Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:08, курсовая работа
Целью рейдеров, как правило, служит не само предприятие, а его активы. Например в Москве предприятия в 99 процентах случаев захватываются ради земли и недвижимости, поскольку цена недвижимости обычно несопоставимо выше стоимости бизнеса. Также захватываться могут нематериальные активы предприятия и его производственные фонды. Но основным объектом захватов, как правило, является земля и недвижимость. В этом случае о развитии предприятия никакой речи не идёт. Другой вид захватов - производится с целью поглощения конкурента или основного поставщика и потребителя предприятия, с целью расширения на рынке. Но такие захваты распространены намного реже.
Рейдерство условно делится на «серое» и «чёрное». Чёрным оно называется когда, при захвате совершаются преступления (убийства, взятки, поделка документов), а серым – когда захват сопровождается «лишь» административными и процессуальными нарушениями. В последнее время всё больше применяются «серые» схемы, а откровенно криминальные способы (например, силовой захват) постепенно уходят в прошлое.
В своей работе, я сосредоточусь на двух аспектах феномена рейдерства : механизмы захватов предприятий ; и борьба с рейдерством, в том числе и совершенствование антирейдерского законодательства.
Введение………………………………………………..….... 2
Глава 1 Механизмы захвата предприятий…………….…..5
Глава 2 Борьба с рейдерством в России……………….…19
Заключение………………………………………….............31
Список использованной литературы………………….…..32
Сейчас
я рассказал об основных
Однако, во всяком рейдерском захвате, постоянно одно. Как сказал директор Российского агентства экономической безопасности : главные составляющие любого рейдерского захвата — это, во-первых, фальшивые документы, во-вторых, подкуп и коррупция, и, в-третьих, несовершенство системы регистрации предприятий.
Кроме
того, значительная часть захватов происходит
из за беспечности и юридической неграмотности
собственника, который не выстраивает
защищённую структуру собственности и
зачастую работает с нарушениями законодательства.
Всё это в полной степени используют рейдеры.
Глава 2
Борьба с рейдерством в России.
Борьба с рейдерством – это комплексное мероприятие, которое должно идти по трём основных направлениям :
– борьба с коррупцией
в целом (антикоррупционное
Оперативные мероприятия)
- внесение
поправок в гражданское и
- создание особых
антирейдерских структур, которые
бы смогли эффективно
Основным условием рейдерства является коррупция. В рамках борьбы с коррупцией в России проводится два основных мероприятия – это административная реформа и введение антикоррупционной экспертизы законодательства. В рамках административной реформы будет повышена эффективность исполнительных органов. Особый акцент делается на снижение уровня коррупции. Здесь основными мероприятиями являются усиление роли гражданского общества и объединений предпринимателей, создание специальных механизмов антикоррупционных расследований, усиление служб внутренней безопасности, разбиение административных процедур на отдельные стадии, их детальная регламентация и деперсонализация, регулярная ротация должностных лиц.
Примечательно, что в отдельных регионах предпринимательские объединения начали в порядке эксперимента сопоставлять, где в органах госуправления, прокуратуре, милиции, судах, нотариате и т. п. потворствуют рейдерству. За несколько месяцев определился почти строго очерченный круг лиц. В махинациях участвуют практически одни и те же люди. Стало быть, система порочна далеко не полностью и избавиться рейдерской коррупции можно немногочисленными, но хорошо спланированными акциями.
Важнейшим достижением является антикоррупционная экспертиза законодательства. Целью этой программы является выяснение коррупциогенности закона, то есть, изначально заложенной в нём возможность способствовать коррупции. Как сказал Френсис Бэкон – «возможность украсть создаёт вора». Намного лучше не создавать условий для возникновения коррупции, чем потом с ней бороться. Уже разработаны специальные методики анализа документов, и предполагается, что будет создан комитет по анализу как действующих, так и принимающихся законов. В итоге, коррупциогенную экспертизу должны проходить все законы издаваемые Государственной думой.
Эффективным шагом по борьбе с рейдерством являются поправки в законодательство и принятие новых законов. Об исключительной эффективности этого способа, свидетельствует тот факт, что после принятия в 2002 нового закона о банкротстве, захват через фиктивное банкротство сразу же перестало быть основной схемой рейдерских атак и рейдеры переключились на другие схемы.
