Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:17, контрольная работа
Целью работы является исследование антимонопольного регулирования рыночных отношений. Информационной базой работы выступили нормативные акты, труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, данные периодических изданий.
Введение………………………………………………………………………… 3
1 Понятие и виды монополистической деятельности……………………….. 4
2 Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления ..……………………………………………………
10
3 Понятие и формы недобросовестной конкуренции……………………….. 13
4 Правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства……………………………………………………………….
15
Заключение……………………………………………………………………… 23
Список литературы…………………………………………………………….. 24
СПБГУП
Контрольная работа
Предпринимательство
Тема 7. Антимонопольное регулирование рыночных отношений
Киров 2012
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Понятие и
виды монополистической |
4 |
2 Монополистическая
деятельность органов |
10 |
3 Понятие и формы |
13 |
4 Правовые средства
пресечения нарушений |
15 |
Заключение…………………………………………………… |
23 |
Список литературы………………………………… |
24 |
Введение
Во всех странах в любых
социально-экономических
В современной науке и практике во многом преодолена концепция невмешательства государства в рыночную экономику. Стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы» рынка и ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.
Целью работы является исследование антимонопольного регулирования рыночных отношений. Информационной базой работы выступили нормативные акты, труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, данные периодических изданий.
1 Понятие и виды монополистической деятельности
Под монополистической
деятельностью понимаются противоречащие
антимонопольному законодательству действия
(бездействие) хозяйствующих субъектов
или федеральных органов
Монопольное положение
является желанным для каждого предпринимателя
или предприятия. Оно позволяет
им избежать целого ряда проблем и
рисков, связанных с конкуренцией,
занять привилегированную позицию
на рынке, концентрируя в своих руках
определенную хозяйственную власть,
они имеют возможность с
Явление монополизма связано со следующими основными факторами [18.С.25]:
Можно привести следующие признаки монополии:
1. Монополистический
рынок представлен одним
2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-субституты);
3. Вход новых
фирм на рынок фактически
4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
По своим видам монополистическая деятельность делится на: индивидуальную, коллективную, договорную, внедоговорную.
Федеральный закон «О защите конкуренции» [7] допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий.
Запрещаются соглашения
между федеральными органами исполнительной
власти, органами государственной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления,
иными осуществляющими функции
указанных органов органами и
организациями, а также государственными
внебюджетными фондами, Центральным
банком РФ или между ними и хозяйствующими
субъектами, либо осуществление этими
органами и организациями согласованных
действий, если такое соглашение или
такое осуществление
Разновидностями монополистической деятельности хозяйствующих субъектов являются [7]:
1. Индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования.
2. Коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают:
а) соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов;
б) соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком).
Различают следующие основные типы монополий:
1. Монополии, создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства, которые создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.
Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа:
Под государственной
понимается монополия, созданная в
соответствии с законодательством
Российское Федерации, определяющим товарные
границы монопольного рынка, субъекта
монополии (монополиста), формы контроля
и регулирования его
Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами (в частности, Федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[14], «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [15], «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» [13] и др.).
Естественная
монополия – состояние
Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии содержится в ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях»:
В указанных сферах
предпринимательской
Органы регулирования естественных монополии могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 Закона о естественных монополиях).
2. Монополии,
образуемые вследствие
Такие монополии
могут появиться в связи с
победой в добросовестной конкуренции
над определенным субъектом предпринимательства
и выходом с рынка других конкурентов,
посредством концентрации капиталов
и объединения субъектов
Информация о работе Антимонопольное регулирование рыночных отношений