запрещает домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер (ст. 20 УПК). Данное указание относится и к допросу подозреваемого, свидетеля, потерпевшего. Ответственность за принуждение к даче показаний как обвиняемого, так и любого другого лица путем угроз или иных незаконных действий предусмотрена ст. 302 УК.
3) Соблюдение прав допрашиваемых лиц свободно, в форме рассказа, излагать свои показания.
В ст. 158 УПК (о порядке допроса свидетелей) прямо указано, что допрос по существу дела начинается предложением свидетелю рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос. После чего дознаватель может задать ему вопросы. Аналогичный порядок предусмотрен и для допроса потерпевших (ст. 161 УПК).
4) Запрещается задавать наводящие вопросы.
После дачи показаний следователь вправе задать вопросы. Но УПК запрещает постановку наводящих вопросов свидетелям и потерпевшим (ст. 158, 161 УПК).
5.Соблюдение режима времени допроса.
Нельзя в тактических целях допускать многочасовые допросы, рассчитанные на "измор" допрашиваемого, т.к. вследствие длительного допроса он может утратить физическую и психическую способность правильно оценивать происходящее и дать неверные показания. Закон частично регламентирует время допроса обвиняемого. Не допускается допрос в ночное время, кроме случаев нетерпящих отлагательств (ст. 150 УПК). Дознаватель обязан допросить обвиняемого сразу после предъявления ему обвинения (ст. 150 УПК). Это требование закона позволяет получать наиболее правдивые показания. Законодательство предусматривает и время допроса подозреваемого (ст. 123 УПК). Если он был задержан или в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то допрос производится немедленно. В случаях, когда это невозможно, подозреваемый должен быть опрошен не позднее 24 часов с момента задержания (ст. 123 ч. 3 УПК ).
6. Недопустимость присутствия на допросе посторонних лиц.
По общему правилу допрос должен производиться наедине. При допросе всех лиц могут участвовать прокурор и начальник следственного отдела. В определенных случаях, указанных в законе, при допросе могут присутствовать защитник, педагог, законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники, эксперт¹.
7) Соблюдение объективности и полноты допроса.
Допрос должен носить объективный характер, чтобы допрашиваемые лица не подвергались давлению или внушению со стороны дознавателя для дачи показаний в подтверждении той или иной версии. Дознаватель должен принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела (ч. 1 ст. 20 УПК), стремиться получить достоверную информацию.
8) Правильная и объективная запись показаний в протоколах
Закон требует, чтобы показания заносились в протокол от первого лица и по возможности дословно (ст. 151 УПК). По окончании допроса протокол предъявляется обвиняемому для прочтения или по его просьбе прочитывается следователем. Обвиняемый имеет право требовать дополнительный протокол и внесение в него поправок, которые подлежат обязательному занесению в протокол (ст. 151 УПК). Подобное требование предъявляется и при составлении протокола допроса подозреваемых, свидетелей и потерпевших (ст.123, 160 УПК). В протоколе обязательно наличье подписи обвиняемого, а в случие участия в допросе переводчика - и его в том числе.
Рассмотрение вопросов деятельности органов дознания дает возможность узнать не только о правоприменительной деятельности правоохранительных органов Российской федерации, но и о работе механизма государственного принуждения в целом. Подробный анализ наглядно показывает сложившуюся в России систему органов охраны права: их практику и взаимодействие. Данные знания особенно важны для юристов, которые непосредственно связаны с охраной и применением права.
Данная работа позволила выявить не только общие принципы деятельности органов дознания но и определить особенности, присущие каждому органу и специфику его работы.
Изучение порядка работы и соблюдения законности в работе органов дознания является одним из важных вопросов современной правоохранительной системы, так как от этого зависит фактическая реализация правового механизма регулирования правоохранительной деятельности.