Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:06, курсовая работа
Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Ведь если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.
У простого обывателя зачастую правоохранительные органы ассоциируются с весьма мрачным представлением неких карательных органов государства.
Эти различия не имеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о равенстве прав участников процесса, которое должно иметь место при любой форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права не согласиться с указаниями прокурора по основным вопросам направления расследования противоречит принципу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК), которым должно руководствоваться и лицо, проводящее дознание.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 УПК защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела (ст. 121 УПК). Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.
В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам, указанным в ст. 133 УПК и установленным для предварительного следствия. В соответствии с этой статьей производство дознания может быть продлено районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним прокурорами сроком до трех месяцев.
Дознание в указанных в законе случаях может производиться по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка материалов для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляется в протокольной форме. Это может иметь место в случаях, предусмотренных ст. 416 УПК:
─ возбуждение уголовного дела начальником органа дознания, если в десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления;
─ возвращение судом дела для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании;
─ возвращение прокурором либо судом материалов для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения дела.
В этих случаях дознание должно быть закончено не позднее двадцатидневного срока со дня возбуждения или возвращения уголовного дела.
В соответствии со ст. 118 ч. 1 и 2, а также ст. 127 ч. 4 и ст. 132 ч.3 на органы дознания возложены следующие обязанности:
По смыслу уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего обязанности интересующих нас органов, органы дознания являются органами предварительного расследования, уполномоченные, как и следователь, осуществлять процессуальную деятельность в связи с поступающей к ним информации о совершении преступления.
В целом деятельность органов дознания складывается из двух основных функций: уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной, которые объединяют собой более мелкие и конкретные функции, рассматриваемых нами правоохранительных органов. Так при уголовно-процессуальной деятельности органы дознания осуществляют следующие функции:
─ рассмотрение и разрешение заявлений о преступлениях.
В соответствии со ст. 109 ч.1 УПК органы дознания обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении и принимать по ним решения в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток.
Заявления могут приниматься, как устные, так и письменные (обязательны от предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц). Устные заявления заносятся в протокол, которые подписывают заявитель и лица производящие дознание, если он принял заявление (ст.110 УПК). Протокол также составляется и при явке с повинной (ст. 11 УПК РСФСР).
После ознакомления с поступившим заявлением принимается одно из следующих решений:
─ проведение проверочных действий в связи с наличием иных поводов к возбуждению уголовного дела.
─ дознание.
Данная функция закреплена в ст.115 УПК, в которой четко говорится о том, что после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, орган дознания приступает к производству дознания, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона с санкции прокурора.
─ досудебная подготовка материалов в протокольной форме.
По делам о преступлениях, перечисленных ст. 414 УПК, органы дознания не позднее чем в десятидневный срок устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, получают объяснения от правонарушителя, очевидцев и других лиц, истребуют справку о наличии или отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его работы или учебы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде (ч. 1 ст. 415). Обстоятельства совершения преступления заносятся в протокол, который составляется в соответствии со ст. 415 ч. 3 УПК РСФСР.
─ производство розыскных и следственных действий по поручениям следователей (ст. 127, 132, 196 УПК РСФСР).
─ участие в отдельных следственных действиях, проводимых следователями, для оказания помощи.
Данная функция нашла свое закрепление в ст.127 ч.4 УПК, которая гласит: следователь по расследуемым им делам в праве требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Свое требование он представляет в письменном виде, и оно является для органов дознания обязательно-выполнимым.
Приведенные выше функции осуществляются органами дознания в период уголовно-процессуальной деятельности. Что же касается оперативно-розыскной деятельности органов, как мне кажется, следовало бы сначала перечислить те государственные органы, в полномочия которых входит оперативно-розыскная деятельность. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности на территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.98 N 117-ФЗ)
Как видно из данного перечня, не все органы дознания осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Данной деятельностью не обладают руководители отдельных учреждений (командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, капитаны морских судов, начальники зимовок), а также органы государственного пожарного надзора.
На основе ст. 2 того же закона, органы, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью преследуют решения следующих задач:
─ выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
─ осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
─ добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
При этом для осуществления решений, поставленных перед ними задач, указанным выше органам необходимо провести ряд оперативно-розыскных мероприятий:
Основными органами дознания в настоящее время является милиция, поскольку именно она выполняет основной объем работы по приему, рассмотрению заявлений о совершении преступлений, дознанию и протокольному производству. Милиция - универсальный орган дознания, поскольку закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями дел и в связи с этим милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению.
В соответствии со ст.7 Закона
РФ "О милиции" от 28 апреля 1991 г.
"милиция в РСФСР
В соответствии со ст. 8 закона РФ "О милиции" основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам по которым обязательное производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Комментируя приведенную
выше часть закона, следует отметить,
что кроме всего прочего
Согласно тому же закону в состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (местной милиции).
Положение милиции общественной безопасности (местной милиции) закреплено в ст. 9. закона РФ "О милиции" и указом Президента РФ о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ от 12 февраля 1993 года. Данный указ утверждал Положение о милиции общественной безопасности в РФ согласно приложения №1, в котором в соответствии с законодательством РФ к основным задачам милиции общественной безопасности относятся: