Шпаргалка по "Анализ хозяйственной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 16:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Анализ хозяйственной деятельности".

Работа содержит 1 файл

анализ хоз деят-ти.doc

— 553.00 Кб (Скачать)

1. Предмет  и задачи анализа хозяйственной  деятельности (АХД)

 

Термин «анализ» происходит от греческого слова «analisis», что означает разделение, разложение объекта на составные части, элементы.

Анализ – это способ познания предметов и явлений, основанный на разделении целого на составные части и изучении элементов, выявлении их взаимосвязей, взаимозависимостей.

Получая на основе анализа  характеристики элементов исследуемых  предметов, процессов, явлений ставится цель получения оценки исследуемого процесса, предмета, явления. Поэтому возникает потребность в использовании другого метода познания – синтеза.

Синтез – это метод  познания, основанный на обобщении  характеристик отдельных элементов целого, их взаимосвязей и взаимозависимостей  с целью получения общей характеристики предмета, явления, процесса, в целом.

Как анализ, так и синтез при их практическом использовании  не применимы друг без друга. Глубокое и всестороннее исследование возможно только на базе одновременного применения анализа и синтеза.

Анализ и синтез издавна применяются во всех областях практической и научной деятельности человека (политической, общественной, социальной, экологической, культурно-бытовой, экономической и др.).

Широкое применение как  методы исследования анализ и синтез получили в хозяйственной деятельности.

Развитие и становление  анализа хозяйственной деятельности обусловлено рядом внешних и внутренних факторов.

С одной стороны, расширение масштабов производства, развитие производительных сил и производственных отношений, промышленности, средств коммуникаций потребовали не приблизительных подсчетов, а точных оценок в планировании издержек, прибыли, при обосновании управленческих решений. Практические потребности общества побудили к поиску наиболее оптимальных способов использования ресурсов и затребовали всесторонних, глубоких и достоверных оценок.

С другой стороны, объективное  развитие экономической науки и  связанная с ним дифференциация отраслей объективно предопределили выделение экономического анализа в отдельную отрасль.

Современный экономический анализ представляет собой специальную систему знаний исследования экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне и причинно – следственных  связей между ними.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий и объединений, их экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение через систему экономической информации.

Предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических процессов и явлений на предприятии.

Целью анализа хозяйственной  деятельности на предприятии выступает исследование  хозяйственной деятельности предприятия для:

  • определения тенденций хозяйственного развития;
  • научного обоснование планов и управленческих решений;
  • обеспечения контроля за выполнением плана;
  • оценки достигнутых результатов;
  • выявления резервов.

Таким образом, можно  выделить следующие задачи анализа  хозяйственной деятельности:

  1. обеспечение и повышение научной обоснованности бизнес-планов и нормативов; это достигается путем глубокого экономического анализа деятельности предприятия за ряд лет, с помощью выявления закономерностей развития и прогнозов на перспективу;
  2. контроль за выполнением планов и соблюдением нормативов, за эффективным использованием ресурсов, для этого проводится анализ достигнутых результатов, факторный анализ выполнения плана, что позволяет оперативно воздействовать и принимать решения;
  3. поиск резервов повышения эффективности хозяйствования и разработка мероприятий по их внедрению на предприятии, что достигается на основе факторного анализа результатов и эффективности использования ресурсов, достижений науки и практики;
  4. обоснование и принятие оптимальных решений, что достигается с помощью проведения  анализа безубыточности, эффективности использования ресурсов.

Следует отметить, что  субъектами управления, а, значит, и  анализа выступают, как внутренние, так и внешние пользователи.

На предприятии субъектами управления выступают руководители различного уровня управления, от мастера цеха до генерального директора. Они представляют собой так называемую группу внутренних пользователей анализа.

Внешние пользователи анализа - это субъекты управления, находящиеся за пределами предприятия (кредиторы, инвесторы, налоговые органы, органы госуправления, аудиторы и т.д.)

Выделение групп заинтересованных лиц позволяет обозначить разные задачи анализа, с точки зрения,  выделенных пользователей.

2. Роль  экономического анализа в управлении предприятием

 

Система управления включает в себя следующие составляющие:

Планирование определяет направления и содержание деятельности предприятия и его структурных подразделений.

Организация воплощает планы в жизнь.

Контроль – это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

 Учёт обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля хода выполнения планов и производственных процессов.

Анализ – это изучение и оценка использования всех видов хозяйственных процессов и результатов работы предприятия с целью повышения её эффективности. В процессе анализа раскрываются экономические и социальные факторы, влияющие на эффективность производства, что служит основой для выбора и обоснования управленческого решения.

Итак, экономический анализ является одной из функций управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

3. Информационное  обеспечение АХД  и организация аналитической работы

 

В информационной базе анализа  ведущая роль принадлежит бухгалтерскому учёту и статистической отчётности.

Информационное обеспечение  АХД – это система экономических данных, которые представляются в установленные сроки органам государственного управления и содержат разностороннюю количественную и качественную характеристику производственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период.

В анализе используются следующие регистры бухгалтерского учёта: журналы-ордера, ведомости аналитического учёта, первичные документы.

Из привлекаемых для  анализа источников информации важная роль принадлежит плановой и нормативной  информации.

При анализе также используются внеучётные источники информации: материалы аудиторских проверок, ревизий, протоколы производственных совещаний, переписи оборудования, проектно-конструкторская и технологическая документация.

В целом вся документация, используемая для анализа, зависит от сферы деятельности предприятия.

Эффективность анализа  хозяйственной деятельности в значительной мере зависит от правильности планирования аналитической работы и её организации.

Весь процесс анализа  состоит из следующих этапов:

1. Составление программы, которая определяет цели и объем анализа, круг исполнителей, последовательность и сроки исполнения.

2. Подбор источников  информации и контроль их достоверности.

3. Систематизация  и аналитическая обработка данных  путём составления таблиц, графиков с целью выявления причинных связей и степени влияния различных факторов на уровень основных технико-экономичес- 
ких показателей.

4. Обобщение  результатов анализа, оформление  их в соответствующем документе, сводный подсчёт резервов и разработка конкретных предложений по устранению скрытых недостатков и повышению эффективности производства.

5. Контроль результатов  анализа.

АХД на предприятиях обычно осуществляется экономическими и техническими службами.

      1. Метод анализа хозяйственной деятельности

 

Под методом любой науки понимают  способ исследования своего предмета.

Методом анализа  хозяйственной деятельности является диалектический способ исследования, основанный на комплексном, системном изучении, измерении, обобщении и  применении специальных приемов, системы показателей  к данным учета, отчетности, другим источникам информации с целью повышения эффективности хозяйствования.

Метод  анализа хозяйственной  деятельности основан на системном подходе, применении детализации, систематизации и обобщения.

Системный подход предполагает рассмотрение объекта исследования как системы.

Системный подход базируется на следующих принципах:

  • динамичности;
  • взаимодействии;
  • комплексности;
  • целостности;
  • соподчиненности;
  • выделении ведущего звена.

Практическое применение системного подхода при проведении анализа хозяйственной деятельности включает следующие  этапы:

а) построение модели;

б) подбор показателей;

в) расчет показателей  и построение графической схемы  объекта;

г) построение экономико-математической модели объекта в виде уравнения, неравенства, их систем;

д) работа с моделью.

Применение системного подхода при исследовании экономических  процессов и явлений возможно на основе использования приемов  детализации, систематизации, обобщении.

Детализация -  выделение составных частей изучаемых процессов и явлений. Детализация изучаемого объекта в экономическом анализе позволяет получить более глубокие и всесторонние характеристики и оценки.

Систематизация  – построение модели изучаемого объекта, выделение главных элементов системы, их взаимосвязей, взаимозависимостей, соподчиненности.

Обобщение – выделение типичных существенных свойств, характеристик, факторов.

5. Методика  комплексного анализа хозяйственной  деятельности

Методика  – совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.

Различают:

  • общую методику – это система исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики;

  • частную методику – конкретизирует общую методику относительно определенных отраслей экономики, типов производства или объектов исследования.

При выполнении комплексного АХД выделяются следующие этапы:

1. уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

2. разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

3. собирается и подготавливается к анализу необходимая информация.

4. проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

5. выполняется факторный анализ.

6. выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

7. происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Такая последовательность выполнения аналитических исследований является наиболее целесообразной с точки зрения теории и практики АХД.

В качестве важнейших элементов методики анализа  выступают технические приемы и  способы. Среди них можно выделить традиционные логические способы и приемы – сравнение, балансовый прием, средних и относительных величин, графический способ, приемы аналитической группировки.

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного и нелинейного программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и др.

 Применение тех  или иных способов зависит  от цели и глубины анализа,  объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Анализ хозяйственной деятельности"