Сейчас, проходит второе чтение законопроект о Центральном депозитарии. Создание центрального депозитария, позволит исключить целый ряд схем захвата через реестр акционера. Если раньше, АО часто захватывалось через фиктивную утрату реестра или фиктивную передачу реестра, то теперь такие схемы будут невозможны. Суть этого закона, в том, что АО ведут реестр, который находится в руках частных регистраторов. Они весьма подвержены давлению и подкупу, к этому присоединятся фактическая безответственность самих регистраторов. По новому закону, предлагается создать единый федеральный орган, который с высокой надёжностью может выступать в качестве регистратора. К слову, в Европе подобные органы существуют более 50-ти лет, и за это время они доказали свою надёжность и эффективность. Для тех фирм, которые будут продолжать пользоваться услугами частных регистраторов планируется внести изменения в ФЗ «о рынке ценных бумаг», «об акционерных обществах», в УПК и КоАП. В них планируется определить способы защиты владельцев ценных бумаг в случае их противоправного списания, а также ужесточить ответственность регистраторов за нарушение правил ведения реестра.
Комплексным
актом, который значительно исправит ситуацию,
является так называемый «антирейдерский
пакет». Он называется "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской
Федерации". Он принят на основе «Концепции
развития корпоративного законодательства
на период до 2008 года». Законопроект содержит
несколько принципиальных моментов:
• Во первых, в нём вводится понятие «корпоративных
споров» и устанавливается их исключительная
подведомственность арбитражным судам
. Смысл этого начинания в том, что бы исключить
рассмотрение спора в судах общей юрисдикции.
Это сделано потому, что арбитражные судьи
более профессиональны в таких вопросах
и у рейдера меньше шансов подкупить
или обмануть такой суд. В том числе и в
силу того, рассмотрение ведётся 3-мя судьями.
Недостаток этой нормы в том, что арбитражные
суды намного более дорогие и реализация
этого правила потребует значительных
затрат и расширения штата судей.
• Также вводится норма, о том что дело должно рассматриваться только по месту нахождения юридического лица Такой порядок рассмотрения корпоративных конфликтов, позволит лишить рейдеров возможности подавать иск в любом регионе страны. Сейчас очень распространена ситуация, когда рейдеры обращаются в свой «прикормленный» суд, и через его незаконное решение осуществляют захват Существует прецедент, когда решение деревенского суда остановила работу завода-гиганта. Захват осуществлён не был, но заводу были причинены огромные убытки.
• Вводится институт коллективного иска, позволяющий объединять требования значительных групп граждан и организаций в одно производство. Эта мера должна защищать интересы миноритарных акционеров, и способствует рациональному использованию судов.
• Суд обязан оперативно информировать компанию о начавшемся судебном разбирательстве, а также о его важнейших этапах. Это важнейшая мера. Как правило, рейдерские захваты ведутся скрытно, через заочный процесс. Основная цель – не допустить к разбирательству другую сторону и получить нужное судебное решение. Как правило, оно основывается на подложных документах, которые легко может опровергнуть другая сторона, если она участвует в процессе. Одна лишь эта норма, значительно усложнит осуществление захватов.
• Устанавливаются ограничения на принятие обеспечительных мер : это арест долей и акций, арест имущества предприятия, запрет органам и лица принимать решения рамках своей компетенции. Во-первых, суд может наложить такие меры лишь в судебном заседании, на котором должны присутствовать обе стороны. Это даёт возможность ответчику привести свои доводы против наложения подобных мер. Сейчас же, возможно заочное наложение обеспечительных мер. Это ведёт к тому, что рейдеры в нужный момент могут истребовать запрет на право голосования акциями на нужного акционера и получить большинство на голосовании или наложить арест на имущество предприятия, что чрезвычайно затрудняет оборону предприятия.
• Уточняется процедура обжалования решений органов управления организации, а также оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью. В частности, уточняется круг лиц, которые могут обратиться в суд с подобными требованиями. Сейчас, же многие внутренние решения предприятия, могут оспорить совершенно непричастные лица. Поэтому, рейдеры часто строят свои атаки на признании недействительными дополнительной эмиссии акций или на оспаривании внутренней политики предприятия.
• Продолжением этого начинания является сокращение сроков исковой давности при оспаривании решений органов юридического лица, а также актов государственной регистрации юридических лиц или изменений в их учредительные документы. Рейдеры часто используют старые нарушения, допущенные при создании юридического лица, пусть даже они крайне незначительны. Часто оспаривается порядок проведения дополнительной эмиссии и смены правления предприятия. Многие из рейдерских атак строятся как раз на оспаривании подобных действий.
• Важнейшая мера : Внеочередное собрание акционеров подлежит судебному контролю. Эта мера направлена исключительно на пресечение такой рейдерской схемы как «параллельное правление» и фиктивная схема руководителя. Рейдеры часто подделывают протоколы внеочередного собрания акционеров на которых принимаются нужные им решения. Теперь же внеочередные собрания будут подлежать предварительному судебному контролю, что значительно осложняет применение этой схемы.
• Планируется установить правило об обязательном соединении в одно производство тесно связанных между собой требований, вытекающих из одного спора. Рейдеры часто, подают целый веер исков в разные суды по одному и тому же делу с небольшими различиями в предмете иска или составе участников. Это приводит к запутыванию дела и противоречивости вынесенных решений, что часто используют рейдеры.
