Влияние внешней и внутренней среды на деятельность организации

Автор: 9*********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Организация является важнейшим понятием в менеджменте. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.

Содержание

Введение……………………………………………………………….........2
Основная часть:
Глава 1. Влияние внешней среды на деятельность организации:
1.1. Понятие внешней среды организации………………………………..4
1.2. Анализ факторов внешней среды…………………………………….6
1.3. Анализ неопределенности организационной среды……………….14
Глава 2. Влияние внутренней среды на деятельность организации:
2.1. Элементы внутренней среды организации и степень их влияния на организацию………………………………………………..………………….19
2.2. Взаимосвязь элементов внутренней среды организации…………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………….........29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 38.87 Кб (Скачать)

Субъективные методы включают «интуитивное» или индивидуальное мнение эксперта или группы экспертов. Однако имеется целый ряд количественных методов для построения макроэкономических прогнозов, в том числе: 

·          регрессионные модели. Статистический метод для определения наибольшего  соответствия между прогнозируемой переменной и другими переменными; 

·          анализ временных рядов. Этот метод  предполагает исследование прошлых  тенденций на протяжении определенного  периода времени и использует их для прогнозирования дальнейших действий в будущем; 

·          экономические модели. Этот метод  состоит из регрессионных уравнений, которые описывают случайные  отношения[13]. 

Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей  жизни, работы, потребления и оказывают  значительное воздействие практически  на все организации. Новые тенденции  создают тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах  и услугах, определяя новые стратегии  организации. Подтверждением этому  может служить возросшая обеспокоенность  западных потребителей состоянием окружающей среды, на кото­рую некоторые организации ответили применением перерабатываемой упаковки и отказом от использования в производстве хлористых фторуглеводородов[14]. 

Можно перечислить  основные социально-культурные факторы, с которыми организации сталкиваются чаще всего: 

·          рождаемость; 

·          смертность; 

·          экономия энергии; отношение к правительству; проблемы межэтнических отношений; 

·          коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции; 

·          стиль жизни; образовательные стандарты; 

·          располагаемый доход; 

·          покупательские привычки; отношение  к труду; 

·          отношение к отдыху; 

·          отношение к качеству товаров  и услуг; 

·          коэффициент средней продолжительности  жизни; 

·          требование контроля за загрязнением окружающей среды; 

·          социальная ответственность; 

·          социальное благосостояние[15]. 

Политические и  правовые факторы. Различные факторы  законодательного и государственного характера могут влиять на уровень  существующих возможностей и угроз  в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Та­кая оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию. 

Таких факторов много, еще больше их различных сочетаний, поэтому выделим и перечислим наиболее часто встречающиеся при  проведении анализа внешней среды: 

·          расстановка политических сил; отношения  между деловыми кругами и правительством; 

·          патентное законодательство; 

·          федеральные выборы; 

·          законодательство об охране окружающей среды; 

·          правительственные расходы; 

·          антимонопольное законодательство; 

·          государственное регулирование; 

·          изменения в налоговом законодательстве; 

·          денежно-кредитная политика; 

·          политические условия в иностранных  государствах; размеры государственных  бюджетов; 

·          отношения правительства с иностранными государствами[16]. 

Некоторые из этих факторов воздействуют на все коммерческие организации, например, изменения в налоговом  законодательстве[17]. Другие — существенны, прежде всего, для политических организаций, например, расстановка политических сил или результаты выборов в  Государственную Думу. Третьи —  только на небольшое количество фирм, действу­ющих на рынке, например, антимонопольное законодательство. Однако в той или иной мере, прямо или опосредованно, политические и правовые факторы воздействуют на все организации. Например, на производителя игрушек будут влиять стандарты безопасности игрушек, изменения в правилах импорта и экспорта сырья, оборудования, технологий и готовой продукции, изменения в налоговой политике государства и т.п. 

Технологические факторы. Революционные технологические  перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью  роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые  виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать. Некоторые открытия могут создавать новые отрасли промышленности и закрывать старые. Хороший пример — изобретение аудиодисков. Гигантские заводы, выпускавшие виниловые грампластинки, подобные подмосковному Апрелевскому, закрылись или перепрофилировались, а их рыночную нишу поделили между собой множество небольших производств аудиодисков. Их влияние на организации часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного — и шире — социального прогресса. 

Воздействие технологических  факторов можно оценивать как  процесс созидания нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологические  перемены укорачивают среднюю продолжительность  жизненного цикла продукта, поэтому  организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой  новые технологии. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например, на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов) или, например, на маркетинговые службы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видов  продукции[18]. 

  

1.3. Анализ неопределенности  организационной среды 

Организации стараются  получить представление о неопределённых условиях посредством анализа, пытаясь  свести многочисленные факторы обстановки к модели, которая будет понятной и согласно которой можно действовать. 

Обстановка, с которой  сталкиваются организации, не одинакова. Этой обстановке соответствуют различные  уровни неопределенности. Они могут  быть классифицированы на основе анализа  двух характеристик: 

·          степени простоты или сложности  обстановки; 

·          степени стабильности или нестабильности (динамичности) событий. 

Измерение неопределенности внешней среды по принципу «простая-сложная» имеет отношение к количеству и несхожести внешних элементов, связанных с деятельностью организации: в сложной внешней среде взаимодействует множество различных внешних элементов, оказывающих влияние на организацию[19]. 

Неопределенность  внешней обстановки возрастает с  увеличением динамичности или же с усложнением ее условий. Степень  динамичности внешней среды определяется темпом и частотой изменений. 

Сложность может  возникать из различий в элементах  внешней среды, с которыми сталкивается организация (например, международная  организация, работающая во многих странах), а также быть результатом суммы  знаний, необходимых для того, чтобы  справиться с воздействием обстановки (например, требование к аэрокосмической  компании). 

Приведем примеры  организаций, которые действуют  в простой среде. Это может  быть продовольственный магазин  или курсы обучения иностранному языку. В данных случаях единственными  действительно важными внешними элементами являются несколько конкурентов, поставщики и потребители. Государственное  регулирование минимальное, изменения  в культуре имеют незначительное воздействие. 

В сложной среде  действуют университеты или районные управы. В университетах пересекается целый спектр наук. Они являются местными центрами культурного обмена и обмена научными ценностями. Университеты вступают во взаимодействие с правительством и фондовыми учреждениями, профессиональными  и научными ассоциациями, выпускниками, корпорациями. Это формирует большее  количество внешних элементов и  сложную внешнюю обстановку. Районные управы выполняют разнообразные  хозяйственные и социально-политические функции, направленные, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения  и организаций, действующих на территории района. Их работа определяется постановлениями  префекта и мэрии, запросами и  жалобами населения, необходимостью обеспечения  успешной работы в районе городских  служб и многими другими факторами[20]. 

Измерение неопределенности внешней среды по принципу «стабильная-нестабильная». Данная характеристика имеет отношение к темпам изменения внешней среды. Организации могут действовать гам, где изменения одного или многих факторов происходят медленно или очень быстро. Например, компании по производству электронно-вычислительной техники действуют в очень нестабильных или динамичных внешних условиях, в то время как многие муниципальные учреждения (например, общеобразовательные школы или службы по уборке территории) работают в стабильной обстановке[21]. 

Состояние «простая—нестабильная». В такой внешней обстановке происходит дальнейшее возрастание уровня неопределенности. Хотя у организации может быть всего несколько внешних факторов воздействия, их изменения труднопредсказуемы и они неожиданно реагируют на инициативы организации. Примерами организаций, действующих в таком типе внешней среды, являются производители модной одежды, персональных ЭВМ, шоу-бизнес. Действующие в этом секторе организации сталкиваются с постоянно меняющимися предложением и спросом[22]. 

Состояние «сложная-стабильная внешняя среда» представляет в некоторой степени более высокий уровень неопределенности. При внешнем аудите необходимо учесть большое количество факторов, проанализировать и оценить их воздействие на эффективность организации. Однако в подобной среде внешние факторы не меняются быстро или неожиданно. Деятельность университетов, компаний по производству электрооборудования, страховых компаний осуществляется именно в такой сложной стабильной среде. Существует большое количество внешних элементов, но, хотя они и меняются, перемены относительно постепенны и предсказуемы. 

Состояние «сложная—нестабильная». Наиболее высокий уровень неопределенности возникает в сложной-нестабильной обстановке. На организацию воздействует большое количество внешних факторов, они часто изменяются и резко реагируют на инициативы организации. Когда одновременно меняются несколько факторов, внешняя среда становится «бурлящей», или, как ее называют, турбулентной. С такой средой сталкиваются, например, электронные фирмы и авиакомпании. Так, в случае с авиакомпаниями: в течение всего лишь нескольких последних лет им пришлось противостоять росту числа региональных авиакомпаний, разрегулированию, войне цен, взлету цен на топливо, тесноте в аэропор­тах, изменению спроса потребителей и т.д. С подобными ситуациями сталкиваются аэрокосмические корпорации, компании связи, фармацевтические фирмы и многие другие. 

Показатели сложности  и нестабильности внешней среды  по-разному воздействует на организационное  поведение отдельных функциональных подразделений организации. Рассмотрим в качестве примера воздействие  этих показателей на кадровую службу организации. 

Простая и стабильная среда — самая простая для  работы отдела кадров. Прогнозирование  потребности в персонале относительно несложно, поскольку оно может  основываться на прошлых тенденциях. Необходимость изменения методов  стимулирования труда и мотивации  незначительны в связи с низкими  уровнями конкуренции. Доходы от продажи  и уровни прибыли, скорее всего, будут  оставаться постоянными, поэтому фонд заработной платы не меняется. Применяются  рутинные процедуры для поиска и  отбора пер­сонала. Оценить информацию о внешней среде относительно легко, так как количество включенных элементов невелико. 

Сложная и стабильная среда. С точки зрения перспектив управления персоналом, этот случай также  не представляет серьезных проблем. Прогнозирование потребности в  дополнительной рабочей силе относительно несложно в связи с высоким  уровнем стабильности и довольно значительным постоянством рынка труда. Оценка информации гораздо сложнее  из-за значительного количества вовлеченных  элементов. Однако нет серьезной  необходимости для изменения  политики в отношении работы с  персоналом, так как используемые методы работы достаточно эффективны[23]. 

Простая и нестабильная среда. Этот случай представляет более  значительные проблемы. В связи с  высоким уровнем динамичности ситуации на рынке прогнозирование результатов  работы осложнено. Проблемы оценки менее  значительны вследствие небольшого количества действующих элементов. Однако, возможно, придется пересматривать и совершенствовать методы отбора персонала, систему премирования, мотивации. 

Информация о работе Влияние внешней и внутренней среды на деятельность организации