Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:23, курсовая работа
Задачи учета материалов и их классификация. Организация учета материалов, их себестоимость и оценка в текущем учете. . Материалы, их классификация, оценка.
Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалте-рии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в кото-рые записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ве-дут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным карточек составля-ют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости ана-литического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соот-ветствующих синтетических счетах и данными карточек складско-го учета.
При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца под-считанные по документам итоговые данные о поступлении и рас-ходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.
При втором варианте трудоемкость учета значительно умень-шается, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.
Сальдовый метод учета материалов. Более прогрессивным является опера-тивно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов. При сальдо-ном методе бухгалтерия не дублирует складского сортового учета нив огдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомо-с гих, а использует в качестве регистров аналитического учета карточ-ки учета материалов, ведущиеся на складах.
Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет пра-вильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру матери-алов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков ма-териалов на складе (без оборотов прихода и расхода).
После проверки и визирования работником бухгалтерии ведо-мость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
При сальдовом методе учета материалов поступившие в бух-галтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладываются в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатур-ных групп материалов. По данным контрольной картотеки доку-ментов составляются отчеты по формам государственного статистического наблюдения. Кроме того, по истечении месяца картоте-ку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп в крупных организациях бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверя-ют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами за-писей в регистрах синтетического учета.
Сальдовый метод учета материалов является одним из наибо-лее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета.
При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ве-домости, ведомости остатков, сальдово-сличительные ведомости) составляются на машинах.
Аналитический учет материалов в бухгалтерии с применением средств вычислительной техники можно осуществлять также по-средством составления сортовых оборотных ведомостей по номен-клатурным номерам на основании поступающих первичных доку-ментов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При переносе данных из карточек складского учета в компьютер на их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий оста-ток материалов (в количественном и суммовом выражениях) по первичным документам, по карточкам складского учета и выявля-ются отклонения между этими данными.
Оба изложенных варианта аналитического учета материалов с применением ЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово-сличительных ведомостей для сверки данных бухгал-терского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверка с карточками складского учета производится вручную, что значительно затруд-няет поиск и обнаружение ошибок.
При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского учета и ведением складского хозяйства. В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метол аналитического учета материалов, соче-тающий прогрессивность сальдового метода и меньшую трудоем-кость разработки регистров и поиска ошибок при втором варианте.
При комбинированном методе осуществляется постоянный конт-роль за складским учетом и составляются сортовые оборотные (оборотно-сличительные) ведомости. Данные о начальных остат-ках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.
Учет материалов.
Учет материалов регулируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, зарегистрированым в Минюсте России 19.07.2001 N 2806.
Порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе ПБУ 5/01 определяется в методических указаниях по учету материалов, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 119н, выдержки из которых приведены в данном тексте.
Целью учета материалов является своевременное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета информации о наличии и движении материалов на складах организации.
К бухгалтерскому учету в качестве материалов принимаются активы, используемые в качестве сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и т.п. при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд предприятия.
Основными задачами бухгалтерского учета материалов являются:
формирование фактической себестоимости материалов (оценка материалов);
правильное и своевременное документальное оформление операций по поступлению материалов , перемещению и отпуску материалов на производство и другие цели;
контроль за сохранностью материалов в местах их хранения и на всех этапах движения. Учет недостач и порчи материалов, выявленных в результате приемки;
контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов материалов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
своевременное выявление ненужных и излишних материалов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения этих материалов в оборот;
проведение анализа эффективности использования материалов.
При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих методов:
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени приобретений запасов (метод ФИФО);
по себестоимости последних по времени приобретений запасов (метод ЛИФО).
Применение одного из методов по конкретному наименованию производится в течение отчетного года.
Отражение операций по движению сырья, материалов, топлива, запасных частей и т.п. ценностей осуществляет по счету 10 "Материалы" плана счетов бухгалтерского учета.
Общая схема движения материалов в организации.
Все операции поступления, перемещения, расходования материалов должны оформляться с помощью утвержденных форм первичных документов. Первичные документы должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых реквизитов, и иметь соответствующие подписи. На основании корректно оформленных первичных документов формируются бухгалтерские проводки, отражающие поступление материалов, а также транспортно-заготовительные расходы, возникающие при поступлении материалов. Аналогично, бухгалтерскими проводками, отражается расход или выбытие материалов.
Для обеспечения надлежащего контроля за сохранностью материалов в организациях необходимо предусмотреть:
наличие оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок для материалов открытого хранения;
размещение материалов по секциям складов, а внутри них по отдельным группам и типам сортам размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) т.о., чтобы была обеспечена возможность быстрой приемки, отпуска и проверки наличия материалов;
оснащение мест хранения материалов измерительными приборами и мерной тарой;
организации, там где это необходимо и целесообразно, участки централизованного раскроя материалов;
установление порядка нормирования расхода материалов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);
определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск материалов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление первичных документов, а также за сохранность вверенных им запасов;
определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз материалов со складов и иных мест хранения организации;
периодическое проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения.
Порядок ведения бухгалтерского учета специального инструмента приспособлений оборудования и специальной одежды определяется в методических указаниях Министерства Финансов, утвержденных приказом от 26 декабря 2002 г. за № 135н.
18