Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:46, контрольная работа
В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
Сравнение полученных результатов позволяет заключить: себестоимость единицы продукции, рассчитанная по методу “директ-костинг”, ниже полной себестоимости (по продукции А — на 2 тыс. руб., по продукции Б — на 2,6 тыс. руб.). В результате при калькулировании неполной себестоимости на 60 тыс. руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета полных затрат (255 - 195). Поэтому себестоимость реализованной продукции оказывается выше, а следовательно, прибыль меньше при методе учета переменных затрат на те же 60 тыс. руб. (145 - 85).
Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.
В отчете о прибылях и убытках, составленном
при использовании
Таблица 2
Отчет о прибылях и убытках (метод “директ-костинг”)
№ строки |
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
Выручка от реализации |
400 |
3 |
Переменная часть |
195 |
3 |
Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2) |
205 |
4 |
Постоянные затраты |
120 |
5 |
Операционная прибыль (стр. 3 - стр. 4) |
85 |
В отчете составленном, но результатам калькулирования полной себестоимости, показатель маржинального дохода не рассчитывается (таблица 3).
Таблица 3
Отчет о прибылях и убытках (метод калькулирования полной себестоимости продукции)
№ строки |
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
Выручка от реализации продукции |
400 |
2 |
Себестоимость реализованной продукции |
255 |
3 |
Операционная прибыль (стр. 1 - стр. 2) |
145 |
Международные бухгалтерские стандарты не разрешают использовать систему “директ-костинг” для составления внешней отчетности и расчета налогов. В чем же тогда состоит практическое значение этой системы?
Прежде всего ее использование позволяет оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами и доходом, а следовательно, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов при изменениях деловой активности.
В современных условиях управляющие должны знать, во что обходится производство отдельных видов продукции, независимо от того, каков размер арендной платы за помещение или какова заработная плата у директора и его помощников. Поэтому одним из принципов бухгалтерского управленческого учета является следующий: самая точная калькуляция не та, в которую после многочисленных и трудоемких расчетов включаются все затраты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции (выполнение работы, оказание услуги). Решить эту задачу можно, лишь используя систему “директ-костинг”.
Система “директ-костинг” позволяет проводить эффективную политику ценообразования. В некоторых ситуациях при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае, когда оплата за них не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до определенного предела, называемого “нижней границей цены”. За пределами этой границы выполнение подобных заказов нецелесообразно. Рассчитать значение границы позволяет системы “директ-костинг”.
Наконец, данная система позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат—лучше контролируемыми.
Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий.
Чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.
На следующем примере рассмотрим, каким образом использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости может способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой продукции. Предположим, предприятие производит и реализует три изделия:
Переменные издержки на производство и сбыт изделия А составляют 21 000 руб., изделия Б — 36 000 руб., изделия В — 23 000 руб., итого — 80 000 руб. Постоянные издержки предприятия составили 30 000 руб. и были распределены между изделиями пропорционально переменным издержкам. Рассчитаем затраты предприятия на производство и реализацию единицы каждого из этих изделий (таблица 4).
Таблица 4
Затраты предприятия на производство и реализацию единицы изделия (руб.)
Показатель |
Изделие | ||
А |
Б |
В | |
Переменные затраты |
21,0 |
30,0 |
15,3 |
Постоянные затраты |
7,9 |
11,3 |
5,7 |
Полная себестоимость |
28,9 |
41,3 |
21,0 |
Цена |
35,0 |
40,0 |
25,0 |
Прибыль |
+6,1 |
-1,3 |
+4,0 |
Как видно из данной таблицы, прибыль на единицу изделия Б является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить это изделие в ассортименте или отказаться от его производства, необходимо рассчитать прибыль предприятия от реализации всех производимых им изделий. Для получения прибыли важно, чтобы сумма выручки превышала сумму переменных затрат.
В рассмотренном примере общая выручка от реализации всех изделий составляет 120 500 руб. (35 000 + 48 000 + 37 500), валовые издержки предприятия 110 000 руб. (80 000 + 30 000), а прибыль предприятия от реализации всех изделий составила 10 500 руб. (120 500-110 000).
