Предпосылки и признаки проявления неплатежеспособности предприятия организации. Психологические аспекты антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:03, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении предпосылок и признаков проявления неплатежеспособности предприятия, изучении психологических аспектов антикризисного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
1.НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - 4 -
1.1.ПРЕДПОСЫЛКИ НЕПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. - 4 -
1.2.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. - 7 -
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ. - 10 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 13 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 14 -

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Саратовский Государственный Технический Университет 
 
 

Кафедра: «Менеджмент, коммерция и право» 
 
 
 

Реферат

На тему «Предпосылки и признаки проявления неплатежеспособности предприятия организации. Психологические аспекты антикризисного управления». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов, 2011

 

Содержание

 

Введение

 

    В современных условиях рыночной экономики  многие организации сталкиваются с  такой проблемой как неплатёжеспособность предприятия. В наиболее общем виде неплатежеспособность организации  представляет неспособность субъекта предпринимательской деятельности исполнить, после наступления установленного срока их оплаты, денежные обязательства перед кредитором, что может привести к банкротству.

    Антикризисное управление как понятие стало  активно использоваться в последние  десятилетия. Опасность кризиса существует всегда: в управлении всегда существует риск цикличного развития социально-экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов. Управление социально-экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным. Антикризисное управление — это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания.

    Цель  моей работы заключается в рассмотрении предпосылок и признаков проявления неплатежеспособности предприятия, изучении психологических аспектов антикризисного управления. 
1.Неплатежеспособность предприятия

1.1.Предпосылки неплатёжеспособности предприятия.

 

    Всякое  предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения  с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.1

    Лицо, по отношению к которому возникло обязательство, называется кредитором. Кредитор имеет право требовать от должника исполнения обязательств, а также возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

    Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами, вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособный, или несостоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам:

    1. поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов: их товары, деньги и услуги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д.;
    2. формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что блокирует из-за дефицита средств в полной мере исполнение бюджета, выплату пенсий и т.д.

    Иными словами, неплатежеспособное предприятие  является носителем финансового ущерба кредиторам, оказывает на них депрессирующее влияние путем изъятия их ресурсов.

    В конечном счете неплатежеспособное предприятие ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором:

    • или дать предприятию некий контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление, что может быть реализовано в рамках некоторого ограниченного во времени (временного) соглашения;
    • или выставить требования о ликвидации данного предприятия и продажи его имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или хотя бы частично требования кредиторов.

    Можно выделить внутренние и наружные предпосылки  неплатежеспособности предприятия.

    Внутренними причинами неплатежеспособности предприятия выступают:

  • некорректная концептуальная мысль компании, в том числе неверная оценка потребностей рынка;
  • недостаточные предпринимательские возможности собственников компании и ее менеджмента;
  • бесконтрольное скопление внутри компании заемных средств в огромных количествах;
  • старение основного капитала, сначала, производственного оборудования, сказывающееся на неспособности компании своевременно обновлять ассортимент продуктов и услуг и поддерживать на соответствующем уровне их качество;
  • резкое понижение спроса на продукцию, работы, услуги предпринимательской компании. 2
 

    Наружными причинами неплатежеспособности выступают:

  • повышение цен на ресурсы, приводящее к увеличению издержек производства, а это, в свою очередь, - к повышению цен производимого предпринимательской компанией продукта;
  • стихийные бедствия;
  • непостоянность и противоречивость государственного законодательства и интернациональных правовых норм;
  • обострение конкурентных коммуникаций компании во наружной среде бизнеса;
  • макроэкономическая и политическая ситуация, в том числе стабильность наружных деловых коммуникаций в среде бизнеса.

 

1.2.Классификация  признаков неплатежеспособности  предприятия.

 

    Классифицировать  неплатежеспособности предприятий можно  по разным признакам, в частности, по: 

    
  • причинам  возникновения;
  • характеру развития;
  • по степени легитимности;
  • отношению к определенному периоду времени;
  • перспективе восстановления платежеспособности;
  • периоду восстановления платежеспособности.
 

