Бизнес-план и его роль в предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:24, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес – план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом её руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы.

Работа содержит 1 файл

основа.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

    Введение 

    В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес – план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом  её руководители собираются достичь  свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес – план помогает фирме расти, завоёвывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. Бизнес - план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри организации, так и изменениями на рынке, где действует фирма, так же и в экономике в целом.

    Планирование  производственной и коммерческой деятельности жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий: крупные социальные и научно-технические программы, распределение бюджета страны, оборону и др. На уровне же предприятий осуществляется не только стратегическое самопланирование, но и детальная разработка оперативных, оперативно – текущих планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

 

     1. Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности. 

    Как и для всякого дела, для бизнеса план очень важен, особенно в начале предпринимательства. Именно бизнес план поможет выработать свою стратегию действий, которая очень важна для начинающего предпринимателя. Это основа успеха любого профессионального предпринимателя. Именно на основе бизнес плана и держится все создаваемое предприятие.

    Конечно, можно использовать уже готовые планы, созданные крупными предпринимателями,  добившимися в интересующей вас области, но каждый предприниматель, который настроен на успех, должен понять, что только тот план, который создан без чьей либо помощи, с нуля, и станет самым эффективным. Самые лучшие предприниматели добились успеха потому, что придумали уникальную идею или бизнес план. В соответствии с ним они и строили свою деятельность. Самое главное, что дает бизнес план – это то, что он позволяет выделиться из толпы таких же предпринимателей и обратить внимание людей только на свою продукцию, товар или что-либо другое. И если предприниматель хочет добиться выдающихся успехов, то ему необходимо сделать все самостоятельно и без чьей либо помощи. Это единственный способ добиться успеха. Конечно, можно использовать уже готовые планы, но эффект от их использования никогда не сравниться с собственным планом.

    В свое творение предприниматель, как правило, вкладывает всю душу и реализация именно собственноручно сделанного плана не вызовет никаких проблем и будет доставлять только удовольствие. Реализовать свой проект гораздо проще, чем ранее придуманный.1

    Конечно, можно использовать бизнес план и не только на себя. Если идея есть, а денег нет, можно представить свой проект стороннему человеку и заинтересовать его выгодой от реализации своей идеи. Таким образом, даже начальный капитал для предпринимателя – это не главное. Толково реализованная идея способна привлечь партнеров и деньги на реализацию своего проекта.

    В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

    1) рабочий инструмент предпринимателя для организаций своей работы;

    2) развёрнутую программу (рационально  организованных мер, действий) осуществления  бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;

    3) документ, характеризующий основные  стороны деятельности и развития  предприятия;

    4) результат исследования и обоснования  конкретного направления деятельности  фирмы на определённом рынке.2

    Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объёму и по содержанию. Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов. 
 
 
 
 
 

    Схема 1. Назначение бизнес-плана и его основные элементы 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Функции и принципы планирования на предприятии. 

    Бизнес-планирование выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функции:3

    1. Инициирование - активизация, стимулирование  и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок.

    2. Прогнозирование - предвидение и  обоснование желаемого состояния  фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов.

    3. Оптимизация - обеспечение выбора  допустимого и наилучшего варианта  развития в конкретной социально-экономической  среде.

    4. Координация и интеграция - учёт  взаимосвязи и взаимозависимости  всех структурных подразделений компаний с ориентацией их на единый общий результат.

    5. Безопасность управления - обеспечения  информацией о возможных рисках  для своевременного принятия  упреждающих мер по уменьшению  или предотвращению отрицательных  последствий.

    6. Упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственность.

    7. Контроль - возможность оперативного  отслеживания выполнения плана,  выявление ошибок и возможной  его корректировки.

    8. Воспитание и обучение - благоприятное  воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках.

    9. Документирование - представление действий  в документальной форме, что  может быть доказательством успешных  или ошибочных действий менеджеров фирмы.

    При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки  для успешной деятельности предприятия  в конкретной экономической среде: необходимость, непрерывность, эластичность и гибкость, единство и полнота (системность), уровней управления, участие, холизм (сочетание координации и интеграции).

    3. Разработка бизнес-плана 

    Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-плана  задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея - форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса.

    Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом  мыслительной деятельности человека и  определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил - желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и ещё не осознанных потребностей различных слоёв населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и других элементов общества.4

    Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем - в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определённым действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируется у предпринимателя с учётом ценностей (представление о значимости различных явлений, о целях и средствах их достижения) и ценностных ориентаций (устойчивого отношения к системе материальных и духовны благ и идеалов, которых человек стремится достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях).5

    Деятельность  предпринимателя по отбору и реализации бизнес идей технологически проходит в общем четыре укрупнённых фазы (таблица 1).

    Таблица 1. Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане

    № п\п     Наименование  фазы     Основание содержание
    1.     Поиск новой идеи и факторы ее возникновения.     Мотивы, состояние рынка, достижение науки  и техники, не осознанный или не удовлетворённый  спрос и т.п.
    2.     Анализ  потенциальной и реальной ценности идеи     Выявление необходимых условий и наличия  технических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (потребность) в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель)
    3.     Оценка  риска     Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь.
    4.     Разработка  бизнес-плана проекта     План  действий по реализации цели: выбор  техники, технологии, обеспечение ресурсами, управление процессом и т.д.
 

    Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени: 

    На  первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия ведения предприятия), которая состоит из:

    1. Этика фирмы

    2. Основополагающие принципы

    3. Внешний образ фирмы

    4. Ценности организации

    5. Высшие цели и ограничения:  тактические и оперативные цели

    6. Авторитет предприятия

    7. Культура предприятия

    8. Нормы поведения фирмы

    Второй  этап - определение целей разработки бизнес-плана. Цель - это будущее желаемое состояние предприятия.

    В системе бизнеса выполняет следующие  пять функции:

    1. Инициативы - сопоставление существующего  желаемого состояния фирмы, мотива  действий.

    2. Критерия принятия решения - оценка информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе.

    3. Инструмента управления - руководящие  требования к действиям, определение  направлений бизнеса.

    4. Координация - обеспечение бесконфликтных  отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений.

    5. Контроля - сопоставление оперативного  состояния показателей хозяйственной  деятельности с целевым их  уровнем.6 
 
 
 

    В отличие от миссии, цели выражают более  конкретные направления деятельности предприятия (таблица 2). 

    Показатели     Миссия     цели
    1. Временной критерий     Устремлена  в будущее, но не имеет

    временных определении и не зависит

    от  текущего состояния

    Всегда

    предполагает

    сроки

    их  достижения

    2. Направленность информации     На  внешнюю среду предприятия - на потребителей, общество, регион, их интересы, ценности, ожидания.     Чаще  имеют внутрифирменную ориентацию и направлены на улучшение использования  ресурсов, резервов.
    3. Особенности формулировки     Выражаются  в общих терминах, и освещает образ  предприятия, его марку, стиль и т.п.     Чаще  имеют конкретное выражение результатов  деятельности
    4. Измеримость     Преобладает качественные характеристики и относительный  масштаб выражения     В основном количественно измеримы и  могут быть однозначным и множественным.

Информация о работе Бизнес-план и его роль в предпринимательстве