Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
Введение 3
Глава 1. Теория цены
1.1. Сущность цены и её функции 5
1.2. Виды цен и их классификация 9
Глава 2. Ценовая политика на предприятии
2.1 Способы и факторы ценообразования 15
2.2. Стратегические и тактические аспекты
ценовой политики предприятия 17
2.3. Методы ценообразования, применяемые предприятием 20
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение 1 28
Приложение 2 29
Разработка ценовой политики и стратегии предприятия осуществляется в три этапа: сбор исходной информации; стратегический анализ; формирование стратегии. При осуществлении этих этапов разработки ценовой политики и стратегии предприятия выполняются следующие мероприятия: оценка затрат производства и сбыта продукции; уточнение финансовых целей предприятия и др. Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии, основные мероприятия и взаимосвязи между ними представлены в Приложении 2.
Стратегические аспекты ценовой политики содержат в себе договорные мероприятия по установлению и изменению цен. Эти мероприятия направлены на регулирование деятельности всей производственной и товаропроизводящей сети фирмы и на поддержание конкурентоспособности производимых товаров и услуг в соответствии с целями и задачами общей стратегии фирмы15.
Тактические аспекты ценовой политики включают в себя мероприятия краткосрочного и разового характера. Они направлены на устранение деформации, которая возникает в деятельности производственных подразделений и товаропроизводящей сети вследствие непредвиденных изменений цен на рынке и (или) поведения конкурентов, ошибок управленческого персонала, и могут иногда идти вразрез со стратегическими целями фирмы.
Проведение предприятием правильной ценовой политики в условиях перехода к рынку предполагает осуществление трехуровневого экономического анализа – анализа на уровне экономики в целом (необходимо тщательно изучать и знать, прежде всего, внешние факторы, а именно: действующие принципы ценообразования, налогообложение, порядок отнесения затрат на себестоимость, принципы распределения прибыли и принятые законы по этим вопросам.), на уровне отрасли и на уровне предприятия (фирмы) (осуществляется детальный прогноз возможных рынков сбыта товара, определяются предполагаемые покупатели и конкуренты).16 Такой анализ дает возможность руководителям предприятия правильно ориентироваться в рыночной конъюнктуре пространственно и во времени.
Избираемые руководством предприятия стратегические формы ценовой политики и варианты ее осуществления непосредственно вытекают из проводимой ею рыночной стратегии. В зависимости от применяемой комбинации вариантов рыночной стратегии избирается конкретная форма осуществления ценовой политики или соответствующая комбинация таких форм; вот некоторые из них: добиться такого уровня цен, верхний предел которого обеспечивал бы фирме максимальную прибыль; вести политику «ценовой» конкуренции и т.п.;
Предприятию необходимо иметь отработанную методику установления исходной цены на свои товары.17 Предприятие устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом различных факторов, действующих в рыночной среде (конкуренция, государственное участие в экономике и т.п.).18
Существует
понятие совершенной и
Фирма должна контролировать свои издержки, так как самое незначительное их увеличение приводит к уменьшению прибыли. Издержки подразделяются на постоянные (арендная плата, расходы на содержание предприятия и т.п.) и переменные (затраты на сырье, материалы, заработную плату, топливо и т.п.). Сумма постоянных и переменных издержек составляет суммарные издержки. Суммарные издержки представляют собой наименьшие общие денежные затраты, необходимые для производства определенного количества товаров. Эти издержки увеличиваются по мере роста объема выпускаемой продукции.
Изменение издержек в зависимости от количества производимой продукции отражает категория предельных издержек. Предельные издержки – это издержки, которые требуются для выпуска одной дополнительной единицы продукции сверх определенного количества.
Фирма может допускать некоторые отклонения от политики ценообразования: запланированные ценовые скидки за выполнение определенных действий (например, за рекламирование товара); торговые скидки – разница между розничной ценой и более низкой ценой оптовых поставок; запланированные скидки с цен как средство стимулирования сбыта; незапланированное резкое снижение цен – «ценовая война».
На основании
вышеизложенного сделаем
Предприятие не просто устанавливает ту или иную цену – она формирует целую систему цен, которая охватывает разнообразные товары в рамках товарного ассортимента и учитывает различия в издержках по реализации товара в разных географических районах, различия в уровнях спроса, распределении покупок по времени и т.д.19 Установив исходную цену, предприятие затем корректирует ее в зависимости от различных факторов, действующих на рынке. При этом оно применяет следующие виды цен и методы их установления: установление цен на новый товар (стратегический подход фирмы к проблеме формирования цены во многом зависит от этапа жизненного цикла товара. существует различие между определением цены на подлинно новый товар, защищенный патентом, и товар-имитатор, аналогичный уже имеющимся на рынке товарам); ценообразование в рамках товарной номенклатуры (предприятие разрабатывает систему цен, которая может обеспечить получение максимальной прибыли по товарной номенклатуре в целом); установление цен по географическому принципу; установление цен со скидками и зачетами; у становление цен для стимулирования сбыта; у становление дискриминационных цен (предприятие реализует товар или услугу по разным ценам без учета различий в издержках);
Инициативное изменение цен. У предприятия, разработавшей собственную систему цен и стратегию ценообразования, время от времени возникает необходимость в снижении или повышении цен на свои товары с учетом изменений в издержках, конкуренции и спросе.
