Роль финансового анализа в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего
субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных
отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его
функционирования

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

1.1. ФИНАНСОВАЯ  УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО

СОСТОЯНИЯ

Финансовая  сторона деятельности предприятия является одним из основных

критериев его  конкурентного статуса. На базе финансовой  оценки делаются

выводы об инвестиционной привлекательности того или иного  вида деятельности и

определяется  кредитоспособность предприятия.

Перед финансовыми  службами предприятия ставятся задачи по оценки финансового

состояния и  разработке мер по повышению финансовой устойчивости. [13, с.3]

Финансовое состояние  в общих чертах обусловлено степенью выполнения

финансового плана  и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и

других источников, если они предусмотрены планом, а  также скоростью оборота

производственных  фондов и особенно оборотных средств. Таким образом, хорошо

организованное  финансовое планирование, базирующееся на анализе финансовой

деятельности, служит залогом хорошего финансового состояния.

Финансовой состояние  – важнейшая характеристика экономической  деятельности

предприятия. Оно  определяет конкурентоспособность  предприятия, его потенциал

в деловом сотрудничестве, является оценкой степени гарантированности

экономических интересов самого предприятия и  его партнеров по финансовым и

другим отношениям.

Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей производственно-

хозяйственной деятельности предприятия. Определение его на ту или иную дату

отвечает на вопрос, насколько правильно предприятие  управляло финансовыми

ресурсами в  течение отчетного периода. Однако партнеров и акционеров

интересует не процесс, а результат, то есть сами показатели и оценки

финансового состояния, которые можно определить на базе данных официальной

публичной отчетности. [33, с.44-45]

В настоящее  время разработано и используется множество методик оценки

финансового состояния  предприятия, таких как методика Шеремета А.Д., Ковалева

В.В., Донцовой Л.В.,  Никифоровой Н.А., Стояновой Е.С., Артеменко В.Г.,

Белендира М.В. и  другие. И отличие между ними заключается  в подходах,

способах, критериях  и условиях проведения анализа. Однако для отрасли связи,

по мнению автора, наиболее близко подходит  методика Шеремета А.Д. и

Сайфулина Р.С., а также Ковалева В.В. на эту методику и делается упор в

дипломной работе.

Используемая  методика предназначена для обеспечения  управления финансовым

состоянием предприятия  и оценки финансовой устойчивости в  условиях рыночной

экономики.

Одна из важнейших  характеристик финансового состояния  предприятия –

стабильность  его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана

со структурой баланса предприятия, степенью его  зависимости от кредиторов и

инвесторов. Но степень зависимости от кредиторов оценивается не только

соотношением  заемных и собственных источников средств. Это более многогранное

понятие, включающее оценку и собственного капитала, и  состава оборотных и

внеоборотных  активов, и наличие или отсутствие убытков и т.д. [15, с.82]

Кроме того, финансовое состояние предприятия небезразлично  налоговым органам

– с точки  зрения способности предприятия  своевременно и полностью уплачивать

налоги. Наконец, финансовое состояние предприятия  является главным критерием

для банков при решении вопроса о целесообразности выдачи ему кредита,

размерах процента и срока.

Таким образом, от улучшения показателей финансового  состояния предприятия

зависят его  экономические перспективы, надежные деловые отношения с

партнерами. [33, с.44-45]

Под воздействием внутренних и внешних факторов финансовое состояние

предприятия постоянно  изменяется, поэтому ни само предприятие, ни участников

рынка не удовлетворяют  дискретные отчетные данные о финансовом состоянии

предприятия. Им необходимо знать и качественную характеристику финансового

состояния, то есть насколько оно устойчиво во времени, как долго оно может

сохраняться под  воздействием внутренних и внешних  факторов, и какие

упреждающие меры необходимо предпринять для сохранения этого нормального

состояния или  для выхода из предкризисного  или  кризисного состояния. [13,

с.3-4]

Для решения  среднесрочных и стратегических задач по развитию предприятия

руководству необходимо иметь соответствующий инструментарий для оценки и

прогнозирования изменения финансовой устойчивости. [13, с.4]

Практически применяемые  сегодня в России методы анализа  финансово-

экономического  состояния предприятия отстают  от развития рыночной экономики.

