Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:02, курсовая работа
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном управления персонала. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики
Введение
Глава 1. Понятие адаптации
1.1 Цели адаптации
1.2 Виды адаптации
1.3 Этапы адаптации
1.4 Организация управления адаптацией
1.5 Программы адаптации
Глава 2. Понятие профессиональной ориентации
2.1 Понятие, задачи и механизмы управления профессиональной ориентации
2.2 Профессиональная ориентация и психологическая поддержка незанятого населения в России
2.3 Психологические проблемы профессиональной ориентации взрослых.
2.4 Связь понятий «адаптация» и «профориентация»
Глава 3. Опыт профессиональной ориентации и адаптация
3.1 Зарубежный опыт
3.2 Российский опыт
Заключение
Список литературы
Перед службой занятости встала необходимость создания эффективно действующей системы профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения, оказывающей услуги различным социальным группам населения в соответствии с их потребностями.
В целях оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке в органах службы занятости Иркутской области выделено 60 единиц. Выделяя дополнительную численность целевым назначением, ФСЗ предусматривала, что в каждой районной и городской службе должно быть не менее одного профконсультанта (а там, где этого требуют обстоятельства, два и более). Этот специалист должен оказывать услуги только по профориентации, а не совмещать их с другими.
К специалистам профориентации предъявляются следующие требование: кроме квалификационных требований - высшее образование, предпочтительно психологическое, педагогическое, социологическое, медицинское, необходимы чисто человеческие качества, склонность к работе с людьми, желание учиться и не бояться трудностей.
В связи с усложнением ситуации на рынке труда — нарастанием процессов высвобождения работников, незащищенности выпускников учебных заведений — на первый план была выдвинута проблема оказания этим категориям населения социально-психологической помощи, с одной стороны, и их профессиональной ориентации — с другой. Можно выделить следующие направления работы профконсультанта:
1. Профинформационная работа.
К целям профинформационной работы можно отнести: организацию информационного пространства, позволяющего клиенту получить максимум сведений о мире профессий, рынке профессий в регионе, предоставление информации, формирующей представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, в результате чего создаются предпосылки для осознанного выбора клиентом сферы деятельности, профессии.
Для этого были сформированы информационные банки данных о профессиях и спросе на них в регионе. В них содержится информация:
- об актуальной и перспективной конъюнктуре рынка труда;
- основные региональные потребности в пользующихся спросом квалифицированных кадрах;
- описание пользующихся спросом профессиях, их социальный статус, профессиональные требования, условия труда.
Профинформация, которая доводится до населения, дается с учетом возрастных, социальных и национальных особенностей граждан.
Профинформация осуществляется через беседы, лекции, публикации, всевозможные средства массовой информации, мероприятия, проводимые в индивидуальной и групповой формах.
Цель профконсультирования - оказание помощи клиенту в выборе, перемене профессии, подборе профиля переобучения с учетом его интересов, возможностей, состояния здоровья, а также ситуации на рынке труда.
Основной задачей профконсультанта является определения поля выбора профессии.
Помимо этой основной проблемы существуют и другие, с которыми клиент обращается к психологу-консультанту:
- неприятие ситуации, статуса безработного,
- потребность в поддержке, сочувствии,
- неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах, тревожность,
- запрос на снятие напряженности и саморегуляцию,
- конфликтное поведение во время приема,
- профессиональное самоопределение (выбор или перемена профессии),
- расхождение запрашиваемой профессии с профессией по диплому (с образованием),
- выбор профиля переобучения (если существуют реальные возможности выбора),
- вопросы профессионального становления, карьеры.
В результате совместной работы с клиентом расширяется его информированность о содержании различных профессий, согласуются самооценка, уровень профпритязаний и возможности клиента, вносятся коррективы в профессиональные планы и намерения клиента.
Профконсультант осуществляет не только оперативную, но и профилактическую работу. По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми.