Реакции потребителей на изменение цен. Увеличение или снижение цены, конечно, затронет клиентов, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков, а также может заинтересовать государственные органы. Потребители не всегда адекватно понимают изменение цен. Понижение цен они могут истолковать следующим образом: модель товара устарела; товар имеет определенные изъяны; предприятие испытывает финансовые затруднения и т.п. В противовес этому увеличение цены может быть воспринято покупателями и как положительное явление: товар стал пользоваться спросом и следует побыстрее купить его, пока он не стал дефицитным; товар имеет особую ценностную значимость и другое.20
Реакция конкурентов на изменение цен. Фирма, которая предполагает изменить цену, всегда должна принимать во внимание реакцию на это не только потребителей, но и конкурентов. Обычно конкуренты реагируют на изменение цен тогда, когда количество продавцов невелико, их товары имеют незначительные отличия, а покупатели хорошо информированы. Фирма должна прогнозировать наиболее вероятные реакции конкурентов. Если у фирмы есть только один конкурент, который реагирует на изменение цен всегда одним и тем же методом, его ответный ход можно предугадать. Если у фирмы несколько конкурентов, ей необходимо прогнозировать наиболее вероятное поведение каждого из них.
Реакция фирмы на изменение цен конкурентами. Чтобы определить, как вести себя в ответ на изменение цен конкурентами, предприятию нужно выяснить следующее: с какой целью конкурент изменил цены – для завоевания рынка, для полной загрузки производственных мощностей, для возмещения изменившихся издержек или для изменения цен в отрасли в целом; на какой период времени конкурент изменяет цены; что будет с долей рынка предприятие и ее доходами, если она не предпримет ответных мер; какие ответные меры собираются предпринимать другие фирмы и т.п. Кроме поиска ответов на перечисленные вопросы, руководству предприятия необходимо осуществлять и более детальный анализ. Ей нужно изучить все, связанное с этапом жизненного цикла своего товара, значимостью этого товара в своей товарной номенклатуре, узнать намерения и ресурсы, которыми располагает конкурент, предложенную цену, чувствительность спроса к изменению цены товара, изменение издержек в зависимости от объема выпуска и другие возможности, имеющиеся у предприятия.
Помимо приведенных выше методов выделяется также. Затратный метод (служить только для определения начальной, базовой цены товара и обоснования факта выхода товара на рынок или организацию его выпуска на предприятии; включает в себя ряд методов – затратный, метод структурной аналогии и т.п.); аукционные торги; метод установления тендерной цены (используется когда несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта); метод структурной аналогии (по однотипной продукции на основе статистического материала определяется структура ее себестоимости); агрегатный метод (применяется, когда новая продукция состоит из разных сочетаний основных конструктивных элементов) и многие другие.
Теперь сделаем выводы. Предприятие не просто устанавливает ту или иную цену – она формирует целую систему цен, которая охватывает разнообразные товары в рамках товарного ассортимента и учитывает различия в издержках по реализации товара в разных географических районах, различия в уровнях спроса, распределении покупок по времени и т.д. виды цен и методы их установления: установление цен на новый товар (стратегический подход фирмы к проблеме формирования цены во многом зависит от этапа жизненного цикла товара. существует различие между определением цены на подлинно новый товар, защищенный патентом, и товар-имитатор, аналогичный уже имеющимся на рынке товарам) и т.д.
Заключение
По результатам
написания курсовой работы, можно
сделать соответствующие
Цена – сложная экономическая категория. Существует две основных теории цены. Цена иногда может выражаться не денежным эквивалентом (бартер). Сущность цены как правовой категории четко закреплена в Гражданском кодексе РФ. Существует множество функций цен (социальная, стимулирующая и т.д.).
В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения (оптовые, розничные, торговые и т.п.). По степени свободы цен от воздействия государства при их определении (фиксированные, тарифные, свободные и т.д.).
Существуют два основных способа установления цены на продукцию: исходя из издержек на производство и сбыт продукта и из возможностей рынка (покупательной способности). При выборе ценовой стратегии фирма должна выявить и проанализировать все факторы, которые могут оказать влияние на цены. Существует множество факторов, которые влияют на ценообразование (количество покупателей, их вкусы и предпочтения, конкуренция и т.д.).
Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, т.е. инструментом, функционирующим только на основе экономических законов. Ценовая политика предприятия – деятельность его руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, деятельность, осуществляемая в русле общей стратегии фирмы и направленная на достижение целей и задач последней. Существует понятие совершенной и несовершенной конкуренции. Предприятию необходимо иметь отработанную методику установления исходной цены на свои товары.
Предприятие не просто устанавливает ту или иную цену – она формирует целую систему цен, которая охватывает разнообразные товары в рамках товарного ассортимента и учитывает различия в издержках по реализации товара в разных географических районах, различия в уровнях спроса, распределении покупок по времени и т.д. виды цен и методы их установления: установление цен на новый товар (стратегический подход фирмы к проблеме формирования цены во многом зависит от этапа жизненного цикла товара. существует различие между определением цены на подлинно новый товар, защищенный патентом, и товар-имитатор, аналогичный уже имеющимся на рынке товарам) и т.д.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что цель работы достигнута. Этому способствовало решение ряда задач; результаты этого отображены в заключении.
Список литературы
Нормативные акты
Научная, учебная, справочная литература
Информация о работе Ценовая политика и ценообразование на предприятии