Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:20, реферат
Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие – работают менее успешно. Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически грамотного управления его деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать.
Экономико-экологический анализ – составная часть управления природоохранной деятельностью предприятия, основным содержанием которого является исследование взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешний среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, для обоснования оптимального инвестиционного проекта.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – это метод системного исследования объекта на стадии проектирования, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами изделия и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Предметом его исследования являются функции, которые выполняет объект, и затраты на их обеспечение. Основная задача ФСА – создание такого варианта изделия, который наиболее полно удовлетворял бы основным функциональным запросам потребителя и был бы наиболее экономичным с точки зрения производителя.
В последние годы все более широкое применение находит логистический анализ, с помощью которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков.
В ходе институционального анализа оценивается организационная, правовая, политическая обстановка, в рамках которой будет осуществляться деятельность предприятия, изучаются нормативная база, отношения с местными властями, партнерами и контрагентами по бизнесу и вырабатывается стратегическая и тактическая политика предприятия в области делового сотрудничества с ними, что также способствует повышению эффективности функционирования предприятия.
По методике изучения объектов различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, ситуационный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ, SWOT- анализ, ABC- анализ и т.д.
Качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов.
Количественный (факторный) анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких, фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени и средств.
Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Ситуационный анализ можно охарактеризовать как процесс подготовки информации для управления конкретной ситуацией в изменяющейся среде. Он позволяет исходя из глубокого понимания ситуации и динамики ее развития вырабатывать более обоснованные управленческие решения и принимать своевременные меры по предотвращению кризисного состояния. Для его проведения требуются системное аналитическое исследование, способное всесторонне оценить ситуацию и последствия принимаемого решения, умение генерировать и анализировать альтернативные варианты решений в условиях полной или частичной неопределенности.
Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении которых финансовый результат будет равен нулю. Оптимальный уровень производства оказывается в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода. Знание критических и предельных величин позволяет более эффективно управлять бизнес-процессами.
С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия.
SWOT- анализ (strengths – сила, weaknesses – слабость, opportunities – возможности, threats – угрозы) используется в стратегическом планировании. Его назначение – установить потенциальные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, потенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса.
ABC- анализ – важный инструмент, используемый на предприятии для определения ключевых моментов и приоритетов в области управленческих задач, процессов, материалов, поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов.Классификация управленческих задач в соответствии с их приоритетами способствует концентрации усилий на решении важшейших задач, выполнении наиболее срочных работ, делегировании менее важных задач сотрудникам более низкого звена управления.
Каждая форма анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.
1.3.Основные принципы и методы, используемые для оценки
финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Проводя анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, необходимо руководствоваться определенными принципами и правилами, выработанными наукой и практикой (рис. 1.1).
Рис.1.1.Принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности
предприятия
Принцип научности означает, что методология аналитического исследования должна базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, достижения научно-технического прогресса, передового опыта, новейшие методы экономических исследований.
Принцип комплексности аналитического исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.
Принцип обеспечения системного подхода ориентирует исследователей рассматривать каждый объект анализа как сложную динамическую систему, состоящую из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и с внешней средой. Согласно этому принципу изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов, взаимовлияния элементов на систему и на среду, а также влияния самой системы на ее структурные элементы.
Принцип объективности предполагает исследование экономических процессов на основе достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность. Из этого принципа вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методического инструментария анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.
Принцип действенности – это необходимость активного воздействия анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на достижение поставленных целей, своевременного выявления недостатков, просчетов, упущений в работе, изучения путей повышения эффективности работы. Этот принцип обуславливает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, разработки конкретных мероприятий, обоснования, корректировки и уточнения текущих и перспективных планов.
Принцип регулярности означает, что анализ должен проводиться планомерно, систематически, а не от случая к случаю. Этот принцип предполагает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.
Принцип оперативности выражается в умении быстро и четко проводить анализ, своевременно выявлять причины отклонения от поставленных целей предприятия и принимать необходимые корректирующие меры по устранению отрицательного воздействия факторов.
Принцип массовости (демократизм) предусматривает участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.
Государственный подход при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования обязывает учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.
Принцип эффективности означает, что затраты на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия должны давать многократный эффект.
Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Различают общую и частную методики анализа.
Общая методика используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики. Частные методики конкретизируют общую применительно к определенным отраслям экономики, типам производства, объектам исследования, видам анализа.
Любая методика анализа представляет собой указания или методологические советы по проведению аналитического исследования, а именно:
1) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;
2) описание способов и приемов исследования изучаемых объектов;
3) указания по организации анализа, его методическому, техническому и информационному обеспечению;
4) рекомендации по оформлению результатов анализа.
Методика проведения и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает совокупность конкретных методов (приемов), способов выполнения технико-экономического анализа. Основные методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия отражены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основные методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Название методов | Содержание методов |
Неформализованные методы | Логическое, субъективное исследование |
Экспертный | Оценка ситуации высококлассными специалистами |
Морфологический | Систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вариантов и выбор сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных вариантов |
Рейтинговый | Систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей |
Фактографический | Анализ зафиксированных фактов в средствах массовой информации, научных работах и т.д. |
Мониторинг | Детальный, систематический анализ изменений |
Логическое моделирование | Построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц |
Фундаментальный | Изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики |
Технический | Основан на выполнении детального всестороннего анализа отдельных параметров показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия |
Формализованные методы | Строгие формализованные аналитические зависимости |
Факторный | Выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов |
Конъюктурный | Установление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения |
Математический | Цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов, дисконтирование |
Статистический | Корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполяционный, ковариационный анализ; методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки; графический и Индексный методы обработки рядов динамики |
Методы исследования операций и принятия решений | Использование теорий графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов, байесовский анализ, сетевое планирование |
Эконометрические | Матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой баланс |
Экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование | Дескриптивные (описательные), предикативные (предсказательные, прогностические) и нормативные модели; системный анализ, машинная имитация; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование |
Информация о работе Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия