Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 23:11, контрольная работа
Деловое общение и этикет является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступает этические нормы, в которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, он может, как облегчить себе деловое общение, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
ИНСТИТУТ
ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра Предпринимательства
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине: Основы предпринимательства
вариант
(тема): Деловая
этика и этикет предпринимателей
Выполнил(а) студент(ка)
заочной формы обучения
специальности Финансы и кредит
1 курса группы
Фик 2010/1 (3.5) – 2 семестр
№ студенческого билета
(зачетной книжки) 10-0341 ___________________ Богатова М.Н.
Проверил преподаватель:
__________________________
(ученая
степень, звание)
Москва – 2011
Введение
Деловое общение и этикет является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступает этические нормы, в которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, он может, как облегчить себе деловое общение, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
Умение
вести себя с людьми надлежащим образом
является одним из важнейших, если не важнейшим,
фактором, определяющим шансы добиться
успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской
деятельности. Американский психолог
Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что
успехи того или иного человека в его финансовых
делах даже в технической сфере или инженерном
деле процентов на пятнадцать зависят
от его профессиональных знаний и процентов
на восемьдесят пять - от его умения общаться
с людьми. В этом контексте легко объяснимы
попытки многих исследователей сформулировать
и обосновать основные принципы этики
делового общения.
Деловая этика и этикет предпринимателей
Процесс ведения бизнеса – это довольно непростая задача, при которой необходимо делать ставку не только на свои организационные навыки, экономический склад ума, лидерские качества, но и на владение предпринимательской этикой и некоторыми нормами этикета в частности. Ведь успех вашей деятельности зачастую зависит от вашего умения общаться, идти на уступки и грамотного поведения на переговорах.
Деловая этика – это набор определенных моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей. И знание этих норм необходимо, так как предпринимательская деятельность, как и любая другая, имеет некоторые юридические и этические критерии, правила поведения, и отступление от них может оказать свой негативный эффект и неприятные последствия.
В соответствии с общими этическими нормами поведения граждан, предпринимательская этика связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, лицемерие, месть и так далее. Здесь указаны как положительные, так и отрицательные характеристики. Однако этика основывается на гуманных принципах, на общих принципах осуществления компетентного, законного и честного предпринимательства, и к этому нужно стремиться.
Наиболее сильно на формирование предпринимательской этики оказывают влияние менталитет общества и общественные отношения, которые направлены на осознание гражданином своей ценности как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед обществом и потребителями.
Согласно этому, предпринимательская этика включает в свой состав моральные принципы, относящиеся к нравам, личностным качествам, складу души предпринимателей, а потом связана с их мотивами и побуждениями.
На
настоящий момент были сформированы
следующие общие этические
1) нацеленность
результатов своей
2) вера в желание своих сотрудников и партнеров
работать и реализовываться;
3) отношение к своей деятельности как к искусству;
4) осознание необходимости конкуренции
и сотрудничества;
5) проявление уважения к себе и к другим
людям;
6) уважение ко всем видам собственности,
к государственной власти, законодательству
и общественным движениям;
7) доверие к другим людям, уважение их профессионализма;
8) осознание ценности образования, науки,
культуры и экологических норм;
9) стремление к новаторству и инновационной
деятельности;
10) собственное участие в принятии важных
решений;
11) терпимость к недостаткам других людей;
12) согласование собственных целей с целями
своих служащих и партнеров;
13) отсутствие унижения по отношению к другим
людям.
Помимо знания общих этических норм, предприниматель также должен соблюдать деловой этикет. Он должен придерживаться таких черт поведения, как тактичность, вежливость, деликатность. Также важно помнить и о культуре общения, доброжелательности. Предприниматель должен всегда помнить о том, что ему необходимо уметь управлять своими эмоциями и придерживаться заранее выбранного стиля поведения.
В деловом этикете общие принципы выражаются в пяти правилах:
1) Пунктуальность
Никогда не опаздывайте на встречи, не заставляйте партнеров вас ждать. Если они видят, что вы всегда приходите на встречи во время, то чувствуют ваше серьезное отношение к общему делу и, соответственно, больше доверяют вам. Также не рекомендуется опаздывать в свой офис к началу рабочего дня. Распорядок рабочего дня распространяется на всех сотрудников. Если подчиненные видят ваше безответственное отношение к бизнесу, то и сами начинают подсознательно относиться к нему также, в итоге результативность падает, также, как и ваш авторитет в глазах работников. Будьте пунктуальны, не позволяйте другим людям ждать вас.
2) Не распространяться о внутриорганизационной жизни
Постарайтесь не посвящать посторонних людей в тайны и секреты вашей организации. В конце концов, это может в дальнейшем подорвать состояние вашего бизнеса, особенно если в курсе ваших дел будут компании-конкуренты. Также не рекомендуется распространяться о личной жизни ваших сотрудников, если вдруг вы в курсе их проблем.
3) Думать не только о себе, но и о других людях
В
процессе работы необходимо учитывать
не только свое мнение, но и мнения сотрудников,
потребителей и партнеров. Иногда, самостоятельно
выбирая стратегию, вы можете ошибаться,
поэтому наиболее полезно выявить мнения
других людей по этому вопросу, чтобы, проанализировав
все, принять действительно рациональное
решение.
Выполняйте свою работу качественно, думайте
не только о собственном благополучии,
но и о том, как порадовать клиентов и своих
покупателей. Ведь ваша деятельность в конечном
итоге направлена именно на них.
Будьте терпеливы с сотрудниками, не унижайте
их, старайтесь выстроить грамотную систему
мотивации, ведь создав ее, у сотрудников
появится хороший стимул для работы, что окажет
непосредственное воздействие и на вашу
деятельность в целом.
4) Правильно одеваться
Предприниматель, владелец собственного бизнеса, должны выглядеть уверенно и солидно в глазах подчиненных и партнеров. Поэтому старайтесь одеваться со вкусом, аккуратно, в соответствии с разработанной вами корпоративной культурой. Не забывайте, что вы являетесь лицом фирмы.
5) Помнить о культуре общения
В процессе своей деятельности предприниматель имеет дело с ресурсами и товарами, документами, другими хозяйствующими субъектами. Однако, прежде всего он имеет дело с людьми — организует работу подчиненных, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами. Оттого, насколько хорошо он это делает, зависят его репутация и авторитет в деловом мире, а это во многом определяет успех дела. Следовательно, любой предприниматель должен владеть навыками корректного поведения.
Этикет делового человека включает правила представления и знакомства, организации деловых контактов, поведения на переговорах, знание делового протокола, культуру служебных документов, требования к внешнему облику, манерам, одежде, речи и т.д.
Обращение, приветствие и знакомство. Этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим. Однако в деловой обстановке руководителю не следует дожидаться, пока с ним поздоровается подчиненный, а тем более партнер, следует поприветствовать своего собеседника первым. В нашей стране испокон веков принято уважительно называть людей по имени-отчеству — такова традиция. В деловой обстановке следует обращаться к подчиненным только на «вы». Обращение на «ты» допустимо лишь тогда, когда оно может быть взаимным либо обусловлено неформальными отношениями. При деловой встрече с незнакомыми людьми следует представиться самому или при содействии человека, устроившего встречу. Гость представляется первым. Мужчина всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту следует представить старшим, а не наоборот, но прежде необходимо убедиться, что обе стороны желают познакомиться.
Субординация в деловых отношениях. Необходимо быть корректным и не отдавать без особой необходимости распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя, подрывая тем самым его авторитет. В случае если обстоятельства вынудили нарушить субординацию, следует поставить в известность подчиненного руководителя, позаботиться о том, чтобы у него не возникло ощущения, будто его обходят, не хотят с ним считаться. Руководитель должен уметь оказывать знаки внимания. Похвала, благодарность — не только проявления воспитанности, но и показатель уважительного отношения к собеседнику, признания важности общего дела.
Деловые контакты. В большинстве случаев излишняя доступность руководителя не способствует созданию деловой обстановки, ведет к панибратству, поэтому следует максимально ограничить число лиц, которые имеют право входить в кабинет руководителя без уведомления. В любом случае входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находится: особенно строго это правило соблюдается в часы приема. В этой связи желательно, чтобы лица, которым необходим прямой контакт с руководителем, имели четко фиксированное время визита. Вместе с тем необходимо учитывать, что недоступность руководителя влечет за собой потерю информации и запаздывание в ее получении, поэтому любой сотрудник должен иметь возможность попасть на прием в достаточно короткий срок и по максимально упрощенной процедуре. Основная роль в планировании служебных контактов руководителя должна быть отведена секретарю: именно он решает вопрос о неотложности визита, уведомляет участников в случае возникновения непредвиденных ситуаций, дает необходимые справки.
Правила вежливости предписывают руководителю умение выслушать людей, не прерывая их и не отвлекаясь на другие дела. Не следует во время разговора без необходимости перебирать бумаги, подписывать документы, демонстрируя занятость, поглядывать на часы, допускать присутствие третьих лиц, разговаривать по телефону и т.д. Если при разговоре все-таки пришлось отвлечься, надо попросить у собеседника извинения и после вынужденного перерыва продолжить разговор, показав при этом, что вы помните, о чем шла речь. Если собеседник слишком разговорчив, можно попросить его быть ближе к сути дела. Не рекомендуется высказываться с ходу по любому служебному вопросу. Категоричность и безапелляционность не способствуют авторитету руководителя.
Основной вид сотрудничества предпринимателей — деловые переговоры. Умение их вести — это и наука, и искусство. Здесь нет места нетерпению, эгоистичности, неуступчивости. Необходимо учитывать интересы партнеров, уметь внимательно слушать и хорошо говорить.
Деловой протокол — это порядок проведения деловых встреч. Особенно важно его соблюдать при ведении деловых переговоров. Условливаться о встрече или переговорах принято не менее чем за два-три дня, при этом заранее должны быть уточнены вопросы, выносимые на обсуждение, а также продолжительность встречи. В этот же период стороны договариваются о материалах, необходимых для обсуждения, и итоговых документах. Время начала переговоров принято соблюдать неукоснительно обеими сторонами.