Несмотря на то, что в бухгалтерскую и статистическую отчетность уже внесены и

вносятся изменения, в целом она ещё не соответствует  потребностям управления

предприятием  в рыночных условиях, поскольку существующая отчетность

предприятия не содержит какого-либо специального раздела  или отдельной формы,

посвященной оценки финансовой устойчивости отдельного предприятия. Финансовый

анализ предприятия  проводится факультативно и не является обязательным.  [1,

с.6]

У предприятия, с одной стороны, возникает потребность  в наличии своевременной

и полной информации для принятия управленческих решений и оценки их

результатов. С  другой стороны, предприятие должно предоставить

соответствующую информацию и тем, кто инвестировал (или собирается

инвестировать) в него свои средства. Наряду с этим, и в условиях рынка

продолжает сохраняться  необходимость отчета перед государством о правильности

налоговых отчислений. [30, с.19]

Финансовый анализ в зависимости от классификации  пользователей  и их целей

можно разделить  на внутренний и внешний. Соответственно финансовая отчетность

подразделяется  на  внешнюю и внутреннюю в зависимости от пользователей и

целей её составления. [13, с.12]

К внутренним пользователям  относится управленческий персонал предприятия. Он

принимает различные  решения производственного и  финансового характера.

Например, на базе отчетности составляется финансовый план предприятия на

следующий год, принимаются решения об увеличении или уменьшении объема

реализации, ценах  продаваемых товаров, направлениях инвестирования ресурсов

предприятия, целесообразности привлечения кредитов  и другого. Очевидно, что

для принятия таких  решений требуется полная, своевременная  и точная

информация, поскольку  в противном случае предприятие  может понести большие

убытки и даже обанкротиться.

Приведенная  табл. 1 дает сжатую и наглядную картину  того, какой интерес у

наиболее важных групп пользователей вызывает тот  или иной источник информации

о деятельности предприятия. [30, с.19-24]

                                                                       Таблица 1

                    Пользователи финансовой отчетности                   

     Пользователи  информации Интересы Источники

1 2 3

Менеджеры предприятия Оценка эффективности производственной и финансовой деятельности; принятие управленческих и финансовых решений Внутренние отчеты предприятия; финансовая отчетность предприятия

Органы налогообложения Налогообложение Финансовая отчетность; налоговая отчетность; данные внутренних проверок

Акционеры  Оценка адекватности дохода; степени рискованности сделанных инвестиций; оценка перспектив выплаты дивидендов Финансовая отчетность

Кредиторы  Определение наличия ресурсов для погашения кредитов и выплаты процентов Финансовая отчетность; специальные справки 

Продолжение таблицы 1

1 2 3

Поставщики  Определения наличия ресурсов для оплаты поставок Финансовая отчетность

Покупатели  Оценка того, насколько долго предприятие сможет продолжать свою деятельность Финансовая отчетность

Служащие  Оценка стабильности и рентабельности деятельности предприятия в целях определения перспективы своей занятости, получения финансовых и других льгот и выплат от предприятия Финансовая отчетность

Статистические  органы Статистические сообщения Статистическая отчетность; финансовая отчетность 
 

Кроме того, финансовая отчетность является связующим звеном между

предприятием  и его внешней средой. Целью представления предприятием

отчетности внешним  пользователям в условиях рынка  является, прежде всего,

получение дополнительных финансовых ресурсов на финансовых рынках. Таким

образом, оттого, что представлено в финансовой отчетности, зависит будущее

предприятия. Ответственность  за обеспечение эффективной связи  между

предприятием  и финансовыми рынками несут  финансовые менеджеры высшего

управленческого звена предприятия. Поэтому для  них финансовая отчетность

важна и потому, что они должны знать, какую информацию получат внешние

пользователи  и как она повлияет на принимаемые  ими решения. Это не значит,

что менеджеры  не имеют  в своем распоряжении дополнительной внутренней

информации о  деятельности предприятия, в отличие  от внешних пользователей,

для которых финансовая отчетность во многих случаях является основным

источником информации. Но поскольку решения внешних  пользователей при прочих

равных условиях принимаются на основе ограниченного  круга показателей

финансовой отчетности, именно эти показатели находятся в центре внимания

финансового менеджера  и являются завершающей точкой в  ходе оценки влияния

принятых управленческих решений на финансовое положение  предприятия.

Среди внешних  пользователей финансовой отчетности выделяются, в свою очередь,

две группы: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности в

компании;  пользователи, опосредованно заинтересованные в  ней.

К первой группе относятся:

1) нынешние и  потенциальные собственники предприятия,  которым необходимо

определить увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и

оценить эффективность  использования ресурсов руководством компании;

Информация о работе Роль финансового анализа в управлении предприятием