Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:23, курсовая работа
Задачи учета материалов и их классификация. Организация учета материалов, их себестоимость и оценка в текущем учете. . Материалы, их классификация, оценка.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспор-тную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах. Первый из них служит основанием для списания ма-териалов у грузоотправителя; второй - для оприходования матери-алов получателем; третий предназначен для расчетов с автотранс-портной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного доку-мента у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке ма-териалов.
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основ-ных средств и т. п., оформляют однострочными или многострочны-ми накладными на внутреннее перемещение материалов, которые вы-писывают цехи-сдатчики в двух экземплярах. Один из них являет-ся основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного доку-мента.
Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, у других предприятий и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги.
Документами, подтверждающими стоимость приобретенных материалов, являются товарный счет и акт (справка), которые со-ставляет подотчетное лицо с участием других должностных лиц предприятия. В них излагается содержание хозяйственной опера-ции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и иены. Подотчетное лицо отражает в акте (справке) также данные паспорта продавца товара. Акт (справка) прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.
Документальное оформление расходования материалов. Материалы отпускают со склада орга-низации на производственное потреб-ление, хозяйственные нужды, на сто-рону для переработки и в порядке ре-ализации излишних и неликвидных материалов. Документальное оформление отпуска материалов покажем на примере крупного производственного пред-приятия с цеховой структурой.
Для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления предприятия осу-ществляют соответствующие организационные мероприятия. Важ-ным условием контроля за рациональным использованием матери-алов, например, является их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются службой снаб-жения на основе данных об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.
Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на по-лучение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разреше-ния на вывоз с предприятия материалов. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.
Порядок документального оформления отпуска материалов за-висит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности отпуска материалов.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды, ежедневно оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются соответствующей службой в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на| один месяц. Могут применяться квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операций; номер склада;
отпускающего материалы; цех-получатель; шифр затрат; номенк-латурный номер и наименование отпускаемых материалов; едини-цу измерения и лимит месячного расхода материалов, который ис-числяют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.
Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой -- складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.
Отпуск материалов со складов производят в пределах установ-ленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену од-ного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной. При за-мене в лимитно-заборной карте материала делают запись: "Замена, смотри требование № ____", - и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад ма-териалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.
Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. При наличии современной вы-числительной техники расчеты лимитов и выписку лимитно-за-борных карт целесообразно осуществлять на машинах, что позво-лит повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.
Если материалы со склада отпускаются нечасто, то отпуск оформляют однострочными или многострочными требованиями-накладными. Требования выписывают цехи-получатели в двух эк-земплярах. Один из них с распиской кладовщика остается в цехе, второй с распиской получателя - у кладовщика.
Для учета движения материалов внутри предприятия при-меняют однострочные или многострочные требования-наклад-ные. Накладные составляют материально ответственные лица уча-стка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых с распиской получателя остается на месте, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.
Отпуск материалов сторонним организациям или своим хозяй-ствам, расположенным за пределами предприятия, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону. Их выписывает служба снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов. Первый экземпляр накладной остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.
При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.
Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью предста-вители цехов-получателей расписываются в получении материалов и самих карточках складского учета, которые становятся в связи с 1тим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек складского учета уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.
В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию предприятия по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах. Первый из них сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземп-ляре, второй остается на складе.
В небольших, особенно непроизводственных, организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются и актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником организа-ции, ответственным за приемку, хранение и реализацию продук-ции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.
1.3. Учет материалов на складах и в бухгалтерии
Учет материалов на складах. Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами в крупных организациях создаются специализированные
склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов. Кроме центральных складов в раз-личных структурных подразделениях организации могут быть кла-довые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по организации присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящих-ся к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.
На складах (в кладовых) любой по размеру организации мате-риальные ценности размещаются по секциям, а внутри них - по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быст-рую их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).
Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером ор-ганизации. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответст-венности.
Если в штатном расписании организации отсутствует дол-жность заведующего складом, то его обязанности могут быть воз-ложены на любого работника организации с его согласия с обяза-тельным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товар-но-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем организации.
На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик за-полняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В материальном ярлыке указывают наименование ма-териалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.
Сортовой учет материалов. Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета мате-риалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку. Такой учет, называемый сор-тным учетом, осуществляют только в натуральном выражении.
Карточки открывают в бухгалтерии и записывают в них следу-ющие данные: номер склада, наименование материалов, их марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный но-мер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, где кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остат-ка материалов.
Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и т. п.) и лень совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов, заведу-ющий складом обязан сообщить об этом в службу снабжения.
Ведение учета материалов допускается также в книге сортового учета, которая содержит те же реквизиты, что и карточка склад-ского учета.
В условиях компьютеризации и автоматизированного склад-ского хозяйства вместо карточек учета материалов применяют систематически составляемые машинограммы-ведомости движения и остатков материалов. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках учета материалов. Одна-ко в отличие от многочисленных карточек машинограммы-ведо-мости ведут лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и со-стоянием материалов на складе и оперативного управления произ-водством.
Первичные документы после записи их данных в карточ-ки учета материалов передают в бухгалтерию. Лимитно-забор-ные карты передают по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.
В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных службах и подразделениях (пункты, отделения) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца их поступления, расходе и остатке на конец месяца. В них наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.
При использовании материальных отчетов отпадает необходи-мость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты ма-териально ответственных лиц.
Учет материалов в бухгалтерии. Все первичные документы по движе-нию материалов со складов и подраз-делений организации поступают в бух-галтерию. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за закон-ностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением коли-чества материалов на цену).