    Предприятие может оказаться неспособным  погасить свои обязательства в силу внешних причин, таких как нарушение договорных обязательств контрагентами, внезапное, трудно предсказуемое изменение рыночной конъюнктуры, стихийные бедствия, изменение законодательства и т.д. Неплатежеспособность, вызванная подобными внешними факторами, носит экзогенный характер. Если же неплатежеспособность возникает под влиянием внутренних факторов (неразработанная инвестиционная политика, непрофессионализм персонала и т. д.), то ее следует классифицировать как эндогенную. Однако чаще всего к неплатежеспособности предприятие приводят как внешние, так и внутренние факторы. Например, неплатежеспособность возникает вследствие отсутствия учета менеджерами предприятия постепенных неблагоприятных изменений рыночной конъюнктуры. Такая неплатежеспособность является смешанной.3

    Описывая  причины возникновения неплатежеспособности, не следует забывать, что данное явление может быть преднамеренно  спровоцировано руководством предприятия. Существует множество способов преднамеренного  доведения предприятия до неплатежеспособности. К ним относятся поставки продукции заведомо неплатежеспособным потребителям за определенное вознаграждение, не перевод валютных поступлений в страну, где зарегистрировано предприятие и т. д. Все подобные действия менеджеров предприятия следует расценивать как криминальные, то есть нелегитимные. Соответственно неплатежеспособность, вызванная подобными причинами, может быть охарактеризована как нелегитимная. Неплатежеспособность, возникающая без элемента преднамеренности со стороны руководителей или собственников предприятия, называется легитимной.

    Следующим классификационным признаком является отношение непогашенных обязательств к определенному виду деятельности предприятия. Принято выделять следующие  направления деятельности: операционная, инвестиционная и финансовая. Неспособность предприятия погасить свои обязательства по операционной деятельности предлагается охарактеризовать как операционную неплатежеспособность, по инвестиционной и финансовой как инвестиционную. Если же предприятие неспособно исполнить обязательства по различным видам деятельности, то оно является и интегрально неплатежеспособным. Введение данной классификации позволяет определить, какие виды деятельности вызывают возникновение чрезмерных оттоков или недостаток притоков, а следовательно, более предметно диагностировать причины кризиса. 4

    Классификация неплатежеспособности по времени наступления  также связана с диагностикой кризиса. Однако, здесь речь идет об обнаружении и предотвращении возможных кризисов еще до их возникновения. Постоянный мониторинг платежеспособности не только в настоящий момент, но и на будущий период, позволяет предприятию выявить возможную неплатежеспособность еще до момента ее возникновения. Таким образом, существуют два вида неплатежеспособности: реальная, то есть уже возникшая, и прогнозная, возникновение которой вероятно в будущем.

    Последний классификационный признак - перспектива  восстановления платежеспособности, также связан с прогнозированием дальнейшего развития предприятия. Если при сохранении текущих методов хозяйствования предприятие в перспективе способно обрести платежеспособность, то неплатежеспособность следует охарактеризовать как временную (к этому виду относятся первые четыре степени неплатежеспособности: с зарождающейся по хроническую). В противном случае неплатежеспособность является нарастающей (степень абсолютной неплатежеспособности).

    Предложенная  классификация иллюстрирует, что неплатежеспособность предприятия является понятием, охватывающим целый спектр различных состояний предприятия. Таким образом, описывая неплатежеспособность, целесообразно указывать ее дополнительные, уточняющие характеристики (глубина, анализируемый период и т. д.).

    Наиболее  важной является классификации неплатежеспособности по периоду восстановления платежеспособности. Именно этот признак позволяет определить глубину неплатежеспособности. Так как неплатежеспособность является следствием кризисной ситуации, то под ее глубиной (т. е. относительным размером просроченных обязательств) следует понимать степень развития кризиса на предприятии. То есть, чем глубже неплатежеспособность, тем более тяжелым является финансовое состояние предприятия.

 

2. Психологические аспекты антикризисного управления.

 

    Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что  причина его появления это  реформирование российской экономики  и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани  банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.5

    В условиях кризиса важно оценить  риски всех принимаемых решений. В условиях индивидуального и  коллективного стресса как неотъемлемой части кризисной ситуации в организации  возрастают психологические аспекты  принятия решений.

    Антикризисное управление – это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации. В этом определении объединены две  составляющие антикризисного управления: предотвращение ещё не наступившего кризиса и преодоление уже  наступившего кризиса.

    Концептуальная установка антикризисного управления организациями выражается в следующих основных положениях:

    • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызвать;
    • кризисы в определенной степени можно ускорять, предварять и отодвигать;
    • к кризисам можно и необходимо готовиться;
    • кризисы можно смягчать, кризисные процессы в определенной степени управляемы, управление процессами выхода из кризиса способно ускорить эти процессы и минимизировать их негативные последствия;
    • управление в условиях кризиса требует особых подходов, инструментов, знании и навыков.

Информация о работе Предпосылки и признаки проявления неплатежеспособности предприятия организации. Психологические аспекты антикризисного управления