Поскольку
предприятие имеет в
В случае отказа от производства изделия Б выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого изделия и составит 72 500 руб. (120 500-48 000). При этом также сократятся издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для производства и реализации изделия Б на величину 36 000 руб. (1 200 * 30). В связи с тем, что постоянные затраты не зависят от объема производства, отказ от производства изделия Б не повлияет на их величину.
Затраты предприятия без производства изделий Б составят 74 000 руб. (110 000-36 000). В этом случае убытки предприятия составят 1 500 руб. (72 500-74 000), а общие убытки будут равны 12000 руб. (10 500 + 1 500), имея в виду, что 10 500 руб. для предприятия — прямая потерянная прибыль.
Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от “убыточных” изделий и потерять прибыль. Использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости позволяет избежать подобных ошибок (таблица 5).
Таблица 5
Расчет маржинального дохода на единицу изделия (руб.)
Показатель |
Изделие | ||
А |
Б |
В | |
Средние переменные затраты |
21,0 |
30,0 |
15,3 |
Цена |
35,0 |
40,0 |
25,0 |
Средняя величина маржинального дохода |
+14,0 |
+10,0 |
+ 9,7 |
Как видно, у всех трех изделий маржинальный доход на единицу изделия положительный. Если отказаться от производства 1 шт. изделия Б, предприятие теряет 10 руб. маржинального дохода. Отказ от производства 1 200 шт. изделия Б приведет к потерям в размере 12 000 руб. (1 200 * 10). Отсюда можно сделать вывод: изделие Б необходимо сохранить в ассортименте.
Теперь предположим, что предприятие имеет возможность производить и реализовывать новое изделие Г в объеме 1 700 шт. по цене 30 руб. за 1 шт. При этом средние переменные затраты по этому изделию составляют 17 руб. Выпуск и реализация данного изделия предприятию выгодна. Средняя величина маржинального дохода равна 13 руб. (30-17). Увеличение прибыли предприятия от данного изделия составит 22 100 руб. (1700 х 13).
Однако производственные мощности предприятия пригодны для производства только 4 000 шт. изделий. Если предприятие собирается наладить производство нового изделия Г, ему придется отказаться от выпуска 1 400 шт. других изделий. Отсюда вопрос: стоит ли вводить в ассортимент новое изделие и если да, то производство каких изделий следует сократить?
Величина маржинального дохода для единицы изделия Г составляет 13 руб. Среди всех производимых предприятием изделий наименьшая средняя величина маржинального дохода у изделия В ( 9,7 руб.). Если отказаться от производства 1 400 шт. изделий В, то предприятие потеряет 13 580 руб. (1 400 * 9,7), в то же время от выпуска изделия Г предприятие дополнительно получит 22 100 руб. Выигрыш предприятия от изменения в ассортименте составит 8 520 руб. (22 100-13 580).
В таблице 6 показано, как изменится прибыль предприятия, когда оно начнет выпускать изделие Г.
Таблица 6
Расчет прибыли предприятия после изменения в ассортименте
№ |
Показатель |
Изделие |
Всего | |||
А |
Б |
В |
Г | |||
1. |
Объем выпуска, ед. |
1 000 |
1 200 |
100 |
1 700 |
4 000 |
2. |
Выручка от реализации всего выпуска, руб. |
35 000 |
48 000 |
2 500 |
51 000 |
136 500 |
3. |
Совокупные переменные затраты, руб. |
21 000 |
36 000 |
1 530 |
28 900 |
87 430 |
4. |
Совокупные постоянные затраты, руб. |
- |
- |
- |
- |
30 000 |
5. |
Прибыль (стр. 2 -стр. 3-стр. 4), руб. |
- |
- |
- |
- |
19 070 |
Как видно,
в результате обновления продукции
положение предприятия
И так, при анализе поведения прибыли, затрат и объема нужно быть осторожным, так как не всегда соблюдаются первоначальные допуски. Как только меняются условия, может измениться критическая точка и предполагаемая прибыль.
Главное преимущество этого метода заключается в разделении постоянных и переменных затрат. Это позволяет решать такие важнейшие задачи управления затратами, как: