Анализ проблем бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:30, научная работа

Описание работы

Бытовые услуги как часть показателя уровня жизни населения можно отнести к основным видам потребления. Таким образом, социально значимые бытовые услуги, предоставляемые населению в условиях функционирования регионального потребительского рынка, – это прежде всего услуги первой необходимости, наиболее полно и постоянно востребованные населением, предназначенные для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека и доступные всем слоям населения. Каждая социально значимая услуга имеет свое индивидуальное значение, поскольку не все услуги можно воспроизвести при самообслуживании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В СФЕРЕ БЫТОВОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ…………………………………………………………
1.1. Роль и значение бытового обслуживания как отрасли……………….
1.2. Анализ проблем в сфере бытовых услуг………………………………
1.3. План модернизации сферы бытового обслуживания…………………
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЫТОВЫХ УСЛУГ………………………………………………………………………..
2.1. Стратегия и структура подготовки кадров для сферы бытового
обслуживания…………………………………………………………………
2.2. Оценка эффективности функционирования предприятий бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан……………………
2.3. Положение сферы бытового обслуживание в кризисный период……
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

научная работа по бытовому обслуживанию.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Развитие всех отраслей экономики  тормозит отсутствие квалифицированных кадров. Сфера услуг не является исключением. Как уже говорилось, сеть предприятий бытового обслуживания постоянно растет. А значит, растет и дефицит квалифицированных кадров.

В целом показатели обеспеченности бытовыми услугами, в соответствии с нормативами, указывают на стабильный рост сети, однако если рассматривать обеспеченность по видам услуг и обеспеченность этими видами по каждому району, то можно констатировать, что не все так успешно, как представляется на первый взгляд. Анализируя развитие бытовых услуг, имеющих социальную направленность, или услуги повседневного спроса (ремонт обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт металлоизделий, ремонт бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуги химчисток и прачечных, ремонт часов), необходимо отметить, что их развитие не обеспечивает потребности населения, и не способствует развитию конкурентной среды. В связи с чем, цены на указанные услуги высоки и затрудняют возможность их получения населением со средним и ниже среднего уровнем доходов, а для малообеспеченных граждан они практически недоступны. Кроме того, завышенные цены стимулируют работу предприятий в секторе теневой экономики, что особенно свойственно таким видам услуг, как парикмахерские, ремонт и техническое обслуживание бытовых машин и приборов, пошив и ремонт швейных изделий, ремонт мебели. Это явление снижает качество оказания услуг, не дает потребителям никаких гарантий, а иногда создает непосредственную угрозу причинения вреда здоровью и имуществу граждан.

 

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЫТОВЫХ УСЛУГ.

2.1. Стратегия и структура подготовки кадров для

сферы бытового обслуживания

Проблема подготовки профессиональных кадров достаточно актуальна. Со стороны правительства России предъявляются высокие требования к качеству профессиональной подготовки. Основой стратегии Концепции федеральной целевой программы развития образования до 2010 года является:

• обеспечение условий  для удовлетворения потребности  граждан, общества и рынка труда в качественном образовании;

• создание новых механизмов регулирования инновационно-образовательной  деятельности, обновления структуры и содержания образовательных программ, развития их фундаментальности и практической направленности, формирования непрерывной системы образования.

Достижение указанных  целей возможно при реализации комплекса мероприятий по основным направлениям концепции образования, основными из которых являются:

• разработка на основе компетентностного подхода федеральных государственных образовательных стандартов, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и социальной направленности личности;

• введение профильного  обучения;

• апробация моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего  каждому гражданину возможность формирования индивидуальной образова1тельной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

• применение инновационных  образовательных технологий и принципов организации учебного процесса с использованием информационных и коммуникативных технологий;

• реализация системы  мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и обеспечения возможности участия российских граждан в системе международного непрерывного образования;

• усиление практической направленности образовательных программ, что позволит будущему выпускнику с учетом профилизации освоить необходимые компетенции и стать конкурентоспособным на рынке труда.

Тем не менее, часто  квалификация выпускника не соответствует требованиям работодателей к кадрам той или иной должности или профессии, т.к. рынок труда и система образования развиваются автономно, что порой приводит к их дисбалансу. Работодатели высказывают недовольство выпускниками, но сами не участвуют в выявлении профессиональной мотивации и ориентации абитуриентов, не предоставляют имеющиеся материально-технические объекты в качестве баз практик, недостаточно активно участвуют в научно-исследовательской работе учебного заведения, и уж никак не осуществляют целевое финансирование обучающихся по нужной для предприятия квалификации работника. С другой стороны, образовательные учреждения, реализуя образовательные программы на основе государственных образовательных стандартов, часто не учитывают интересы работодателей и потребности экономики, отказываются от приема абитуриентов на актуальные для рынка труда образовательные программы, а порой просто игнорируют взаимодействие с ведущими предприятиями и организациями, что также негативно отражается на эффективности экономики страны в целом.

Основным регламентом содержания профессиональной образовательной программы, адаптированной к потребности рынка труда и требованиям работодателей в сфере обслуживания, являются Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, Общероссийский классификатор услуг населению, Перечень услуг бытового обслуживания населения. Это определяет для учебных заведений задачи формирования образовательных программ, после освоения которых выпускник становится обладателем компетенций, т.е. знаний и умений, отвечающих требованиям работодателей. С другой стороны, объединения работодателей должны принимать непосредственное участие в формировании образовательных программ, измерении и оценке качества выпускников, аккредитации и т.п.

 

2.2. Оценка эффективности функционирования предприятий бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан

Эффективность функционирования предприятий  бытового обслуживания населения оценивается с точки зрения взаимодействия факторов макроэкономической (внешней) среды и микроэкономической (внутренней) среды предприятий.

Эффективность функционирования предприятий  БОН можно оценить, с одной  стороны:

– по занимаемой ими на текущей момент доле рынка и возможности  существенно увеличить объем  продаж;

– по устанавливающейся  зависимости результатов хозяйственной  деятельности предприятий от влияния конкурентов;

– по возрастной структуре  основных фондов предприятий;

– по возможности осуществлять инвестиции в развитие бизнеса;

– по обеспеченности предприятия  необходимым персоналом и быстроте замещения образовывающихся вакансий.

С другой стороны, на эффективность  функционирования предприятий бытового обслуживания населения существенное влияние оказывает сформировавшийся бизнес-климат (макросреда).

На экономическую деятельность предприятий, оказывающих социально-значимые виды бытовых услуг, оказывает ряд факторов. Перечень факторов не одинаков для всех видов социально-значимых бытовых услуг.

Бытовое обслуживание населения является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан и занимает 11% в структуре всего платного сервиса. Этот вид деятельности обеспечивает сокращение времени населения на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях, способствуя увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдых, удовлетворения культурных потребностей и т.п.

Структуру бытового обслуживания в основном составляют следующие виды услуг:

- услуги предприятий по прокату;

- услуги парикмахерских;

- услуги бань и душевых;

- услуги фотоателье;

- ремонт и строительство жилья;

- услуги химчисток и прачечных;

- изготовление и ремонт мебели;

- ремонт и техобслуживание транспортных средств;

- ремонт бытовой техники;

- ремонт и  пошив швейных изделий;

- ремонт и пошив обуви;

-ритуальные  и прочие виды бытовых услуг.

Рис.2. Структура  в разрезе видов бытовых услуг по данным

администраций МР и ГО РБ

 

В настоящее  время, бытовое обслуживание населения в республике, в основном, представлено организациями малого и среднего бизнеса, удельный вес которых составляет 98,5% , это 8315 предприятий, на которых трудятся более 30,5 тысяч человек (по данным администраций муниципальных образований).

В январе-августе 2011 года объём услуг бытового характера составил 12096, 1 млн. рублей, или 104,4% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2010 года. Объём бытовых услуг на душу населения составил 2971 рублей. По оперативным данным Республика Башкортостан по объёму оказанных бытовых услуг занимает 7 место среди субъектов Российской Федерации и 2 место в ПФО.

Доля бытовых  услуг, оказанных населению Республики Башкортостан, в структуре всего платного сервиса за отчетный период 2011 года занимает 4 место и составляет 11%, за аналогичный период 2010 года – 10,6%.

Основную часть  объема бытовых услуг традиционно  составляют следующие виды услуг: ремонт и строительство жилья (59,6%), техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (7,3%), ремонт и пошив одежды (7,3%), ремонт бытовой техники (6,0%), а также парикмахерские услуги (6,0%).

Среди основных факторов внешней среды, которые оказывают существенное влияние на эффективность ведения бизнеса предприятиями данной отраслевой группы, можно выделить следующие: доступность трудовых, земельных и иных производственных ресурсов; уровень энергоснабжения; государственное и городское регулирование; развитость инфраструктуры бизнеса.

 

2.3. Положение сферы бытового обслуживания в кризисный период

Финансово-экономический  кризис характеризуется тем, что  значительная часть граждан чувствует неуверенность в завтрашнем дне из-за угрозы потери работы или существенного уменьшения заработной платы. Во времена кризиса многие ощущали последствия кризисных явлений, лишившись возможности приобретать обычные для себя товары и услуги из-за существенного сокращения доходной части семейного бюджета.

Сфера бытовых  услуг как и вся экономика также переживала кризис. За последние 20 лет это уже третий кризис для отрасли.

Первый кризис – период перехода к рыночным отношениям и активной приватизации. Тогда отрасль понесла самые большие потери. Почти исчез сельский сервис, разрушена система отраслевой специализации и кооперации. Из отрасли ушло около половины работников.

Второй кризис в 1998 году привел к существенному  переделу собственности. Многие предприятия лишились своих производственных площадей, оборудования. Продолжился отток кадров. В последующем, в период повышения уровня жизни населения страны, многие предприятия получили второе дыхание. Началось их активное развитие, особенно услуг парикмахерских, ломбардов, фотолабораторий, ремонт бытовой техники.

Третий кризис, окончившийся в 2010 году, также нес значительный разрушительный потенциал. Доходы населения сокращались. Многие организации сферы обслуживания повышали цены на свои услуги. Обоснование простое: тарифы на энергоресурсы (электроэнергия, газ), стоимость транспортных, коммунальных услуг в 2008 – 2009 годах существенно возросли.

По данным Федеральной  службы государственной статистики индексы потребительских цен в 2008 и 2009 годах ежемесячно составляли 112–115%, что на 4–5 пунктов выше «благополучного» 2007 года.

Спрос на услуги сокращался пропорционально уменьшению доходов граждан. В среднем на каждые 10% уменьшения доходов, на 25–30% падал спрос. Однако по отдельным видам услуг, прежде всего услугам, традиционным для определенной категории потребителей, спрос оставался постоянным по объему услуг или количеству заказов. По другим услугам граждане переходили на самообслуживание: сами стирают белье, ремонтируют одежду, квартиру и т.д. и даже после выхода из кризиса неохотно начинают пользоваться услугами бытовых фирм.

Индексы физического объема бытовых услуг населению РФ в 2008 году зафиксировали существенное снижение по ряду услуг, в том числе: ремонт радиоэлектронной аппаратуры и другой бытовой техники – на уровне 96,2%, химчистка и крашение – 91%, услуги прачечных – 88%, услуги бань и душевых – 99,9%, ритуальные услуги – 99,1%.

В период финансово-экономического кризиса перед сферой бытовых  услуг и соответственно органами государственного и муниципального управления отраслью появился ряд специфических для данного периода задач, которые должны решать и решают предприниматели и власть.

В частности, это:

1) недопущение возрастания социальной напряженности в регионе, которая имеет место из-за необоснованного повышения цен и тарифов на услуги или отсутствия услуг первой необходимости;

2) сохранение сети предприятий отрасли;

3) удовлетворение спроса на услуги, особенно услуги первой необходимости, на услуги невысокой стоимости;

4) продолжение работы по повышению уровня безопасности и качества предоставляемых отраслью услуг и одновременно осуществление возможного снижения цен и тарифов на услуги;

5) обеспечение большой доступности предоставляемых предприятиями услуг, в том числе на те услуги, спрос на которые может возрасти.

Главная задача для органов государственно го управления с учетом высокой социальной значимости бытового обслуживания – не допустить ошибок предыдущих кризисов 1991 и 1998 годов, в течение которых отрасль понесла весьма ощутимые потери и до настоящего времени не восстановилась в полном объеме.

Информация о работе Анализ проблем бытового обслуживания населения