По целевому признаку консультации могут быть диагностическими, медико-психологическими, информационными, корректирующими, развивающими, формирующими. Поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условный характер.
Важную роль в построении взаимодействия с клиентом играет ориентация конкретного профконсультанта на ту или иную стратегию организации психологического консультирования.
Задача профконсультанта найти компромисс между профессиональными интересами клиента и его возможностями.
Профотбор проводится на определенные профессии при направлении клиента на переобучение исходя из интересов, возможностей, способностей человека и ситуации на рынке труда.
2. Психологическая поддержка.
В случае невозможности быстрого разрешения проблем у безработных развивается внутриличностный конфликт — противоречие между мотивами, установками, ценностными ориентациями и возможностями их реализации.
Развитие внутриличностного конфликта происходит примерно по такой схеме:
- наличие тяжелых жизненных обстоятельств, оказывающих психотравмирующее влияние;
- переживание в связи с невозможностью справиться с трудностями собственными силами, проявляющееся в состоянии внутреннего беспокойства и эмоционального напряжения;
- появление чувства неудовлетворенности собой, приводящее к неустойчивой самооценке и пессимистической оценке жизненной перспективы;
-повышение чувствительности к определенным жизненным обстоятельствам, выражающееся в том, что реакция на них становится излишне эмоциональной.
Целями психологической поддержки являются:
- снятие у клиента чувства повышенного уровня тревожности, состояния эмоционального психологического дискомфорта;
- повышение его адаптивности к условиям социальной среды, содействие ему в переоценке его жизненной ситуации.
Существуют три вида психологической поддержки:
Информационная — расширение соответствующего поля сознания клиента.
Эмоциональная — постижение путем сопереживания эмоциональных состояний клиента для преодоления их аффективной значимости.
Реальная — оказание помощи клиенту в форме практических действий.
Необходимым компонентом поддержки безработных граждан является психологическая поддержка сотрудников службы занятости, в том числе и психологов-профконсультантов.
Вопросы переориентации, повторного трудоустройства и переподготовки взрослых людей сегодня создают ряд проблем в психологическом плане.
Человек, включаясь в трудовую деятельность, попадает в водоворот разнообразных событий и трансформаций. Как пишет финский психолог М. Волакен, для большинства людей переход к полноценной рабочей жизни состоит из цепочки событий, включающих безработицу, короткие периоды занятости, дальнейшее профессиональное совершенствование, смену профессий.
Кроме того, переход от одной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от ситуаций первичного профессионального самоопределения подростка. Одной из важнейших особенностей переориентации является наличие у ее субъекта уже сформированных и закрепленных в предшествующей деятельности знаний, навыков, опыта и профессионально-важных качеств личности.
Другой важнейшей особенностью ситуации перехода зрелого человека к новой деятельности является снижение с возрастом объективной возможности развития, качественного изменения личности, образования у нее новых психологических структур, отвечающих требованиям деятельности.
Недостаточный учет этих тенденций в ходе переориентации взрослого человека ведет к серьезным издержкам личного и социально-экономического плана.
Процесс переориентации имеет сложную, многоярусную внутреннюю структуру. В нем выделяется три этапа:
- завершение работы на предыдущем месте,
- безработица и выбор нового вида занятий,
- освоение новой деятельности.
Первый этап продолжается с момента осознания личностью предстоящей потери работы до момента фактического увольнения. Хотя человек продолжает работать, проблема поиска последующего занятия становится для него все более и более актуальной. В итоге снижается интерес к текущей деятельности и ее эффективность. Растет удаление от основной массы сотрудников, которым не грозит увольнение. У людей повышается раздражительность и обидчивость. Растет их заболеваемость, обостряются хронические простудные болезни, увеличивается число несчастных случаев на работе и вне ее.