Особняком стоит проблема «добросовестного приобретателя». Хотя Гражданский кодекс и разрешает истребование имущества из чужого незаконного добросовестного владения, но практике, возврат украденных активов крайне затруднителен. Поэтому Комитет Госдумы по собственности предлагает ввести требование к новому владельцу о доказательстве чистоты истории владения приобретенной им собственности.
Сейчас
Депутаты Госдумы работают над поправками
к закону "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Несовершенство законов о госрегистрации
юридических лиц позволяет рейдерам на
правовой основе завладевать чужой собственностью.
Сейчас для рейдеров нет препятствий для
регистрации любых фиктивных документов,
потому что никто не проверяет их достоверность.
После принятия нового закона регистрирующий
орган будет обязан проводить проверку
представленных для регистрации сведений.
И направлять материалы в милицию, если
появятся малейшие признаки подлога. Проект
предусматривает, что протокол собрания
учредителей должен быть обязательно
заверен нотариусом, который несет ответственность
по закону за его достоверность. При регистрации
документов должна быть удостоверена
личность заявителя, чего сейчас не делается.
Закон запретит присылать заявления о
госрегиcтрации по почте, вводит обязательное
письменное уведомление со стороны регистрирующего
органа о планируемых регистрационных
изменениях – это предупреждает фиктивное,
незаконное списание имущества и его перевод
на нового собственника. Ценность этих
предложений трудно переоценить. При их
реализации станут невозможными целый
ряд рейдерских схем.
Особо
стоит вопрос о защите государственных
и оборонных предприятий. Сейчас они крайне
уязвимы для захватов. Собственно, антирейдерская
кампания была начата в результате громких
захватов оборонных предприятий. Оборонные
предприятия крайне уязвимы из за их недофинансирования.
Большинство из них, так или иначе находились
на грани банкротства, а многие из них
до сих пребывают в этом состоянии. Поэтому,
обанкротить и поглотить гос. предприятие
достаточно просто, через кредиторскую
задолженность, причём совершенно законно.
В ответ на это Правительство РФ приняло
постановление "О реализации мер по
предупреждению банкротства стратегических
предприятий и организаций, а также организаций
оборонно-промышленного комплекса"
Будет создана специальная Правительственная
комиссия, призванная внимательно отслеживать
ситуацию с финансовым обеспечением всех
предприятий ОПК и предупреждать саму
опасность банкротства на самых дальних
подступах. Одной из задач нового органа
власти станет контроль за своевременным
и ритмичным финансированием оборонно-значимых
предприятий по линии госзаказа.
Планируются
изменения и в уголовное законодательство.
Экспертная группа под руководством депутата
Государственной Думы, члена Комитета
по собственности Александра Агеева опубликовала
доклад "Рейдерство или инвестиционная
деятельность - переосмысление явления
в национальной экономике". В нём предлагается
создать при прокуратуре каждого федерального
округа специальные группы численностью
не менее 150-200 человек, которые будут заниматься
оперативными расследованиями фактов
криминальных поглощений. Также предлагается
разработать систему проверки документов,
поступающих на регистрацию в Федеральную
регистрационную службу и Федеральную
налоговую службу. В общей сложности в
докладе перечислено десять предложений,
призванных не просто изменить отношение
к рынку слияний и поглощений, но и существенно
сократить количество криминальных поглотителей.
В качестве наиболее радикальной меры
предлагается увеличить наказание, предусмотренное
первой частью 303 статьи УК РФ (фальсификация
доказательств по гражданскому делу):
вместо штрафа либо ареста от 2 до 4 месяцев
до 10 лет лишения свободы. А профильные
комитеты Госдумы желают проработать
возможные изменения в Уголовный кодекс
РФ. Предлагается взять за основу лишь
несколько статей УПК - мошенничество;
разбой; фальсификация доказательств;
вынесение заведомо неправосудных приговоров,
решения или иного судебного акта, подделка,
изготовление или сбыт поддельных документов,
, штампов, печатей, бланков. В каждую из
этих действующих норм вносится дополнение:
"то же деяние, повлекшее за собой приобретение/установление
контроля над юридическим лицом и/или
его активами или денежными средствами..."
Тем не менее, более правильным было решение
о выделении рейдерства в отдельную статью,
поскольку при рейдерском захвате могут
совершаться практически все преступления
предусмотренные уголовным законодательством
и следуя этой логике, в большинство статей
УК нужно добавлять квалифицированный
«рейдерский» состав. Правильно рассматривать
рейдерский захват как сложное преступление,
совершаемое посредством иных преступлений,
объединённых единым умыслом.