Именно на этом этапе необходимо:
- обеспечить человека объективной и, по возможности, учитывающей его индивидуальные особенности информацией;
- формировать умение грамотно анализировать ее, а также свои интересы и способности;
- вырабатывать психологическую готовность к предстоящей потере работы;
- стимулировать уже в это время активный практический поиск работы.
Второй этап начинается сразу после увольнения. Среди противоречий, составляющих содержание второго этапа, нужно выделить противоречие между социально-экономическими (зарплата, удаленность места работы и т.д.) и психологическими (уже сложившиеся профессиональные интересы и способности) факторами выбора новой деятельности. Частным проявлением этого противоречия является нежелание устраиваться на работу, требующую более низкого уровня образования. Сегодня, когда среди безработных, зарегистрированных на биржах труда, большинство составляют лица с высшим образованием, а вакансии имеются главным образом на рабочие профессии, данное противоречие оказывается весьма актуальным.
Помогают преодолеть трудности этого этапа любимые увлечения (хобби), участие друзей и близких, целенаправленная социальная и психологическая поддержка. В процессе консультирования важно снизить вероятность случайного, стихийного выбора профессии под влиянием поверхностной информации, а также меру необходимости выбора, повысить его осознанность и самостоятельность. Профессиональная переориентация — прежде всего самостоятельная деятельность личности, строящаяся на основе определенных знаний (о рынке труда, вакансиях, требований различных профессий к человеку и т.д.) и умений (адекватно оценить свои интересы, способности и опыт, грамотно соотнести их с содержанием деятельности различных профессий и т.д.). Психологу в ходе переориентации необходимо подвести клиента к самостоятельному выбору путем подсказок, отвечающих уровню внутренней готовности к осуществлению такого выбора.
Третий этап связан с освоением выбранной профессии. С учетом динамики психических состояний личности в нем можно выделить три фазы.
Первая фаза — начало переподготовки или адаптации на производстве, когда происходит общее знакомство с деятельностью. Она характеризуется: удовлетворенностью решением проблемы профессионального определения, оптимизмом и надеждой на успех; снижением психической напряженности и стабилизацией эмоциональных реакций; хорошей работоспособностью; высокой внутренней готовностью к усвоению и выполнению требований деятельности.
Однако в это время представление о профессии еще довольно расплывчато, еще нет четких знаний всего диапазона ее требований к личности специалиста, тем более что они не проверены собственным опытом.
Вторая фаза - начинается с переходом к освоению конкретных профессиональных навыков и умений, когда на передний план выходят другие группы индивидуальных качеств, определяющие успех именно в данной деятельности. Здесь обостряется основное противоречие данного процесса: между требованиями новой деятельности, опытом личности и модальностью уже закрепленных в предыдущей деятельности особенностей ее психики. Дополнительную остроту придает существующий в ходе переориентации взрослых лимит времени на освоение новой профессии.
Если данные противоречия оказываются для личности неразрешимыми, то падает эффективность деятельности и удовлетворенность ею, снижается оценка собственных возможностей, осознается ошибочность выбора, это, в конечном счете, ведет вновь к потере рабочего места и резкому ухудшению психического состояния.
Успешное разрешение противоречий означает вступление личности в третью фазу освоения новой деятельности, характеризующуюся дальнейшим совершенствованием профессионально важных качеств. Данный процесс сопровождается стабилизацией психического состояния, улучшением отношения к профессии и общего настроения.
Более успешными при переориентации будут люди мобильные, склонные к постоянному самосовершенствованию, переходу от одной деятельности к другой, обладающие психологической устойчивостью к критическим ситуациям, связанным с такого рода переходами.
В условиях рыночной экономики и высокой структурной динамичности современного производства возможность потери рабочего места составляет своего рода дремлющую опасность всего профессионального пути личности. Поэтому, даже имея работу, нужно готовиться к ее потере, “держать в уме” несколько вариантов возможного трудоустройства, постоянно обновлять свой личный “банк данных” рабочих мест, расширять диапазон своих профессиональных возможностей.